🚩 Определение
Каждый из нас неоднократно слышал термин kpi или "кипиай", но далеко не все знакомы с ним близко или использовали в своей работе.
Что это за понятие и для чего оно нужно?
KPI (Key Performance Indicators) - это ключевые показатели эффективности (КПЭ) компании, его любого структурного звена или штатной единицы.
Необходимость в kpi родилась не на пустом месте - данные показатели позволяют объективно (честно и прозрачно) оценивать результаты работы компании, любых её подразделений и сотрудников.
Важно, чтобы показатели kpi были измеримыми, достижимыми, связанными с конечными целями компании и способствовали принятию обоснованных решений.
Часть работников, которая так или иначе знакома с kpi, отождествляют данную систему с мотивацией персонала. Да, они связаны, но это разные понятия.
KPI - это не система мотивации, а её инструмент, а их у системы мотивации много (об этом я неоднократно писал в своих статьях) - различные инструменты материальной и нематериальной мотивации.
🚩 Практическое назначение
Моё видение практического назначения системы kpi может отличаться от узкоспециализированных специалистов (профессионалов в бизнес-процессах, мотивации и/или kpi). Дело том, что я рассуждаю как руководитель и kpi интересен мне исключительно в тех вопросах и задачах, которые не решают другие инструменты мотивации.
Итак, система kpi позволяет решить следующие задачи:
✅ Мотивация сотрудников за счёт их привязки к результатам компании.
Не могу не сказать, что эта задача - мечта каждого руководителя или собственника компании!
Система kpi позволяет "пристегнуть" абсолютно любого сотрудника к результатам (например, прибыли или выручке) компании. Если компания по прибыли сработала плохо, значит в этом вина всей команды. Неоднозначно, не правда ли❓Считается, что данный факт должен мотивировать сотрудников в своих интересах и интересах компании делать свою работу лучше, причём не только в количественных показателях, но и в качественных.
✅ Более справедливый подход к оценке труда.
Система kpi позволяет оценить работу и эффективность сотрудников, которые не занимают прибылеобразующих должностей и/или результаты труда которых "на первый взгляд" не заметны.
❓Как оценить персональные результаты и вклад в компанию менеджера по работе с персоналом, бухгалтера, инженера, водителя? Разве их труд менее ценен, чем работа менеджера по продажам?
✅ Возможность влиять на исполнительность и дисциплину руководителей структурных подразделений.
❓Как директорам компаний заставить своих заместителей и руководителей подразделений: своевременно и вовремя посещать все совещания, выполнять все запланированные мероприятия и протокольные поручения, оптимизировать расходы своего подразделения и т. п., то есть качественно и эффективно выполнять свои руководительские функции?
✅ Более справедливый подход к выполнению планов продаж или иных планов подразделений.
❓Справедливо ли, если сильный менеджер по продажам приводит в компанию много клиентов, выполняет план по дебиторке, но совсем немного не добирает план по общей стоимости продаж и лишается 100% премии?
👌Система KPI даёт ответы и решает все эти вопросы. Но я намеренно оставлю в этой статье пищу для размышлений.
🚩 Примеры KPI
Для лучшего понимая KPI, приведу примеры ключевых показателей различных сотрудников:
👉 маркетолог: количество привлечённых клиентов в магазин; общее число посетителей сайта или подписчиков Telegram-канала;
👉 менеджер по продажам: стоимость среднего чека покупки; количество возвратов товара; число постоянных клиентов;
👉 оператор call-центра: количество совершенных или принятых телефонных звонков; средняя продолжительность обработки звонка;
👉 бухгалтер: количество просрочек платежей; своевременная сдача отчетов в контролирующие органы; отсутствие ошибок при начислении заработной платы;
👉 юрист: % или количество выигранных судебных дел; количество заключённых договоров за период;
👉 инженер: экономия различных ресурсов на объектах компании; исполнение бюджета службы главного инженера;
👉 водитель: отсутствие штрафов за нарушение ПДД; безаварийная езда; среднее время доставки грузов и т. п.;
👉 рабочий цеха: количество произведенной продукции; количество или % брака; наличие нарушений системы охраны труда.
С помощью этих примеров я хотел показать вам, что можно разработать kpi абсолютно для каждого работника или структурного подразделения.
🚩 Практический кейс
Рассмотрим реальный практический кейс, который мне приходилось реализовывать.
Задача:
Лицу, ответственному за мотивацию персонала компании, необходимо разработать систему kpi для всех руководителей структурных подразделений.
Требование:
Необходимо учесть важность исполнения функциональными руководителями еженедельных планов и протокольных поручений директора компании.
Алгоритм решения кейса:
✅ По каждой должности определяем 3-5 ключевых показателей (задач, целей, результатов), которые важны для компании и которые можно оценить по итогам месяца.
Приведу возможные ключевые показатели директора по персоналу (всего 5):
1️⃣ Выполнение всех плановых задач подразделения.
2️⃣ Выполнение протокольных и личных поручений руководителя.
3️⃣ Выполнение плана по закрытию текущих вакансий компании.
4️⃣ Выполнение плана по ликвидации текучести кадров.
5️⃣ Выполнение плана обучения / аттестации персонала.
Все указанные показатели можно оценить или измерить.
✅ Вычисляем стоимость одного показателя.
Допустим премия указанного сотрудника составляет 50 тыс. руб.
У нас 5 ключевых показателей, а значит, каждый ключевой показатель или каждое его невыполнение "стоит":
50 : 5 = 10 тыс. руб.
✅ Изучаем результаты работы руководителя подразделения, определяем выполнение его ключевых показателей по итогам месяца.
❗Данный этап предполагает, что в процессе разработки kpi сотрудника, все инструменты и исполнители системы оценки и контроля за результатами kpi определены и готовы к работе.
Фиксируем, что hr-директор по итогам месяца не выполнил 2 показателя: месячный план задач отдела и исполнение протокольных поручений руководителя.
✅ Рассчитываем итоговую премию работника.
Количество невыполненных показателей (2) умножаем на "стоимость" одного ключевого показателя (10 тыс. руб.), получаем сумму депремирования.
2 * 10 тыс. руб. = 20 тыс. руб.
Итого, премия директора по персоналу по итогам месяца составит: 50 - 20 = 30 тыс. руб.
Согласитесь все достаточно просто!
Самое сложное при разработке системы - это сформулировать и выбрать конкретные показатели kpi работника.
🚩 Кто разрабатывает и внедряет
Вопросом разработки и внедрения kpi в компании на практике могут заниматься следующие сотрудники:
👉 сотрудники отдела по работе с персоналом, директор по персоналу (hr) - для всех работников компании и структурных подразделений;
👉 специалисты по организационному развитию или по процессному управлению (штатные или привлекаемые) - для всех работников компании и структурных подразделений;
👉 функциональные или линейные руководители (заместители директора или руководители структурных подразделений) - каждый для своего структурного подразделения или своих сотрудников;
👉 топ-менеджеры (руководитель компании или его первый заместитель) - для своих заместителей или функциональных и линейных руководителей.
🚩 Рекомендации
Приведу вам ряд своих рекомендаций, которые нужно учесть при разработке и внедрении системы kpi.
✅ Оптимальное количество показателей эффективности по каждой должности - 3-5 шт. (не более).
✅ Рекомендую подключать руководителей подразделений к вопросу разработки kpi. Можно собрать их предложения по своим kpi и kpi сотрудников, если они адекватные, то почему не использовать.
✅ При внедрении kpi необходимо рассмотреть некоторое увеличение существующей премии, иначе получите отток кадров. Например, разницу между старой и новой (после увеличения) премиями можно установить (частично или полностью) в качестве премии за выполнение kpi.
✅ Если kpi по итогам месяца регулярно не выполняется, то необходимо обратить внимание на его владельца (исполнителя) или актуальность (адекватность) системы показателей.
🚩 Релевантный опыт
Последний раз я участвовал в разработке kpi в 2020 году, когда возникла необходимость привязать заработную плату моих заместителей к конкретным результатам работы.
Тогда всё прошло достаточно легко и оперативно. Хватило 1-2 месяцев для разработки всех показателей и запуска системы. Естественно, конкретное время зависит от масштабов компании, количества сотрудников (подразделений) и конкретных исполнителей-разработчиков.
Друзья, если вам понравилась статья или она оказалась полезной, то вы можете поддержать автора канала донатом (добровольным финансовым пожертвованием) на любую сумму 💰 Поддержать автора можно здесь.
Рекомендую подборки статей:
Подпишитесь на мой канал и читайте больше управленческий статей!
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
KPI#kpi#КПЭ#кипиай
#показатель#эффективность
#ключевойпоказатель
#мотивация#персонал#система
#системамотивации#сотрудники
#стимул#стимулирование
#управление#компания
#подразделение#организация
#предприятие#работники
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин#казань
#azatkhabibullin#kazan#8