От королевской прихоти до легендарной мануфактуры
Представьте себе фарфор такой изысканной красоты, что короли превращали его в символ власти и предмет дипломатии. Севрский фарфор именно таков – с момента основания в середине XVIII века он стал воплощением французской роскоши и художественного мастерства. Его история началась в 1740 году, когда при дворе Людовика XV появилась небольшая фарфоровая мастерская в Венсене – во многом благодаря влиянию фаворитки короля, маркизы де Помпадур. Уже в 1756 году предприятие переехало в местечко Севр под Парижем, неподалёку от загородного замка Помпадур. С первых лет маркиза де Помпадур выступала страстной покровительницей нового фарфора, заказывая самые изящные изделия для себя и в подарок придворным. Король тоже поддержал начинание – в 1759 году Людовик XV выкупил мануфактуру и присвоил ей статус Королевской, даровав особые привилегии. Например, другим фабрикам Франции запрещалось использовать многоцветную эмаль и золочение – эти роскошные техники монопольно закреплялись за Севром. Такой высокий протекционизм быстро превратил Севрскую мануфактуру в гордость нации.
Рококо, «Помпадур» и королевский стиль
В эпоху Людовика XV севрский фарфор расцвёл в стиле рококо – легком, игривом, словно созданном для галантного века. Маркиза де Помпадур обожала эти изящные чашечки, вазочки и фигурки, украшенные пастельными фонами и букетами цветов. Мастера Севра изобрели знаменитые яркие цветные фоновые краски: королевский синий, нежно-розовый (его так и назвали Rose Pompadour в честь фаворитки), бирюзовый, яблочно-зелёный и другие оттенки. Все они роскошно сочетались с тончайшей ручной росписью и щедрой позолотой. Такие изделия поражали современников: севрские сервизы и декоративные вазы считались «чудесами света», их страстно коллекционировали при дворах по всей Европе. Неудивительно, что фарфор из Севра стал обязательным атрибутом королевского образа жизни – Людовик XV лично дарил севрские сервизы иностранным монархам, а мадам де Помпадур преподносила фарфор важным дипломатам и друзьям.
Неоклассицизм и ампир: фарфор эпохи империй
К 1770-м вкус европейской аристократии изменился – в моду вошёл строгий неоклассицизм, вдохновлённый античностью. Севрская мануфактура гибко подстроилась под новые тенденции. Ещё в 1768 году её химики открыли месторождение каолина (необходимого компонента твёрдого фарфора) во Франции. Это открытие позволило Севру перейти от прежнего мягкоплавкого фарфора к выпуску настоящего твёрдого фарфора – более прочного и устойчивого материала. Новая технология открыла путь к более масштабным и долговечным изделиям. В первые годы XIX века, уже после Французской революции, мануфактурой руководил учёный Александр Броньяр (1800–1847), при котором были усовершенствованы рецептуры масс и эмалей, внедрены новые печи и окончательно прекращён выпуск мягкого фарфора (с 1804 года). Формы и декор обновились в духе времени: вместо затейливых рокайлей появились строгие вазоны и сервизы с античными орнаментами и медальонами.
Однако с восхождением Наполеона Бонапарта фарфор Севра пережил новый взлёт роскоши. Наполеон, провозгласивший себя императором, видел в севрском фарфоре инструмент престижной пропаганды – «национальное достояние» Франции. Ампир – имперский стиль его эпохи – отразился и в фарфоре: севрские вазы и сервизы получили монументальный облик, тёмно-синий «севрский» фон (знаменитый Bleu de Sèvres) покрывался символами империи и обильным золотым орнаментом. Наполеон лично заказывал мануфактуре роскошные подарочные сервизы – в том числе по нескольку полных столовых гарнитуров, прославляющих победы его режима. Один из таких легендарных комплектов (Service des Départements, 1824 г.) состоял из тарелок, украшенных видами французских провинций и аллегорическими фигурами. Благодаря императорскому покровительству фабрика получила щедрое финансирование и множество престижных заказов. В эпоху Наполеона севрский фарфор окончательно утвердился как синоним государственного величия. Более того, слава Севра пересекла границы: изделия отправлялись ко дворам всей Европы. Так, для русского императора Александра I по заказу Наполеона изготовили два парадных сервиза, а британские короли Георг III и Георг IV собрали великолепную коллекцию Севра – она и сегодня хранится в Букингемском дворце.
Секреты мастерства: от мягкого фарфора до золочёной эмали
Успех Севра зиждился не только на покровителях, но и на смелых новаторских технологиях. Французские мастера упорно стремились разгадать тайну «белого золота» – настоящего фарфора, который умели делать в Китае и недавно освоили в Саксонии. Первые годы в Венсене обожжённые изделия были мягким фарфором, отличавшимся нежной полупрозрачной белизной. Но он уступал восточному по твёрдости, поэтому открытие каолина в 1768 году произвело революцию. Твёрдый фарфор Севра, запущенный в производство с начала 1770-х, оказался прочнее и дешевле в изготовлении. Правда, поначалу краски для мягкого фарфора плохо ложились на новую твёрдую основу – первые изделия украшали в основном золотом по белому фону. Но очень скоро химики и художники Севра разработали палитру стойких цветных эмалей для твёрдого фарфора, расширив творческие возможности декора. На мануфактуре ввели новейшие печи и оборудование, улучшили глазури – всё ради совершенства продукта. В результате к концу XVIII века Севр славился на весь мир высочайшим качеством фарфора: тончайшая роспись эмалевыми красками, сложнейшие многофигурные композиции на вазах, скульптурные детали и обильное золочение стали визитной карточкой севрского стиля. Не случайно цены на севрские изделия были астрономическими – ведь каждая вещь рождалась из кропотливого ручного труда и передовых на тот момент технологий.
Художники, мода и вечная ценность
Севрская мануфактура всегда притягивала лучших художников своего времени. Ещё в XVIII веке над формами и росписью работали признанные мастера, такие как живописец Франсуа Буше, скульптор Этьен-Морис Фальконе и дизайнер Жан-Клод Дюплесси. В XIX столетии к ним присоединились талантливые скульпторы и живописцы – достаточно вспомнить, что отделом искусства Севра руководил великий Альбер-Эрнест Карье-Беллез, а среди авторов фарфоровых фигур значился сам Огюст Роден. Не прекращалось сотрудничество и в более поздние эпохи: в XX веке для Севра создавали работы такие звёзды, как Александр Кальдер, Сергей Поляков, Луиза Буржуа, Пьер Сулаж – список можно продолжить. Каждый из них привносил что-то своё, расширяя границы «фарфорового» искусства. При этом мануфактура всегда чтила традиции ремесла: до сих пор каждый этап – от лепки до росписи – выполняется вручную, по технологиям предков.
Неудивительно, что фарфор Севра уже почти три века остаётся предметом страсти коллекционеров и ценителей. Его блистательная история – от королевских букетов Помпадур до авангардных экспериментов XXI века – сделала Севр символом непреходящей роскоши и элегантности. Сегодня уникальные севрские вазы, сервизы и статуэтки украшают экспозиции главных музеев мира – Лувра, Виктории и Альберта, Эрмитажа, Метрополитен-музея. Аукционные рекорды подтверждают: подлинный Севрский фарфор по-прежнему высоко ценится во всём мире. Недаром это имя состоит в списке Comité Colbert наряду с лучшими домами моды и люкса Франции. Севр – гораздо больше, чем просто посуда; это живая легенда, где каждый новый шедевр, как и двести лет назад, рождается из любви к прекрасному и мастерства человеческих рук.