Речь об анимационной полнометражной картине «Отель "Онегин"»: весной ее показали на Московском кинофестивале, а в конце июня — и на международном кинофестивале «Зеркало», который проводится в Ивановской области, где режиссер Андрей Тарковский провел детство.
Фильм-фантазия основан сразу на двух шедеврах русской классики: романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и одноименной опере Петра Чайковского. Работа над ним шла около пяти лет. Режиссер Ирина Евтеева (автор фильмов «Петербург», «Маленькие трагедии», «Эликсир», обладательница «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за короткометражку«Клоун») использует уникальную технику — сначала снимается видео с реальными актерами и объектами, а затем его проекции на стекле покадрово раскрашиваются вручную. В итоге в фильме используются разные техники: есть обычное игровое кино, раскрашенные фрагменты, кукольная анимация.
Главный герой фильма — зарубежный режиссер-кукольник, в котором есть немного русской крови и много интереса к творчеству Пушкина. Прототип героя — выдающийся британский режиссер-кукольник Барри Первис. В компании своего кота вымышленный Барри отправляется в Россию, чтобы окончательно понять роман «Евгений Онегин» и экранизировать его. Кот начинает говорить — и оказывается не просто ученым, а литературоведом. Зарубежные гости оказываются в отеле, населенном героями Пушкина, а заведует отелем (в точнее — вселенной Пушкина) оперная дива, ее сыграла Любовь Казарновская.
А вот как Ирина Евтеевка вспоминает работу над сценами с участием кота-пушкиниста:
Надо было научить кота «говорить». Емунадоело постоянно жевать, жевать (когда он жует — получается некая артикуляция, складывается впечатление, что кот разговаривает). И что делать? Наш звукорежиссер нашел в интернете запись, как коты приветствуют друг друга во время брачных встреч. Это было смешно. Мы включали кошачью запись. Сначала у нас на площадке орали кошки, мы командовали: «Мотор!», потом снимали кота, который орал вместе с ними.
При создании сценария фильма задействовали письма и черновики Пушкина и Чайковского. Это не экранизация «Евгения Онегина», а попытка погрузиться в мир поэта и композитора, чтобы понять, как каждый по-своему трактовал образы главных героев, создавал похожие, но разные миры.
Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: там кино, стихи и картины с кошками — каждый день :)