Найти в Дзене

Что такое экспрессионизм — и почему эти картины такие тревожные

В начале XX века Европа менялась с невероятной скоростью. Прогресс, индустриализация, рост городов — всё это сопровождалось внутренним беспокойством. Люди теряли ощущение устойчивости, а художники — веру в красоту как главную цель искусства. Так рождается экспрессионизм: искусство тревоги, искажения и обнажённого чувства. Экспрессионизм (от фр. expressionisme, от лат. expressio — выражение) — художественное течение, главная цель которого — выразить внутреннее состояние, а не зафиксировать внешнюю реальность. Это направление особенно ярко проявилось в Германии и Австрии и стало прямой противоположностью тем стилям, которые прославляли красоту, порядок и гармонию. Экспрессионизм продолжает тенденцию, начавшую формироваться ещё в середине XIX века: отказ от идеализации и внимание к тревожному, болезненному, некрасивому. Уже у импрессионистов и Шарля Бодлера мы видим интерес к неприятному опыту, к эстетике страдания и одиночества. Эта линия усиливается в символизме, а в экспрессионизме — с
Оглавление

В начале XX века Европа менялась с невероятной скоростью. Прогресс, индустриализация, рост городов — всё это сопровождалось внутренним беспокойством. Люди теряли ощущение устойчивости, а художники — веру в красоту как главную цель искусства. Так рождается экспрессионизм: искусство тревоги, искажения и обнажённого чувства.

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм (от фр. expressionisme, от лат. expressio — выражение) — художественное течение, главная цель которого — выразить внутреннее состояние, а не зафиксировать внешнюю реальность. Это направление особенно ярко проявилось в Германии и Австрии и стало прямой противоположностью тем стилям, которые прославляли красоту, порядок и гармонию.

Оскар Кокошка, «Невеста ветра» (Die Windsbraut), 1913–1914
Оскар Кокошка, «Невеста ветра» (Die Windsbraut), 1913–1914

Экспрессионизм продолжает тенденцию, начавшую формироваться ещё в середине XIX века: отказ от идеализации и внимание к тревожному, болезненному, некрасивому. Уже у импрессионистов и Шарля Бодлера мы видим интерес к неприятному опыту, к эстетике страдания и одиночества. Эта линия усиливается в символизме, а в экспрессионизме — становится доминирующей. Искусство теперь ставит во главу угла выражение личного, индивидуального взгляда, который может вступать в конфликт с окружающим. Художник говорит не от имени общества, а вопреки ему.

Эмиль Нольде, «Погребение», 1915
Эмиль Нольде, «Погребение», 1915

Это не про восхищение миром, а про крик в ответ на его холодность. Экспрессионизм показывает не только то, что принято считать прекрасным, но и то, что пугает, отталкивает, тревожит. Художник выражает своё чувство, окрашивая всё вокруг в трагические, тревожные, а порой и агрессивные краски. Личное переживание становится важнее общепринятой красоты.

Эмиль Нольде. «Пророк» (Der Prophet), 1912
Эмиль Нольде. «Пророк» (Der Prophet), 1912

Экспрессионизм возник на фоне растущего кризиса идентичности, когда внешнее благополучие больше не соответствовало внутреннему состоянию человека. В этом смысле экспрессионизм задаёт камертон всей последующей художественной культуре XX века. Он предвосхищает искусство, в центре которого стоит личность художника, его переживания и взгляд на мир — даже если этот взгляд противоречит общественным нормам и вкусам. Борьба индивидуальности против толпы, напряжённое, иногда болезненное выражение эмоций — всё это стало основой для многих направлений современного искусства.

Франц Марк, «Голубой конь I» (Blaues Pferd I), 1911
Франц Марк, «Голубой конь I» (Blaues Pferd I), 1911

В отличие от импрессионистов, стремившихся к изображению света и мимолётного впечатления, экспрессионисты искажали формы и цвета, чтобы усилить эмоциональное воздействие. Картины окрашены в траурные, тревожные тона, линия — нервная, сжатая, пространство — замкнутое.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Суд Париса». 1913
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Суд Париса». 1913

Не путать с более поздним абстрактным экспрессионизмом, возникшим в США в середине XX века. Несмотря на сходство в названии и акценте на эмоциях, это два разных явления. Классический экспрессионизм был преимущественно европейским, фигуративным и социально ангажированным: он показывал искажённый, но узнаваемый мир, полный боли и тревоги. Абстрактный экспрессионизм — американское течение, полностью ушедшее в абстракцию, где главное — не образ, а жест, процесс, личная энергия художника.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Городской парк Мёнеберге», 191
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Городской парк Мёнеберге», 191

«Мост» и «Синий всадник»

Экспрессионизм не был единой школой, но в Германии оформились две ключевые группы:

🔹 «Мост» (Die Brücke) — возникла в Дрездене в 1905 году. Её участники — Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф — были молоды и радикальны. Они отвергали академическое образование и искали новое художественное выражение, вдохновляясь африканскими масками, народным искусством и живописью Ван Гога. Само название группы символично: мост — это переход от внешнего к внутреннему, от рационального к эмоциональному. Внешний мир — лишь оболочка, за которой скрыта подлинная «действительная действительность» — внутренний мир человека.

Основным катализатором для группы стали выставки Эдварда Мунка, особенно его волнообразное движение цвета и локальные живописные массы. Хотя сам Мунк не принадлежал к экспрессионистам, он стал их идолом и ориентиром.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Лежащая обнаженная перед зеркалом». 1910
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Лежащая обнаженная перед зеркалом». 1910

🔹 «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) — группа в Мюнхене, основанная в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. В отличие от «Моста», их программа была более философской. В центре — синтез искусств, духовное содержание живописи, интерес к детскому, наивному взгляду на мир, самодостаточность цвета и формы. Поворотным моментом стало издание книги Кандинского «О духовном в искусстве» (1910), где он рассматривал цвет и форму как носителей внутренней энергии. В 1912 году вышел альманах под тем же названием, где были изложены программные идеи группы.

Василий Кандинский, «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), 1903
Василий Кандинский, «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), 1903

Эти идеи вели Кандинского и Марка к абстракции. Отказ от фигуративности и внимание к цвету и форме как самостоятельным выразительным средствам приближали их к беспредметному искусству. Для Кандинского абстракция была путём к духовному, для других — поиском новой выразительности. Так начиналась история абстрактного искусства, важнейшего направления в авангарде XX века.

Франц Марк. «Судьбы животных» 1913
Франц Марк. «Судьбы животных» 1913

Австрийский экспрессионизм

Экспрессионизм проявился не только в Германии. В Австрии его выразителями стали Эгон Шиле, Оскар Кокошка и Рихард Герстль. Их живопись — это чаще всего обострённая, болезненная работа с человеческим телом. У Шиле фигура вытянута, напряжена, ранима. У Кокошки портрет — как нервный сгусток. Австрийский экспрессионизм особенно интересовался темой тела, сексуальности, отчуждённости — это был крик на фоне венской культуры с её запретами и внутренними противоречиями.

Эгон Шиле. «Беременная женщина». 1910
Эгон Шиле. «Беременная женщина». 1910

Почему картины экспрессионистов тревожат

Герои экспрессионистской живописи часто одиноки, обезличены, уязвимы. Пространство сжимается, фигуры искажаются. Маски, гримасы, напряжённые позы — всё подчёркивает внутренний кризис. Это искусство неутешительное, но честное.

Рихард Герстль, «Автопортрет», 1908
Рихард Герстль, «Автопортрет», 1908

Художники искали язык для выражения чувств — не буквальный, а метафорический. Чтобы передать своё состояние, они использовали композицию, цвет, форму. Но главное — они создавали образы, в которых черты лица, тела, позы становились изоморфемами: выразительными акцентами, преувеличенными деталями, через которые художник передавал не только внешность, но и психологическое состояние. Например, удлинённая фигура или слишком большие глаза могли говорить о тревоге, одиночестве или душевной хрупкости. Так формировался психологический портрет — не реалистичный, но правдивый. Это путь от буквального изображения — к «правде искусства», в которой личное чувство важнее внешнего сходства.

Эгон Шиле, «Портрет Эдуарда Космака», ок. 1910
Эгон Шиле, «Портрет Эдуарда Космака», ок. 1910
Оскар Кокошка, «Портрет Лотты Францос», 1909
Оскар Кокошка, «Портрет Лотты Францос», 1909

Влияние и наследие

Экспрессионизм продлился недолго, но его влияние распространилось далеко. Он повлиял на немецкое кино 1920-х годов, театр, фотографию, на развитие абстракции и психоаналитического подхода к искусству. Позднее он стал одним из источников американского абстрактного экспрессионизма.

Экспрессионизм не стремился к утешению. Он хотел, чтобы зритель чувствовал. Даже если это чувство — тревога.

Как писал искусствовед и историк искусства Валерий Турчин:
«Экспрессионизм был пёстр, противоречив, неадекватен. О нём можно говорить бесконечно, и крайне трудно выбрать самое основное…»