Найти в Дзене

Триумф народа-победителя. Часть 2

В Параде Победы 24 июня 1945 года, вошедшем в мировую историю, участвовали, по меньшей мере, тринадцать магнитогорцев: Я. Д. Антонов, М. А. Баландин, Н. Я. Борисов, А. С. Ведерников, А. М. Евдокимов, И. Е. Егоров, И. М. Захаров, Н. С. Попов, Г. С. Просяник, Н. Д. Сергиенко, А. И. Скачков, А. И. Тишин, В. Я. Ягольников ­­­Бригадир складского хозяйства треста «Магнитострой», артиллерист, командир взвода Иван Михайлович Захаров боевое крещение принял в Белоруссии, а закончил боевой путь в Австрии. Первой его наградой стал орден Красного Знамени – после боя за Великие Луки зимой 1942 года. Орден Красной Звезды вручили ему за бои под Харьковом, где отличился его артиллерийский взвод. Трижды был ранен и дважды контужен, но неизменно возвращался в строй. На Параде Победы он удостоился особой чести пронести по Красной площади полковое знамя, на котором развевались ленты орденов, отмечавших ратный путь полка. Алексей Иванович Скачков, бывший заместитель начальника электроцеха Магнитогорского ка

В Параде Победы 24 июня 1945 года, вошедшем в мировую историю, участвовали, по меньшей мере, тринадцать магнитогорцев: Я. Д. Антонов, М. А. Баландин, Н. Я. Борисов, А. С. Ведерников, А. М. Евдокимов, И. Е. Егоров, И. М. Захаров, Н. С. Попов, Г. С. Просяник, Н. Д. Сергиенко, А. И. Скачков, А. И. Тишин, В. Я. Ягольников

­­­Бригадир складского хозяйства треста «Магнитострой», артиллерист, командир взвода Иван Михайлович Захаров боевое крещение принял в Белоруссии, а закончил боевой путь в Австрии. Первой его наградой стал орден Красного Знамени – после боя за Великие Луки зимой 1942 года. Орден Красной Звезды вручили ему за бои под Харьковом, где отличился его артиллерийский взвод. Трижды был ранен и дважды контужен, но неизменно возвращался в строй. На Параде Победы он удостоился особой чести пронести по Красной площади полковое знамя, на котором развевались ленты орденов, отмечавших ратный путь полка.

Алексей Иванович Скачков, бывший заместитель начальника электроцеха Магнитогорского калибровочного завода, в годы войны был связистом, но начинал воевать пулемётчиком, был также наблюдателем-корректировщиком в батальоне миномётчиков под Москвой. Окончив курсы, стал командовать взводом телеграфных аппаратов Бодо. В дни боёв в Германии за обеспечение связи на полевом узле командующего фронтом был награждён орденом Красной Звезды. На параде Алексей Скачков шёл в составе сводного полка третьего Белорусского фронта, который вёл прославленный маршал А. М. Василевский.

Бывший разведчик-артиллерист Николай Степанович Попов после войны работал шофёром автотранспортного предприятия № 2. В Карпатах, под Моравской Остравой, Попову вручали орден Красной Звезды за смелый рейд в тыл врага, закончившийся захватом в плен немецкого офицера. А за уничтожение вражеской группы фауст-патронщиков его наградили орденом Отечественной войны.

Бывший разведчик гвардии старший сержант Николай Яковлевич Борисов, неоднократно участвовавший в боевых операциях партизанских отрядов имени Константина Заслонова и Климента Ворошилова, на Параде Победы нёс и бросал знамёна и штандарты разгромленного врага.

Алексей Михайлович Евдокимов в начале войны работал на второй аглофабрике. В январе 1942 года ушёл на фронт, попал на Волховское направление в отдельный истребительный противотанковый дивизион. Выдвинувшись на передовую, его подразделение попало в окружение. К своим выходили отдельными группами. Ночью шли, днём залегали в болотах. У линии фронта с боем прорвались к своим. В июле-августе 1942 года под селом Вороново, что под Ленинградом, после артналёта поднималась кромешная пыль. Орудие вышло из строя, и в атаку бойцы ходили, прихватив с собой дрын. Немцы очень боялись русской рукопашной… До апреля 1944 года артиллерист Евдокимов воевал между Новгородом и Старой Руссой. Потом его направили в Ковель, что на границе с Польшей, где он командовал 76-миллиметровым орудием. Отбивая наступление противника, был ранен осколком в лицо, но товарищи перевязали и он продолжил бой. За находчивость и бесстрашие он был награждён орденом Славы III степени, который ему вручили в госпитале. Вместе с наступавшими советскими частями старший сержант Евдокимов прошёл через всю Польшу – от Ковеля до Познани. Орден Славы II степени он получил за выполнение ответственного задания и проявленное мужество в сражении за Радзымин. Ещё одну награду ему вручили после наступления на Гдыню. Победу Алексей Евдокимов встретил на Эльбе, оттуда и отправился на Парад Победы.

Иван Егорович Егоров на военную службу был призван в 1936 году, был командиром пехотного взвода. В 1940 году направлен на переподготовку в танковое училище Ленинграда. Сразу после начала войны на базе училища сформировали отдельный бронетанковый отряд для обороны Кингисеппа. Егоров был назначен командиром танкового взвода. Через два месяца, 22 августа 1941 года, Ивана Егорова ранили в боях под Царским Селом. Оправившись после ранения, он был направлен уже командиром танковой роты в первую танковую бригаду полковника Катукова, которая в числе других прошла по Красной площади 7 ноября 1941 года и потом – прямо на фронт. Егоров участвовал в разгроме немцев под Москвой. В июне 1942 года танк Ивана Егоровича был подбит, а сам командир был ранен и здорово обгорел. Более полугода провёл в госпиталях. Потом получил отпуск, но как им распорядиться, не знал – родное село в Калининской области было в оккупации. Товарищи в письме пригласили его в Магнитогорск. Здесь Ивана Егорова устроили инспектором в военкомат. За бои под Москвой он был награждён орденом Боевого Красного Знамени, но награда никак не могла поспеть за ним – так много Иван Егорович кочевал по госпиталям. И вот, наконец, вызвали его на вручение ордена в Свердловск. Там он встретил боевого товарища, также приехавшего за наградой, а заодно – получить боевые машины в Нижнем Тагиле. Егоров дал телеграмму в Магнитогорск, что его отзывают на фронт, и с новыми танками в июне 1943 года снова попал в танковую армию Катукова, в родную 237-ю танковую бригаду. За бои на Курской дуге Иван Егоров был награждён орденом Красной Звезды, после Корсунь-Шевченковской операции стал командиром танкового батальона. Освобождал Житомир, Винницу, Проскуров, Львов… В сентябре 1944 года с Вислинско- Сандомирского плацдарма в Польше их танковая часть была переброшена в Карпаты для боев за Дуклинский перевал. Там Иван Егоров вновь был ранен и отправлен в госпиталь, однако с января 1945 года он вновь участвовал в боях на территории Польши, затем в битве за Берлин. Наградной список Ивана Егорова внушителен: два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, польский орден за освобождение Польши, медали «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Пётр Иванович Косухин приехал в Магнитогорск в 1934 году. Выучился, стал работать в доменном цехе. В 1942-м ушёл на фронт. Воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию, Прибалтику, Польшу, дошёл до Берлина. За спасение полкового знамени ещё в начале боевого пути был награждён медалью «За отвагу», впоследствии – орденом Славы II и III степеней, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Участник легендарного парада Пётр Косухин прибыл в Москву к 10 июня со своей техникой. После парада уехал в Германию, служил в Группе советских войск. Демобилизовался в 1947 году. Устроился слесарем в доменный цех, потом стал бригадиром слесарей, механиком цеха, был одним из лучших рационализаторов, активно участвовал в общественной работе.

Среди участников парада был и машинист экскаватор известняково-доломитового карьера Михаил Александрович Баландин. Известие о капитуляции фашистской Германии застало его в Чехословакии, под городом Брно. Служил он в ОДР – отряде дальней разведки, выполняя задания, часто пересекал линию фронта. Такова была специфика его службы: вести разведку в глубоком тылу противника, наблюдая за движением на железнодорожных станциях. Случалось и на связь с партизанами выходить. Добытые им сведения помогали спасти сотни жизней. Однажды, возвращаясь с очередного задания, неподалёку от западно-украинского города Коломыя при переходе через участок фронта захватили «языка», который сообщил штабистам очень ценные сведения. За участие в этой операции Михаил Баландин был представлен к ордену Отечественной войны II степени. В Венгрии, в районе деревни Керестур, что на границе с Чехословакией, наши части готовили крупное наступление, но оно сорвалось: гитлеровцы узнали о нём и во время артподготовки сумели сохранить свои огневые точки и людские силы. А местность возле деревни – голые холмы, ни деревца, ни кустика. К тому же гитлеровцы занимали лучшие позиции, им очень удобно было вести огонь... Много наших солдат полегло в бою. После этого разведчикам пришлось крепко поработать, чтобы помочь командованию найти брешь в обороне противника и подготовить новое наступление. Применяли все возможные виды разведки: и в глубокий тыл ходили, и за «языком», и разведку боем совершали. На реке Прут надо было во что бы то ни стало сохранить мост, не дать немцам взорвать его при отступлении. И с этой задачей разведчики справились. ...Долгим и трудным был путь Михаила Баландина к победе. Он приближал её, рискуя жизнью, теряя фронтовых друзей. Но ему посчастливилось остаться в живых и испытать всю радость победителя. И лучшей наградой за все солдатские невзгоды, выпавшие на его долю, стало участие в Параде Победы на Красной площади. Всю войну, выполняя задания командования, проползал на животе, держа наготове гранату, «финку», пистолет, иногда автомат, которые не раз выручали его. А по Красной площади довелось пройти в полный рост, парадным шагом, держа в руках винтовку, из которой уже не нужно было стрелять. Такое – не забывается.

Автор: Елена Брызгалина

Фото: Михаил Трахман (из открытых Интернет-источников)