Ко дню рождения горячо мной любимой Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 — 7 января 2004) я приберёг рассказ о поступлении в коллекцию фарфора #МузейсовременнойисторииРоссии её скульптуры «Татарский танец».
Это продолжение истории спасения предметов с изъянами. Весной этого года я был приглашён моим добрым знакомым москвичом осмотреть перешедшую ему по наследству от родственников квартиру. Многое я забраковал, потому как понимаю, что можно сразу после поступления в музей экспонировать со следами естественного бытования, а что совершенно не экспозиционно и не эстетично выглядит и, соответственно, встанет в многолетнюю очередь к реставратору. Но, по правде говоря, битую и вымазанную уже коричневым от старости клеем скульптуру «Татарский танец» я спас. Почему?
Во-первых, опыт позволяет быстро оценить ущерб и сложность последующей реставрации. Я уже не раз сталкивался с домашней постаревшей склейкой и знаю, что старый пересохший клей БФ (бутираль фенольный) хорошо «слетает» под воздействием бритвенного лезвия с глянцевой поверхности глазурованного фарфора. Что я и сделал при чистке и подготовке актов приёма дара с необходимой фотофиксацией.
Во-вторых, по своему профилю работы наш Музей современной истории России прежде всего интересует не само произведение искусства, а контекст его бытования. Даже без вмешательства реставратора подаренную скульптуру хоть завтра можно показывать на выставке с акцентом на том, какую ценность для своих владельцев представляла скульптура. Хозяевами были приклеены отбитые правая рука и кисть левой руки. Её отреставрировали любя сами, как смогли, в домашних условиях. Не выбросили и не оправили в ссылку на антресоль до лучших времён. Скульптура продолжала стоять в серванте в гостиной и радовать своим эффектным динамическим танцем, запечатлённым в фарфоре. Не было никаких суеверных представлений о битой вещи и негативной энергии, исходящей из трещин. Скульптура дорогая и редкая, найти и купить замену было нельзя. Она относится к раннему выпуску, что считывается по тонкой росписи лица.
В-третьих, потому что я давно и страстно люблю все произведения Асты Давыдовны Бржезицкой. Это была любовь с первого знакомства с её скульптурами в Омском музее имени М. А. Врубеля и сердечного рассказа о них как живых персонажах моего учителя, хранителя омской коллекции фарфора — Людмилы Романовны Ведерниковой.
В-четвёртых, после моего переезда в Москву в 2017 году самой первой удачей в атрибуции была работа со скульптурой «Татарский танец». Сначала было найдено авторское название выставочного образца скульптуры 1951 года:
Скульптура «Татарский танец» (Ирина Орлик — артистка балета Государственного академического Большого театра СССР).
С этого и начался поиск детальной информации: что известно о биографии Ирины Орлик? Чем она прославилась и почему её изобразила Аста Бржезицкая, которая больше любила драматический театр, а не балет? Что происходило в СССР в 1951 году, что могло стать поводом для создания балетной скульптуры в фарфоре?
Практически полная атрибуция скульптуры стала возможной только в 2020 году благодаря общению с внучкой артистки Ирины Орлик — журналисткой Александрой Дальсбек, откликнувшейся на мои публикации вопросов в соцсетях и приславшей фотографию бабушки в сценическом номере «Татарский танец»:
Ирина Георгиевна Орлик (1931—2023), артистка балета Государственного академического Большого театра СССР, в сцене «Татарский танец» балета «Конёк-Горбунок».
В 2022 году внучка даже смогла записать на диктофон интервью с бабушкой и дополнительно сообщила важные детали её биографии:
Аста Давыдовна Бржезицкая увидела «Татарский танец» в исполнении Ирины Георгиевны Орлик в 1951 году на выпускном концерте Московского хореографического училища, потому как была другом семьи. Позже юная балерина несколько сеансов позировала скульптору. Ирина Георгиевна Орлик увидела свой образ в готовой скульптуре и была одарена Астой Давыдовной Бржезицкой авторским экземпляром, хранящимся по сей день в семье. Вероятно, тот выпускной концерт 1951 года удачно совпал с необходимостью выполнить государственный заказ к 175-летию Большого театра СССР и создать балетные образы в фарфоре. Но документально это предположение пока не подтверждено.
В 1951—1972 годах Ирина Георгиевна Орлик танцевала в Большом театре, была солисткой характерного репертуара. В 1974—2010 годах работала репетитором в Театре им. Маяковского. В 1961 году она станцевала в роли исполнительницы мексиканского танца на празднике «Чёрных скал» в фильме «Человек-амфибия».
Скульптура «Татарский танец», 1952.
Автор: Бржезицкая Аста Давыдовна (1912—2004).
Модель 1951 года, изображена Орлик Ирина Георгиевна (1931—2023) — артистка балета Государственного академического Большого театра СССР — в номере «Татарский танец» из балета «Конёк-Горбунок» по случаю 175-летия ГАБТ СССР.
СССР, РСФСР, Московская область, г. Ликино-Дулёво, Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда».
Марка: надглазурно штампом зелёным — монограмма ДЗ / ДУЛЁВО.
Метки: надглазурно штампом зелёным — 2 с. — указание сорта; 52 — год производства; красным — 37, штамп ОТК.
Фарфор, надглазурная двухцветная роспись, крытьё люстром, золочение.
Высота: 23,8 см.
Поступление: 2025 год, дар жителя Москвы.