Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о тех, кто делает нашу жизнь ярче, интереснее, эмоциональнее (выберите подходящее слово!). Да, о животных! Мы отправимся в увлекательное путешествие по истории анималистического жанра, чтобы увидеть, как художники с древности и до наших дней воплощали в своих произведениях удивительный мир фауны.
Анималистический жанр — это направление в изобразительном искусстве, посвященное изображению животных. Его название, происходящее от латинского слова «animal» (животное), говорит само за себя.
Первобытный мир
Анималистический жанр зародился в глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, сохранившиеся в разных уголках мира. Эти произведения, созданные в эпоху палеолита, поражают своей точностью и мастерством.
Наскальная живопись, один из первых видов искусства, возникла в пещерах, служивших укрытием от холода (в основном в Европе, но и в Азии тоже — например, в пещерах Ниах на Калимантане).
В пещере Альтамира (Испания), открытой в конце XIX века, были обнаружены одни из самых выдающихся образцов палеолитического искусства. Возраст рисунков, созданных между 14 000 и 36 000 лет назад (оценка по радиоуглеродному анализу), дает нам уникальное представление о культуре и художественных достижениях наших предков.
Бизоны, кабаны, олени — главные герои этих рисунков. Для их создания использовались уголь и охра — природные пигменты, дававшие черный, красный и желтый цвета. Художники умело использовали природные изгибы и неровности стен, придавая изображениям объем и динамику, создавая ощущение трехмерности. Расположение рисунков было продумано, что свидетельствует о замысле и художественном опыте.
Для нанесения красок применялись кисти из шерсти, палочки и даже пальцы. Также использовалась техника выдувания краски через трубочку, позволяющая создавать отпечатки рук.
Удивительное мастерство! Обнаруживший рисунки Марселино Санс де Саутуола, археолог-любитель, долгое время подвергался обвинениям в фальсификации — настолько невероятными казались эти произведения. Его «реабилитировали» лишь после смерти.
Центральное место в композициях занимают бизоны, изображенные с поразительной детализацией, передающей их мускулатуру и пластику. Одни — в покое, другие — в движении, создавая ощущение жизни. Художники досконально знали анатомию и повадки этих животных.
Олени также изображены с высоким уровнем реализма, передавая все анатомические особенности.
Кабаны, узнаваемые по их мощным туловищам и коротким ногам, тоже написаны с высокой степенью детализации, часто в профиль, подчеркивая особенности их телосложения. Забавный факт: на одном из рисунков кабан изображен с несколькими ногами, вероятно, передавая стремительность бега — древние художники рисовали «мультики»!
Помимо изображений животных, в пещерах встречаются отпечатки рук, созданные с помощью техники выдувания краски через трубочку.
Эти отпечатки, вероятно, имели ритуальное или символическое значение, возможно, отражая охотничьи ритуалы (с просьбами об удачной охоте, выраженными через изображения животных), религиозные верования (например, поклонение духам животных) или даже служа для передачи знаний (обучения молодых охотников). Исследователи продолжают изучать эти изображения, стремясь глубже понять культуру и мировоззрение наших предков.
Древние цивилизации
В Древнем Египте изображения животных достигают монументальности, что связано с обожествлением многих представителей фауны. Сфинксы, божества с телами людей и головами зверей и птиц, символизировали связь человеческого и животного начал в природе.
Боги изображались с головами животных.
В Древнем Египте кошки были священными животными, и богиня Бастет была их воплощением. Она, прекрасная и могущественная, олицетворяла плодородие, любовь и женственность. В аграрном Египте, где урожай был основой жизни, кошки, оберегавшие зерно от грызунов, пользовались особым почитанием.
В гробнице Нахта можно увидеть кошку, поедающую рыбу под стулом его жены Тави — символ плодородия и женственности.
Святыни с изображениями животных были распространены не только в Египте, но и в Ассирии, Греции, Риме, Индии и других древних цивилизациях.
В Китае времен эпохи Северной Сун (XI век) прославился живописец И Юаньцзи, мастерски изображавший животных, особенно обезьян.
Античность
Анималистика получила широкое распространение в живописи античного мира, процветая как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Животные оставались важными элементами композиций, но их изображения стали более разнообразными и реалистичными.
Анималистические мотивы можно встретить на фресках и мозаиках, украшавших дома и общественные здания, а также в изящной вазописи и скульптурных композициях.
Интересный факт приводит древнегреческий писатель Юлий Поллукс: философ Симон Афинский критиковал художника Микона за излишний реализм в изображении лошадей, а именно — за то, что тот нарисовал им нижние ресницы, которых у этих животных не бывает. Этот эпизод показывает, насколько внимательно относились к деталям в античном искусстве и как важна была точность в передаче природы.
Средневековье
В средневековой живописи животные тоже играли важную роль, хотя и несколько своеобразную. Изображения реальных и вымышленных зверей были весьма разнообразны, но неизменно несли на себе отпечаток христианского влияния. Они были декоративны и, одновременно, полны символизма.
Животные в средневековом искусстве могли олицетворять всё, что угодно: творение, Добро и Зло, Бога и Дьявола. Они были повсюду: в церквях, на витражах, барельефах и мозаичных полах, которые служили чуть ли не единственным учебником для неграмотного населения (а таких, прямо скажем, было большинство). Животных изображали на капителях, пластинах из слоновой кости, в рукописях, на фресках, а также на ювелирных изделиях, печатях и гобеленах. В общем, от животных было не скрыться!
И тут мы подходим к «страдающему средневековью». Да, на несколько столетий после античности художники словно разучились рисовать. Не будем их винить — времена были непростые!
Вы, возможно, удивитесь, но даже стабильный климат влияет на искусство! Чем лучше живется людям, тем больше у них времени на творчество. А в Средние века, увы, было не до изысков: после потепления и экономического роста (с IX по XIII века) наступили малый ледниковый период, упадок сельского хозяйства и голод. В таких условиях не до живописи.
А еще была чума… «Черная смерть» в 1347–1351 годах — это страшное потрясение. Искусство стало мрачным, символическим и очень религиозным. Художники не стремились к реализму — главное было передать трагедию современности. Тут уж не до котиков.
В V веке пала Западная Римская империя, и многие художественные центры пришли в упадок. Научиться писать реалистично было практически негде. Так что, не судите строго средневековых художников — они делали, что могли!
Мир воспринимали по-другому — это тоже важно. Средневековое искусство — это, в первую очередь, религиозное выражение и обучение, построенное на символах и аллегориях.
В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака — верность, голубь — мир, обезьяны — низменные страсти. Особое место занял агнец — символ жертвы Христа.
Так что, Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и мистицизма.
Возрождение
С приходом эпохи Возрождения художники обратились к изучению природы и стремились изображать животных с натуры, что, надо сказать, было непростой задачей! Вспомните знаменитого «Зайца» Дюрера — пример невероятной точности и детализации.
Даже Леонардо да Винчи, гений во многих областях, увлекался анималистикой и оставил после себя множество графических рисунков с изображениями животных.
В эпоху Возрождения из искусства практически исчезли сказочные и мифические персонажи. Как исключение можно вспомнить разве что «Даму с единорогом» Рафаэля — но и здесь единорог выглядит вполне реалистичным, почти как настоящий жеребенок с рогом!
Анималистика в XVII-XIX веках
Наконец-то! В XVII веке анималистика становится отдельным жанром, получив признание сначала в Бельгии, а затем и в других развитых странах.
В XVII веке художники-анималисты часто сотрудничали с коллегами, создавая удивительные коллаборации. Одни писали животных, а другие — людей или пейзажи. Франс Снейдерс, основатель барочной анималистики, часто рисовал животных и натюрморты для Рубенса. На картинах Снейдерса редко встретишь людей (кроме кухонных сцен), зато животных — хоть отбавляй. Там и мертвые трофеи, и живые звери, ожесточенно сражающиеся друг с другом. В общем, жизнь кипит.
В Золотой век Голландии художники-анималисты, хоть и занимали не самое высокое положение в иерархии жанров, могли неплохо зарабатывать. Да и заказчики, бывало, ценили их работы больше, чем «высокое» искусство. В Англии XVIII века специализировались на портретах скаковых лошадей и породистого скота, а во Франции животные оставались частью декоративных композиций.
XIX век принес реализм, который воспевал красоту природы и труда. Русские художники внесли свой вклад, обратившись к крестьянской тематике. Художники пристально изучали животных, изображая их в сценах крестьянского быта, на охоте и даже на войне.
Среди животных особое место занимала лошадь. Ее воспевали романтики (Жерико, Делакруа), реалисты (Сверчков, Серов, Суриков) и импрессионисты (Дега). Даже постимпрессионист Тулуз-Лотрек обращался к этому образу.
Не забыли художники и про собак и кошек. В XIX веке заговорили об их разуме и чувствах. Лансир увековечил ньюфаундлендов,
а Федотов показал трагедию в картине «Анкор, еще анкор!».
Кошки, долгое время страдавшие от недостатка внимания, наконец, обрели своих почитателей, став символом грации и загадочности.
XX век принес в живопись множество новых модернистских течений, что, конечно, не могло не повлиять на анималистический жанр. Анималистика больше не занимает центральное место, но ее отголоски появились в работах экспрессионистов, примитивистов, кубистов и сюрреалистов.
Спасибо, что были с нами в этом увлекательном путешествии по истории анималистики! Надеемся, вам было интересно узнать, как художники на протяжении веков изображали наших любимых животных. Пусть мир искусства всегда вдохновляет вас и приносит радость! До новых встреч!