Найти в Дзене

Разработка KPI

🚩 Определение Каждый из нас неоднократно слышал термин kpi или "кипиай", но далеко не все знакомы с ним близко или использовали в своей работе. Что это за понятие и для чего оно нужно? KPI (Key Performance Indicators) - это ключевые показатели эффективности (КПЭ) компании, его любого структурного звена или штатной единицы. Необходимость в kpi родилась не на пустом месте - данные показатели позволяют объективно (честно и прозрачно) оценивать результаты работы компании, любых её подразделений и сотрудников. Важно, чтобы показатели kpi были измеримыми, достижимыми, связанными с конечными целями компании и способствовали принятию обоснованных решений.  Часть работников, которая так или иначе знакома с kpi, отождествляют данную систему с мотивацией персонала. Да, они связаны, но это разные понятия. KPI - это не система мотивации, а её инструмент, а их у системы мотивации много (об этом я неоднократно писал в своих статьях) - различные инструменты материальной и нематериальной мотиваци

Процесс разработки kpi.
Процесс разработки kpi.

🚩 Определение

Каждый из нас неоднократно слышал термин kpi или "кипиай", но далеко не все знакомы с ним близко или использовали в своей работе.

Что это за понятие и для чего оно нужно?

KPI (Key Performance Indicators) - это ключевые показатели эффективности (КПЭ) компании, его любого структурного звена или штатной единицы.

KPI или КПЭ - это ключевые показатели эффективности работы компании, отдела, сотрудника.
KPI или КПЭ - это ключевые показатели эффективности работы компании, отдела, сотрудника.

Необходимость в kpi родилась не на пустом месте - данные показатели позволяют объективно (честно и прозрачно) оценивать результаты работы компании, любых её подразделений и сотрудников.

Важно, чтобы показатели kpi были измеримыми, достижимыми, связанными с конечными целями компании и способствовали принятию обоснованных решений. 

Часть работников, которая так или иначе знакома с kpi, отождествляют данную систему с мотивацией персонала. Да, они связаны, но это разные понятия.

KPI - это не система мотивации, а её инструмент, а их у системы мотивации много (об этом я неоднократно писал в своих статьях) - различные инструменты материальной и нематериальной мотивации.

🚩 Практическое назначение

Система kpi решает множество задач, а ее разработка и внедрение всегда положительно сказываются на реализации целей компании.
Система kpi решает множество задач, а ее разработка и внедрение всегда положительно сказываются на реализации целей компании.

Моё видение практического назначения системы kpi может отличаться от узкоспециализированных специалистов (профессионалов в бизнес-процессах, мотивации и/или kpi). Дело том, что я рассуждаю как руководитель и kpi интересен мне исключительно в тех вопросах и задачах, которые не решают другие инструменты мотивации.

Итак, система kpi позволяет решить следующие задачи:

✅ Мотивация сотрудников за счёт их привязки к результатам компании.

Не могу не сказать, что эта задача - мечта каждого руководителя или собственника компании!

Система kpi позволяет "пристегнуть" абсолютно любого сотрудника к результатам (например, прибыли или выручке) компании. Если компания по прибыли сработала плохо, значит в этом вина всей команды. Неоднозначно, не правда ли❓Считается, что данный факт должен мотивировать сотрудников в своих интересах и интересах компании делать свою работу лучше, причём не только в количественных показателях, но и в качественных.

✅ Более справедливый подход к оценке труда.

Система kpi позволяет оценить работу и эффективность сотрудников, которые не занимают прибылеобразующих должностей и/или результаты труда которых "на первый взгляд" не заметны.

Систему kpi можно разработать для любого сотрудника или структурного подразделения.
Систему kpi можно разработать для любого сотрудника или структурного подразделения.

❓Как оценить персональные результаты и вклад в компанию менеджера по работе с персоналом, бухгалтера, инженера, водителя? Разве их труд менее ценен, чем работа менеджера по продажам?

✅ Возможность влиять на исполнительность и дисциплину руководителей структурных подразделений.

❓Как директорам компаний заставить своих заместителей и руководителей подразделений: своевременно и вовремя посещать все совещания, выполнять все запланированные мероприятия и протокольные поручения, оптимизировать расходы своего подразделения и т. п., то есть качественно и эффективно выполнять свои руководительские функции?

✅ Более справедливый подход к выполнению планов продаж или иных планов подразделений.

❓Справедливо ли, если сильный менеджер по продажам приводит в компанию много клиентов, выполняет план по дебиторке, но совсем немного не добирает план по общей стоимости продаж и лишается 100% премии?

👌Система KPI даёт ответы и решает все эти вопросы. Но я намеренно оставлю в этой статье пищу для размышлений.

🚩 Примеры KPI

Установка kpi позволяет увидеть реальные результаты работы работников или отделов.
Установка kpi позволяет увидеть реальные результаты работы работников или отделов.

Для лучшего понимая KPI, приведу примеры ключевых показателей различных сотрудников:

👉 маркетолог: количество привлечённых клиентов в магазин; общее число посетителей сайта или подписчиков Telegram-канала;

👉 менеджер по продажам: стоимость среднего чека покупки; количество возвратов товара; число постоянных клиентов;

👉 оператор call-центра: количество совершенных или принятых телефонных звонков; средняя продолжительность обработки звонка;

👉 бухгалтер: количество просрочек платежей; своевременная сдача отчетов в контролирующие органы; отсутствие ошибок при начислении заработной платы;

👉 юрист: % или количество выигранных судебных дел; количество заключённых договоров за период;

👉 инженер: экономия различных ресурсов на объектах компании; исполнение бюджета службы главного инженера;

👉 водитель: отсутствие штрафов за нарушение ПДД; безаварийная езда; среднее время доставки грузов и т. п.;

👉 рабочий цеха: количество произведенной продукции; количество или % брака; наличие нарушений системы охраны труда.

С помощью этих примеров я хотел показать вам, что можно разработать kpi абсолютно для каждого работника или структурного подразделения.

🚩 Практический кейс

Для реализации целей kpi, важно следовать понятном и эффективному алгоритму действий.
Для реализации целей kpi, важно следовать понятном и эффективному алгоритму действий.

Рассмотрим реальный практический кейс, который мне приходилось реализовывать.

Задача:
Лицу, ответственному за мотивацию персонала компании, необходимо разработать систему kpi для всех руководителей структурных подразделений.
Требование:
Необходимо учесть важность исполнения функциональными руководителями еженедельных планов и протокольных поручений директора компании.

Алгоритм решения кейса:

✅ По каждой должности определяем 3-5 ключевых показателей (задач, целей, результатов), которые важны для компании и которые можно оценить по итогам месяца.

Приведу возможные ключевые показатели директора по персоналу (всего 5):

1️⃣ Выполнение всех плановых задач подразделения.

2️⃣ Выполнение протокольных и личных поручений руководителя.

3️⃣ Выполнение плана по закрытию текущих вакансий компании.

4️⃣ Выполнение плана по ликвидации текучести кадров.

5️⃣ Выполнение плана обучения / аттестации персонала.

Все указанные показатели можно оценить или измерить.

Система kpi позволяет отслеживать динамику изменения результатов сотрудника или отдела.
Система kpi позволяет отслеживать динамику изменения результатов сотрудника или отдела.

✅ Вычисляем стоимость одного показателя.

Допустим премия указанного сотрудника составляет 50 тыс. руб.

У нас 5 ключевых показателей, а значит, каждый ключевой показатель или каждое его невыполнение "стоит":

50 : 5 = 10 тыс. руб.

✅ Изучаем результаты работы руководителя подразделения, определяем выполнение его ключевых показателей по итогам месяца.

❗Данный этап предполагает, что в процессе разработки kpi сотрудника, все инструменты и исполнители системы оценки и контроля за результатами kpi определены и готовы к работе.

Фиксируем, что hr-директор по итогам месяца не выполнил 2 показателя: месячный план задач отдела и исполнение протокольных поручений руководителя.

✅ Рассчитываем итоговую премию работника.

Количество невыполненных показателей (2) умножаем на "стоимость" одного ключевого показателя (10 тыс. руб.), получаем сумму депремирования.

2 * 10 тыс. руб. = 20 тыс. руб.

Итого, премия директора по персоналу по итогам месяца составит: 50 - 20 = 30 тыс. руб.

Согласитесь все достаточно просто!

Самое сложное при разработке системы - это сформулировать и выбрать конкретные показатели kpi работника.

🚩 Кто разрабатывает и внедряет

Разработкой kpi в компании может заниматься не один сотрудник.
Разработкой kpi в компании может заниматься не один сотрудник.

Вопросом разработки и внедрения kpi в компании на практике могут заниматься следующие сотрудники:

👉 сотрудники отдела по работе с персоналом, директор по персоналу (hr) - для всех работников компании и структурных подразделений;

👉 специалисты по организационному развитию или по процессному управлению (штатные или привлекаемые) - для всех работников компании и структурных подразделений;

👉 функциональные или линейные руководители (заместители директора или руководители структурных подразделений) - каждый для своего структурного подразделения или своих сотрудников;

👉 топ-менеджеры (руководитель компании или его первый заместитель) - для своих заместителей или функциональных и линейных руководителей.

🚩 Рекомендации

Количество показателей kpi отдельно взятого работника или подразделения не должно быть более 5.
Количество показателей kpi отдельно взятого работника или подразделения не должно быть более 5.

Приведу вам ряд своих рекомендаций, которые нужно учесть при разработке и внедрении системы kpi.

✅ Оптимальное количество показателей эффективности по каждой должности - 3-5 шт. (не более).

✅ Рекомендую подключать руководителей подразделений к вопросу разработки kpi. Можно собрать их предложения по своим kpi и kpi сотрудников, если они адекватные, то почему не использовать.

✅ При внедрении kpi необходимо рассмотреть некоторое увеличение существующей премии, иначе получите отток кадров. Например, разницу между старой и новой (после увеличения) премиями можно установить (частично или полностью) в качестве премии за выполнение kpi.

✅ Если kpi по итогам месяца регулярно не выполняется, то необходимо обратить внимание на его владельца (исполнителя) или актуальность (адекватность) системы показателей.

🚩 Релевантный опыт

Время, необходимое для разработки и внедрения системы kpi, зависит от различных факторов.
Время, необходимое для разработки и внедрения системы kpi, зависит от различных факторов.

Последний раз я участвовал в разработке kpi в 2020 году, когда возникла необходимость привязать заработную плату моих заместителей к конкретным результатам работы.

Тогда всё прошло достаточно легко и оперативно. Хватило 1-2 месяцев для разработки всех показателей и запуска системы. Естественно, конкретное время зависит от масштабов компании, количества сотрудников (подразделений) и конкретных исполнителей-разработчиков.

Друзья, если вам понравилась статья или она оказалась полезной, то вы можете поддержать автора канала донатом (добровольным финансовым пожертвованием) на любую сумму 💰 Поддержать автора можно здесь.

Рекомендую подборки статей:

Мотивация персонала | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Важные управленческие системы | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен
Статьи для руководителей | Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен

Подпишитесь на мой канал и читайте больше управленческий статей!

Классика управления | Азат Хабибуллин | Дзен

С уважением и благодарностью к своим читателям,

Азат Хабибуллин

Классика управления

KPI#kpi#КПЭ#кипиай

#показатель#эффективность

#ключевойпоказатель

#мотивация#персонал#система

#системамотивации#сотрудники

#стимул#стимулирование

#управление#компания

#подразделение#организация

#предприятие#работники

#классикауправления

#classic_management

#classicmanagement

#азатхабибуллин#казань

#azatkhabibullin#kazan#8