Для начинающих любителей поиграть на пианино.
Часть 1.
Упрощенный метод записи и чтения аккордов песен на пианино
Когда я был ещё школьником, моя старшая сестра училась в музыкальной школе, дома соответственно было фортепиано. Сестра, научила меня играть двумя руками простые мелодии типа «Цыганочки» в три аккорда, показала где находятся клавиши «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си». Пока жил с родителями, иногда играл на фортепьяно под настроение. А сейчас , на работе в детском саду, в кабинете у меня хранится синтезатор CASIO, а в музыкальном зале есть новенькое настроенное акустическое пианино. Попробовал на нем играть «Цыганочку» и оказалось, что «руки то помнят». Но играть только одну мелодию было скучно, и решил немного расширить свой «репертуар». В заначке были лишние деньги, и что бы их потратить с пользой, в октябре 2023 года купил электронное пианино CASIO-SDP-s100.
После покупки пианино, один месяц, прошёл в поисках приемлемых (общепринятых) методов самообучения игре на пианино.
Метод №1. Вначале изучил теорию нотной грамоты. Но знать, как ноты расположены на нотном стане, а так же что означают всякие музыкальные символы и знаки, это ещё не означает, что можно их быстро идентифицировать в голове, и потом передать соответствующий сигнал рукам. После нескольких попыток, сыграть мелодию по нотам, понял что этот вариант требует большого объема тренировок, терпения, а время и нервы тратить уже не хотелось.
Метод №2.наклеил на соответствующие клавиши пианино, цветные наклейки, показывающие через какие клавиши проходят пять линий нотного стана скрипичного и басового ключа. Ситуация чуть-чуть улучшилась, но всё-равно играть по нотам не получалось.
Метод №3.После того, как окончательно понял, что игру двумя руками, по нотам , мне быстро не освоить, начал искать варианты игры на пианино двумя руками аккордами. Исходил из того, что играя «Цыганочку» двумя руками методом «Левая рука — Правая рука), особых способностей не требуется. «Маршируй» себе по клавишам на счёт «Раз-Два» и радуйся жизни!
Вначале использовал тексты песен, в котором были расставлены аккорды в формате «А,В,C,D,E,F,G”, с дополнительными приписками типа “M, m, dim, aug, M7, и т.д.». Такое обозначение аккордов, было для меня в новинку, и я все равно мысленно их переводил в формат «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си», на что требовалось какое-то время. Поэтому, что бы не было «запинок» при игре, сразу начал писать над текстом песен соответствующие первые ноты аккордов «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си».
Оставалось решить вопрос с дополнениям в обозначениях аккордов: “M, m, dim, aug, M7, и т.д.». Дополнения к аккордам “dim, aug, M7, и т.д.» на время оставил в покое, так как их можно регулировать самостоятельно на слух, делая звук «выше-ниже» путём обращения аккорда, «громче-тише» усилием нажатия на клавиши и т.п.
А вот с определением минорный или мажорный аккорд, было немного сложнее. Быстро посчитать, какую среднюю клавишу нажимать (третью или четвёртую) в трезвучии не получалось, а ждать когда доведу это до автоматизма, не хотелось.
Поступил в этом деле просто. Например:
а) аккорд трезвучие «Ля-минор» (обозначаю у себя как Ля). Состоит из нот «Ля - До - Ми», т. е. из белых клавиш, отложенных от ноты «Ля» вправо, через одну клавишу. Это легко запоминается. Надо найти на клавиатуре только клавишу «Ля», и от неё построить трезвучие.
б) аккорд «Ля-мажор» (обозначаю как Ля*) состоит из нот «Ля- До диез - Ми», т.е. вместо средней белой клавиши нажимаем чёрную клавишу справа от неё, а третья клавиша остается белая. Т.о. не нужно запоминать информацию, минорный или мажорный нужен аккорд. Есть значок *, жмём чёрную клавишу справа от соответствующей белой клавиши.
в) бывают аккорды , в которых имеется сразу две черные клавиши, например «Си-мажор» (обозначаю как Си**). Здесь по аналогии с предыдущим пунктом, надо нажать ещё одну чёрную клавишу, расположенную правее третьей клавиши трезвучия.
г) иногда попадаются аккорды , в которых вторая клавиша трезвучия белая, а третья черная. Например «Си-минор» (обозначаю как Си.*). Здесь вторую клавишу трезвучия обозначаю точкой, а третья клавиша обозначается *
д) аккорд состоящий из нот трезвучия «Фа диез - Ля диез — До диез», (обозначаю как на рисунке ниже)
е)аккорд состоящий из нот трезвучия «Фа - Ля бемоль - До», (обозначаю как Фа°), т. е. вторая нота трезвучия «Ля бемоль» обозначается кружком °
е) попадаются экзотические аккорды, например «Си бемоль — Ре — Фа» . Этот аккорд записываю как подчеркнутое Си
По аналогии с вышесказанным, все остальные аккорды, любой тональности, можно записать таким способом.
После того, как начал записывать аккорды к текстам песен в таком виде, играть на пианино песни стало легко. Через месяц аккомпанировал себе 140 песен, а через год их стало уже 700.
Сейчас учусь играть 2-мя руками, когда левая рука играет аккорды, а правая мелодию. Это оказалось сложнее, чем игра только аккордами. Но после того, как придумал запись нот прямо по тексту песни, дело пошло веселее. Метод назвал «Светофор».
Часть 2.
«Светофор»
Метод записи нот для пианино в формате Word, прямо по тексту песен.
После того, как игра песен аккордами стала казаться скучной и однообразной, а так же учитывая отсутствие вокальных данных, нужно было переходить на игру двумя руками, когда левая рука играет аккорды, а правая мелодию.
Метод №1
Т.к. быстрым чтением нот не владею, вначале попробовал «зазубрить» наизусть мелодию какой-нибудь песни. Вроде бы получилось, но... через несколько дней вся эта «зубрежка» вылетела из головы. И … данный метод был «выброшен в корзину», как не долговременный.
Метод №2
Потом попробовал играть по обычным нотам. Выучил расположение нот до-ре-ми-фа-соль-ля-си первой октавы в скрипичном ключе. Но остальные ноты, приходилось вычислять, считая по строчкам нотного стана.
Что бы не вычислять вышеуказанные ноты:
- продублировал их (обозначены красным цветом) на 3-х нижних строчках нотного стана и одной дополнительной (там где находится нота До)
-расставил (обозначены красным цветом) где надо диезы и т.п.
- ноты для левой руки вообще убрал. Вместо них, расставил в соответствующих местах аккорды , записанные буквами (обозначены красным цветом)
Получилась вот такая запись нот
Думаю, что такая запись нот (для таких как я, на начальном этапе обучения), если учиться по классической системе, самая подходящая. Читать ноты стало намного легче, заодно тренировалась зрительная память по расположению остальных нот помимо нот первой октавы. И самое главное, получалось играть на пианино мелодию сразу, с минимальными навыками.
Однако, в процессе самообучения, выявились и недостатки такой записи нот:
а) Ноты получались на листе А4 громоздкими, с текстом песни были разделены, что заставляло переносить фокус зрения с текста песни на ноты и обратно. Располагались ноты далеко от клавиш, выпадая из поля зрения (периферийного).
б) Ноты приходилось переделывать в такой формат с помощью программы типа «Photoshop». А на это уходило много времени.
Так как этому моменту, я уже подобрал аккорды, записал и распечатал примерно 700 песен («не пропадать же добру!»), надо было придумать такую запись нот, что бы ноты были как можно компактнее, с возможностью записывать их в формате WORD, поверх текстов песен .
Метод №3
«Светофор»
При разработке этого метода, возникли вопросы:
1.Как же разместить поверх соответствующего слога слова текста песни одну из 12 нот октавы?
2.Как обозначить ноту соответствующей октавы?
3.Как записать случаи одновременного нажатия сразу 2-х или 3-х клавиш?
Для записи нот вручную, прямо по тексту песни сделал это таким образом (см.рис)
Оставалось каким-то образом написать ноты поверх текста песни, используя значки и символы, имеющиеся в текстовом редакторе WORD:
- ноты До и Ре записал двойным и одинарным подчеркиваниями соответствующих слогов слов песни.
-следующие ноты Ми, Фа, Соль раскрасил в соответствующие расположению на нотном стане, цвета светофора.
Ноту Ля обозначил одинарной линией над слогом.
Так как в WORD нет символа «двойное надчеркивание», ноту Си отметил синей подсветкой, в цвет неба. (Можно вообще никак не обозначать.).
Черные клавиши (диезы) в тексте песни, обозначил жирным шрифтом соответствующего ноте слога + соответствующий знак (цвет подсветки) ноты. Например : Катюша.
Вопрос: "На какой октаве находится нота?", решил следующим образом:
- нота на первой октаве — никак не отмечается.
- на второй октаве — ставлю 1 красную точку над слогом справа
- на третьей октаве — ставлю 2 красные точки над слогом справа
- на малой октаве — ставлю 1 красную точку над слогом слева
Остальные октавы можно обозначить по такому же принципу, увеличивая количество точек, но пока мне такие произведения не попадались.
В итоге получилась вот такая запись нот: