Найти в Дзене

Юрий Никулин. Семь долгих лет. Рецензия на книгу

Когда в руки попадает настоящая книга, это понимаешь сразу. С первых, буквально, страниц. Тем более, что книга эта посвящена и описывает те события, которые у каждого русского человека имеют внутренний отклик. Это что-то в крови. Когда книгу пишет настоящий человек, человек с большой буквы, он знает, на что обратить внимание, какие моменты подсветить. Это даже не то, чтобы знание. Это чувство, это жизнь. Он так живет, и он так пишет. И это сразу проступает сквозь текст. Сразу устанавливается связь с автором, сразу воображение начинает рисовать пространства, картинки, сразу возникают чувства, и ты, читатель, подключаешься к автору, начинаешь жить вместе с ним или, может быть, "за него". И именно так и должна читаться настоящая книга настоящего человека. В любой книге можно найти текст, но надо знать, куда смотреть, что вкладывать в историю, что является важным, а что проходным. Это тонкие вещи, вряд ли этому можно научиться. Хотя, наверное, до этого можно дорасти, можно прозреть, но бол
Юрий Никулин. Семь долгих лет. Рецензия на книгу
Юрий Никулин. Семь долгих лет. Рецензия на книгу

Когда в руки попадает настоящая книга, это понимаешь сразу. С первых, буквально, страниц. Тем более, что книга эта посвящена и описывает те события, которые у каждого русского человека имеют внутренний отклик. Это что-то в крови.

Когда книгу пишет настоящий человек, человек с большой буквы, он знает, на что обратить внимание, какие моменты подсветить. Это даже не то, чтобы знание. Это чувство, это жизнь. Он так живет, и он так пишет. И это сразу проступает сквозь текст. Сразу устанавливается связь с автором, сразу воображение начинает рисовать пространства, картинки, сразу возникают чувства, и ты, читатель, подключаешься к автору, начинаешь жить вместе с ним или, может быть, "за него". И именно так и должна читаться настоящая книга настоящего человека.

В любой книге можно найти текст, но надо знать, куда смотреть, что вкладывать в историю, что является важным, а что проходным. Это тонкие вещи, вряд ли этому можно научиться. Хотя, наверное, до этого можно дорасти, можно прозреть, но большинство книг, которые попадаются в поле зрения, не вызывают тех эмоций, которые вызвали первые же страницы мемуаров Юрия Никулина "Семь долгих лет".

Мудрость автора, тонкость его души раскрывают перед нами такие неожиданные стороны общества 1939-го советского года, как, например, упоминание о том, что старшина сравнивал солдат в учебке с Обломовым из романа Гончарова. И это сначала срубает наповал, а потом расстраивает. В нашем обществе кто-то еще прибегает к классике в общении с окружающими? А здесь, в 1939-ом - военные в учебке...

Книга интересна не только качеством и художественностью изложения. Какая-то бытовая простота совмещается с тончайшим пониманием жизни. Никулин раскрывает перед читателем мир, в котором он жил, мир того времени и более того, он находился внутри всемирно известных событий, о которых у нас здесь только какие-то в среднем общие представления.

Дальше в книге описываются с позиции обычного человека события Великой Отечественной Войны. Просто пишет Никулин. Но при этом события, о которых он пишет, совсем не простые. Обычными простыми словами он рассказывает, как убивало сослуживцев, как просто человек из живого становится мертвым. Просто и быстро. И это могут рассказать читателю почти все военные, которые побывали на настоящих войнах. И это стоит прочитать, чтобы понимать, что границы жизни гораздо шире бытовой суеты, и что жизнь - это очень хрупкое явление.

Высокая оценки книги не в ее лингвистических и стилистических изысках, а в том, что в череде мути и серости, появляются еще вот такие редкие экземпляры про простое человеческое, но при этом очень важное и для отдельного человека, и для всего нашего общества.