В начале XX века Европа менялась с невероятной скоростью. Прогресс, индустриализация, рост городов — всё это сопровождалось внутренним беспокойством. Люди теряли ощущение устойчивости, а художники — веру в красоту как главную цель искусства. Так рождается экспрессионизм: искусство тревоги, искажения и обнажённого чувства.
Что такое экспрессионизм?
Экспрессионизм (от фр. expressionisme, от лат. expressio — выражение) — художественное течение, главная цель которого — выразить внутреннее состояние, а не зафиксировать внешнюю реальность. Это направление особенно ярко проявилось в Германии и Австрии и стало прямой противоположностью тем стилям, которые прославляли красоту, порядок и гармонию.
Экспрессионизм продолжает тенденцию, начавшую формироваться ещё в середине XIX века: отказ от идеализации и внимание к тревожному, болезненному, некрасивому. Уже у импрессионистов и Шарля Бодлера мы видим интерес к неприятному опыту, к эстетике страдания и одиночества. Эта линия усиливается в символизме, а в экспрессионизме — становится доминирующей. Искусство теперь ставит во главу угла выражение личного, индивидуального взгляда, который может вступать в конфликт с окружающим. Художник говорит не от имени общества, а вопреки ему.
Это не про восхищение миром, а про крик в ответ на его холодность. Экспрессионизм показывает не только то, что принято считать прекрасным, но и то, что пугает, отталкивает, тревожит. Художник выражает своё чувство, окрашивая всё вокруг в трагические, тревожные, а порой и агрессивные краски. Личное переживание становится важнее общепринятой красоты.
Экспрессионизм возник на фоне растущего кризиса идентичности, когда внешнее благополучие больше не соответствовало внутреннему состоянию человека. В этом смысле экспрессионизм задаёт камертон всей последующей художественной культуре XX века. Он предвосхищает искусство, в центре которого стоит личность художника, его переживания и взгляд на мир — даже если этот взгляд противоречит общественным нормам и вкусам. Борьба индивидуальности против толпы, напряжённое, иногда болезненное выражение эмоций — всё это стало основой для многих направлений современного искусства.
В отличие от импрессионистов, стремившихся к изображению света и мимолётного впечатления, экспрессионисты искажали формы и цвета, чтобы усилить эмоциональное воздействие. Картины окрашены в траурные, тревожные тона, линия — нервная, сжатая, пространство — замкнутое.
Не путать с более поздним абстрактным экспрессионизмом, возникшим в США в середине XX века. Несмотря на сходство в названии и акценте на эмоциях, это два разных явления. Классический экспрессионизм был преимущественно европейским, фигуративным и социально ангажированным: он показывал искажённый, но узнаваемый мир, полный боли и тревоги. Абстрактный экспрессионизм — американское течение, полностью ушедшее в абстракцию, где главное — не образ, а жест, процесс, личная энергия художника.
«Мост» и «Синий всадник»
Экспрессионизм не был единой школой, но в Германии оформились две ключевые группы:
🔹 «Мост» (Die Brücke) — возникла в Дрездене в 1905 году. Её участники — Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф — были молоды и радикальны. Они отвергали академическое образование и искали новое художественное выражение, вдохновляясь африканскими масками, народным искусством и живописью Ван Гога. Само название группы символично: мост — это переход от внешнего к внутреннему, от рационального к эмоциональному. Внешний мир — лишь оболочка, за которой скрыта подлинная «действительная действительность» — внутренний мир человека.
Основным катализатором для группы стали выставки Эдварда Мунка, особенно его волнообразное движение цвета и локальные живописные массы. Хотя сам Мунк не принадлежал к экспрессионистам, он стал их идолом и ориентиром.
🔹 «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) — группа в Мюнхене, основанная в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. В отличие от «Моста», их программа была более философской. В центре — синтез искусств, духовное содержание живописи, интерес к детскому, наивному взгляду на мир, самодостаточность цвета и формы. Поворотным моментом стало издание книги Кандинского «О духовном в искусстве» (1910), где он рассматривал цвет и форму как носителей внутренней энергии. В 1912 году вышел альманах под тем же названием, где были изложены программные идеи группы.
Эти идеи вели Кандинского и Марка к абстракции. Отказ от фигуративности и внимание к цвету и форме как самостоятельным выразительным средствам приближали их к беспредметному искусству. Для Кандинского абстракция была путём к духовному, для других — поиском новой выразительности. Так начиналась история абстрактного искусства, важнейшего направления в авангарде XX века.
Австрийский экспрессионизм
Экспрессионизм проявился не только в Германии. В Австрии его выразителями стали Эгон Шиле, Оскар Кокошка и Рихард Герстль. Их живопись — это чаще всего обострённая, болезненная работа с человеческим телом. У Шиле фигура вытянута, напряжена, ранима. У Кокошки портрет — как нервный сгусток. Австрийский экспрессионизм особенно интересовался темой тела, сексуальности, отчуждённости — это был крик на фоне венской культуры с её запретами и внутренними противоречиями.
Почему картины экспрессионистов тревожат
Герои экспрессионистской живописи часто одиноки, обезличены, уязвимы. Пространство сжимается, фигуры искажаются. Маски, гримасы, напряжённые позы — всё подчёркивает внутренний кризис. Это искусство неутешительное, но честное.
Художники искали язык для выражения чувств — не буквальный, а метафорический. Чтобы передать своё состояние, они использовали композицию, цвет, форму. Но главное — они создавали образы, в которых черты лица, тела, позы становились изоморфемами: выразительными акцентами, преувеличенными деталями, через которые художник передавал не только внешность, но и психологическое состояние. Например, удлинённая фигура или слишком большие глаза могли говорить о тревоге, одиночестве или душевной хрупкости. Так формировался психологический портрет — не реалистичный, но правдивый. Это путь от буквального изображения — к «правде искусства», в которой личное чувство важнее внешнего сходства.
Влияние и наследие
Экспрессионизм продлился недолго, но его влияние распространилось далеко. Он повлиял на немецкое кино 1920-х годов, театр, фотографию, на развитие абстракции и психоаналитического подхода к искусству. Позднее он стал одним из источников американского абстрактного экспрессионизма.
Экспрессионизм не стремился к утешению. Он хотел, чтобы зритель чувствовал. Даже если это чувство — тревога.
Как писал искусствовед и историк искусства Валерий Турчин:
«Экспрессионизм был пёстр, противоречив, неадекватен. О нём можно говорить бесконечно, и крайне трудно выбрать самое основное…»