В искусстве индийской миниатюры существует особый жанр, который в англоязычной литературе называется "composite painting". На русский язык это можно перевести как "составная" или "композитная" живопись.
В этих произведениях мелкие фигуры людей и животных объединяются, образуя целостное изображение. Как правило, речь идёт о ездовых животных, на которых восседают персонажи: слонах, верблюдах, лошадях и т. д.
До того, как появиться в Индии, эта концепция изображения встречалась в персидской миниатюре. До нас дошли образцы XVI-XVII вв. со множеством любопытных деталей.
Искусство персидской миниатюры получило своё развитие, начиная с XIII в. и в XVI-XVII вв. переживало свой расцвет. Это было связано с развитием литературы, распространением образования, а также тем, что правители задавали моду на книги.
Манускрипт можно было украсить не только орнаментами, но и красочными иллюстрациями, поэтому придворные книжные мастерские становились центрами искусства.
Одна из задач книжной миниатюры - это, ни много ни мало, создание камерного мира, в котором образы должны не просто дополнять текст, но и погружать читателя в особое состояние.
В этом мире, который доступен только образованному человеку, красивым считается то, что сделано замысловато и может надолго занять своей сложностью, разнообразием и пластической гармонией.
У персидских художников-миниатюристов эти идеи вылились в то, что зритель мог провести немало минут, меняя восприятие. Можно увидеть целостную картину, а можно "переключиться" на другой уровень, "настроить глаз" и оценить замысел художника по-новому.
Вот такое развлечение для тех, кто мог позволить себе книги. Почти как 3D.
В эпоху Великих Моголов (1526-1857) персидское искусство оказывало влияние на индийскую миниатюру. Представители династии, начиная с Бабура (1483-1530), были, как назвали бы их сейчас, "книжными людьми".
Их предки правили на территориях современных Ирана, Ирака, Афганистана и не только, поэтому как только в 1526 г. Бабур обосновался в Дели, приглашение ко двору персидских художников стало закономерным шагом.
В миниатюрах северной Индии встречаются образцы персидского стиля с композитными изображениями, в которых фигурирует такой персонаж, как пери.
Это волшебные крылатые существа, которые принимают облик прекрасных девушек и могут оказывать доброе покровительство. Им подчиняются животные, они способны одолеть джиннов и других шайтанов.
В случае с пери лев или верблюд, сложенный из людей, животных и асуров, символизирует власть и могущество сверхъестественного существа.
Ещё эти миниатюры интересны тем, что в них встречаются персонажи, у которых человеческое тело и звериная голова.
Витязю в тигровой шкуре тоже "досталось" от апологетов жанра.
Пери в исполнении художников-миниатюристов Раджастхана.
Юбки из листьев - это индийский мотив, который встречается в мифологических и литературных сюжетах.
Ещё один раджастханский образец.
Здесь тигр улыбается, несмотря на то, что его до крови кусает крокодил.
- Одно из объяснений возникновения жанра состоит в индуистских воззрениях, отражённых, например, в концепции Тримурти: Брахме будет нечего создавать и Вишну будет нечего хранить, если Шива не разрушит. Поэтому гибель и перерождение неотделимы.
Композиция может состоять из разнообразных представителей фауны. В Индии художники проявляли особое мастерство в том, чтобы акробатически "строить" фигуры ездовых животных исключительно из человеческих тел.
В центральной и южной Индии эта идея изображения тоже была популярной и исполнялась мастерами разных уровней и стилей. Из тел животных и людей чаще всего "собирали" слона и лошадь.
Одна из самых известных миниатюр составного жанра стала знаменитой благодаря бронтозавру. Серьёзно, настройте глаз и смотрите внимательно.
Может быть, это просто лань с очень длинной шеей. XD
Или они не так уж и вымерли.
Лошадь собрана, как паззл.
Антропоморфные участницы в такого рода композициях принимают танцевальные позы.
Эта миниатюра выполнена в стиле кампани калам (IAST kampani kalam), или стиле Компании. Имеется в виду Ост-Индская компания, представители которой делали заказы индийским художникам-миниатюристам.
Иногда речь шла о зарисовках экзотических животных и растений. У британцев не было с собой фототехники, поэтому приходилось обращаться к специалистам, которые запечатлевали желаемое в понятном для европейцев виде.
Также в этом рафинированном стиле изображали представителей индуистского пантеона. Наглядные и ладно отрисованные картинки британцы собирали в альбомы, привозили домой и эти коллекции служили материалом для первых востоковедов-индологов.
Составные изображения часто встречаются в иллюстрациях, посвящённых Кришне.
Тематически это вполне объяснимо, учитывая сюжеты о беззаботном божестве и многочисленных гопи.
Нет предела фантазии индийских художников.
В "гостях" у миниатюристов композитного жанра побывали не только восточные боги, правители и герои, но и европейцы. Этого джентльмена снабдили крыльями и нимбом.
В Индии и Иране с древности существовали свои гибриды и химеры. В исламской культуре можно вспомнить бурака, который фигурирует в персидском искусстве. В Индии изображали макару и волшебную корову Камадхену.
Поэтому идея собирать изображения как паззлы вполне соответствует изобразительным традициям и восточному мышлению, которое подразумевает взаимосвязь всех и всего.
У художников-миниатюристов философия целостности мироздания накладывалась на потребность поразить читателя своим мастерством, и дополнить текст красивыми иллюстрациями, которые будут развлекать и надолго оставаться в памяти.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен