Найти в Дзене

Реальный художник VS нейросеть, или Как был проиллюстрирован рассказ «Хольмганг»

Если говорить о рассказе «Хольмганг» (а я люблю этот рассказ, и мне нравится говорить о нём), стоит упомянуть и то, как он был проиллюстрирован. А случай тут любопытный, дающий повод ещё раз поразмыслить над тем, уничтожит ли искусственный интеллект профессию художника. Сейчас мне уже немного совестно бранить нейросети, они, как ни крути, выручают меня в некоторых публикациях. С помощью «Шедеврума» мне относительно сносно удалось проиллюстрировать многие рассказы на этом блоге и повесть «Гектор со звездолёта «Итака»», которую я выкладывал по главам. Каждая иллюстрация, сгенерированная с помощью ИИ, это далеко не идеальный, но в чём-то удовлетворительный результат, примерно соответствующий моему замыслу. Но в целом они гладенькие и первое впечатление создают хорошее, пока не начинаешь присматриваться к деталям. Так что, разумеется, их будут использовать, и я буду (конечно, только тогда, когда нет другого варианта). Но «отменит» ли это потребность в художниках? Ни в коем случае. Даже есл

Если говорить о рассказе «Хольмганг» (а я люблю этот рассказ, и мне нравится говорить о нём), стоит упомянуть и то, как он был проиллюстрирован. А случай тут любопытный, дающий повод ещё раз поразмыслить над тем, уничтожит ли искусственный интеллект профессию художника.

Сейчас мне уже немного совестно бранить нейросети, они, как ни крути, выручают меня в некоторых публикациях. С помощью «Шедеврума» мне относительно сносно удалось проиллюстрировать многие рассказы на этом блоге и повесть «Гектор со звездолёта «Итака»», которую я выкладывал по главам.

Каждая иллюстрация, сгенерированная с помощью ИИ, это далеко не идеальный, но в чём-то удовлетворительный результат, примерно соответствующий моему замыслу. Но в целом они гладенькие и первое впечатление создают хорошее, пока не начинаешь присматриваться к деталям.

Так что, разумеется, их будут использовать, и я буду (конечно, только тогда, когда нет другого варианта). Но «отменит» ли это потребность в художниках? Ни в коем случае. Даже если ИИ научится не косячить с конечностями, глаза у сгенерированных изображений людей, я думаю, всегда будут пустыми.

Просто ИИ всё равно. Отнюдь не случайно при повторных генерациях он придерживается первый избранной им композиции, а если на картинке должны присутствовать два человека, выдаст близнецов. Вот, к примеру, как он изобразил тройку героев «Хольмганга»:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

Те, что читал рассказ, наверное, помнят, что я выбрал вариант картинки, где голову одного из героев украшает шляпа: это хоть немного позволяет их различить. Хотя, разумеется, я не могу вам сказать, который из них в шляпе: дерзкий Ньорд или рассудительный Петтер.

Вообще-то, мне хотелось сгенерировать сцену на берегу ручья. Это там, где «одногодки вновь сошлись, чтобы поиграть в хрупкое перемирие, в которые выродилась былая дружба. Босая Сиф, поддернув подол платья заметно выше, чем нужно, чтобы не намочить его, прогуливалась по дну ручья, перекатывая гладыши пальцами ног».

Сначала получилось вот что:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

То есть Сиф не босая, не в ручье, и даже сама по себе, а влюблённые в неё парни сидят к ней спиной. Немного покамлав, я добился нужной композиции — уже подвиг, когда имеешь дело с таким упрямцем, как «Шедеврум». Но ИИ отомстил мне — неожиданно превратил Сиф в ребёнка:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

Я снова стал толковать ему, что мне нужно, но «Шедеврум» вернулся (уже, видимо, навеки) к прежней композиции и заодно ясно дал мне понять, что ему надоели мои придирки: Сиф превратил в рахитичку с изуродованным лицом, а над парнями начал проводить бодихоррорные эксперименты:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

Я понял, что дальнейшие препирательства бесполезны, сгенерировал уже известный вам групповой портрет с близнецами в шляпе и без и взялся за Эспена. Со стариком проблем не возникло. Он был совершенно одинаков, два лучших варианта ИИ просто отзеркалил слева направо. Один я взял в публикацию рассказа, другой показываю здесь:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

А Дира я решил не генерировать. С ним связан сюжетный твист, даже случайно читатель не должен увидеть его прежде времени. Ещё были попытки сгенерировать Петтера, крадущегося среди скал с самодельным копьём. Из предложенных "Шедеврумом" вариантов выбрал тот, где Петтер бежит, потому что там копьё и правда напоминает то, которое я подразумевал. Кроме того, действительно крадущийся Петтер выглядит не очень трезвым:

Изображение снегерировано ИИ
Изображение снегерировано ИИ

Однако пора уже оправдать название статьи и вывести на сцену художника. Дело в том, что «Хольмганг» выходил на бумаге — в микротиражном иллюстрированном альманахе «Fantomas», в декабре 2022 года. Вот как выглядел сигнальный экземпляр, присланный редакцией:

Фото автора
Фото автора

А вот и первая страница с тем самым рисунком за авторством Анны Ароновой, о котором я хочу сказать:

Фото автора
Фото автора

Впрочем, иллюстрацию мне ещё раньше скидывали. И, в отличие от поделок ИИ, первое впечатление она произвела на меня, признаюсь, не очень хорошее. Выложу отдельно, чтобы можно было рассмотреть:

Рисунок Анны Ароновой
Рисунок Анны Ароновой

Нет, вы разверните, чтобы виднее было. Там именно присматриваться надо. Если вы читали рассказ, то, возможно, ваше первое впечатление сейчас изменится — как изменилось у меня, когда я разобрал, что рисунок, при всём нарочитом примитивизме, очень неглуп.

На нём схвачен момент, когда два героя уже начали свою «прогулку по острову». Над ними довлеют скалы-лица — величественные и тяжеловесные тени древних преданий, в жерновах которых уже перемалываются молодые души. Эти два паренька — не викинги, уже Бог знает в каком поколении, но живут и готовы умереть под гнётом отжившей старины.

Анна Аронова хорошо прочувствовала рассказ, и потому идея иллюстрации отчётливо «прочитывается» — как цельное высказывание. И я уверен, что, каких бы высот ни добились разработчики искусственного интеллекта, он никогда не сможет сделать чего-то подобного.

Потому что ему всё равно. А мне было не всё равно, когда я писал грустный триллер о «прогулке по острову» (так буквально переводится слово «хольмганг», означавшее у древних скандинавов священный поединок). И Анне Ароновой было не всё равно. И, надеюсь, не всё равно было читателям рассказа.

#творчество #хольмганг #нейросети