Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Дьявол в деталях: индийская миниатюра с композитными изображениями.

В искусстве индийской миниатюры существует особый жанр, который в англоязычной литературе называется "composite painting". На русский язык это можно перевести как "составная" или "композитная" живопись. В этих произведениях мелкие фигуры людей и животных объединяются, образуя целостное изображение. Как правило, речь идёт о ездовых животных, на которых восседают персонажи: слонах, верблюдах, лошадях и т. д. До того, как появиться в Индии, эта концепция изображения встречалась в персидской миниатюре. До нас дошли образцы XVI-XVII вв. со множеством любопытных деталей. Искусство персидской миниатюры получило своё развитие, начиная с XIII в. и в XVI-XVII вв. переживало свой расцвет. Это было связано с развитием литературы, распространением образования, а также тем, что правители задавали моду на книги. Манускрипт можно было украсить не только орнаментами, но и красочными иллюстрациями, поэтому придворные книжные мастерские становились центрами искусства. Одна из задач книжной миниатюры -

В искусстве индийской миниатюры существует особый жанр, который в англоязычной литературе называется "composite painting". На русский язык это можно перевести как "составная" или "композитная" живопись.

В этих произведениях мелкие фигуры людей и животных объединяются, образуя целостное изображение. Как правило, речь идёт о ездовых животных, на которых восседают персонажи: слонах, верблюдах, лошадях и т. д.

До того, как появиться в Индии, эта концепция изображения встречалась в персидской миниатюре. До нас дошли образцы XVI-XVII вв. со множеством любопытных деталей.

Принц и его слуга путешествуют на слоне. Иран, 1580-1590-ые гг. 
Школа Тебриза. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1937,0710,0.328. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1937-0710-0-328
Принц и его слуга путешествуют на слоне. Иран, 1580-1590-ые гг. Школа Тебриза. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1937,0710,0.328. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1937-0710-0-328
Принц и его слуга путешествуют на слоне (фрагмент). Иран, 1580-1590-ые гг. 
Школа Тебриза. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1937,0710,0.328. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1937-0710-0-328
Принц и его слуга путешествуют на слоне (фрагмент). Иран, 1580-1590-ые гг. Школа Тебриза. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1937,0710,0.328. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1937-0710-0-328

Искусство персидской миниатюры получило своё развитие, начиная с XIII в. и в XVI-XVII вв. переживало свой расцвет. Это было связано с развитием литературы, распространением образования, а также тем, что правители задавали моду на книги.

Манускрипт можно было украсить не только орнаментами, но и красочными иллюстрациями, поэтому придворные книжные мастерские становились центрами искусства.

Принцесса. Мухаммед Шариф Мусавир и Мухаммед Мурад Самарканди (англ. Muhammad Charif Musavvir and Muhammad Murâd Samarqandi). Иран, 1600-1630-ые гг. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Эл. ресурс URL: https://www.wikidata.org/wiki/Q115128922
Принцесса. Мухаммед Шариф Мусавир и Мухаммед Мурад Самарканди (англ. Muhammad Charif Musavvir and Muhammad Murâd Samarqandi). Иран, 1600-1630-ые гг. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Эл. ресурс URL: https://www.wikidata.org/wiki/Q115128922

Одна из задач книжной миниатюры - это, ни много ни мало, создание камерного мира, в котором образы должны не просто дополнять текст, но и погружать читателя в особое состояние.

В этом мире, который доступен только образованному человеку, красивым считается то, что сделано замысловато и может надолго занять своей сложностью, разнообразием и пластической гармонией.

Принцесса. Мухаммед Шариф Мусавир и Мухаммед Мурад Самарканди (англ. Muhammad Charif Musavvir and Muhammad Murâd Samarqandi). Иран, 1600-1630-ые гг. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Эл. ресурс URL: https://www.wikidata.org/wiki/Q115128922
Принцесса. Мухаммед Шариф Мусавир и Мухаммед Мурад Самарканди (англ. Muhammad Charif Musavvir and Muhammad Murâd Samarqandi). Иран, 1600-1630-ые гг. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Эл. ресурс URL: https://www.wikidata.org/wiki/Q115128922

У персидских художников-миниатюристов эти идеи вылились в то, что зритель мог провести немало минут, меняя восприятие. Можно увидеть целостную картину, а можно "переключиться" на другой уровень, "настроить глаз" и оценить замысел художника по-новому.

Вот такое развлечение для тех, кто мог позволить себе книги. Почти как 3D.

Сражение демонов. Индия XVIII в. Могольский стиль. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1880,0.2403. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1880-0-2403
Сражение демонов. Индия XVIII в. Могольский стиль. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1880,0.2403. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1880-0-2403

В эпоху Великих Моголов (1526-1857) персидское искусство оказывало влияние на индийскую миниатюру. Представители династии, начиная с Бабура (1483-1530), были, как назвали бы их сейчас, "книжными людьми".

Их предки правили на территориях современных Ирана, Ирака, Афганистана и не только, поэтому как только в 1526 г. Бабур обосновался в Дели, приглашение ко двору персидских художников стало закономерным шагом.

Демон ведёт овцу. Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.624. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.624/
Демон ведёт овцу. Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.624. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.624/
Демон ведёт овцу (фрагмент). Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.624. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.624/
Демон ведёт овцу (фрагмент). Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.624. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.624/

В миниатюрах северной Индии встречаются образцы персидского стиля с композитными изображениями, в которых фигурирует такой персонаж, как пери.

Это волшебные крылатые существа, которые принимают облик прекрасных девушек и могут оказывать доброе покровительство. Им подчиняются животные, они способны одолеть джиннов и других шайтанов.

Пери держит Солнце. Индия, Кашмир, владения Моголов, XVIII в. библиотека и музей Моргана (англ. The Morgan Library Museum), Нью-Йорк. Учётный номер: MS M.787. Эл. ресурс URL: http://corsair.themorgan.org/vwebv/holdingsInfo?bibId=113011 и https://se.pinterest.com/pin/434315957819494157/
Пери держит Солнце. Индия, Кашмир, владения Моголов, XVIII в. библиотека и музей Моргана (англ. The Morgan Library Museum), Нью-Йорк. Учётный номер: MS M.787. Эл. ресурс URL: http://corsair.themorgan.org/vwebv/holdingsInfo?bibId=113011 и https://se.pinterest.com/pin/434315957819494157/

В случае с пери лев или верблюд, сложенный из людей, животных и асуров, символизирует власть и могущество сверхъестественного существа.

Пери на верблюде. Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.216. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.216/
Пери на верблюде. Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.216. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.216/

Ещё эти миниатюры интересны тем, что в них встречаются персонажи, у которых человеческое тело и звериная голова.

Пери на верблюде (фрагмент). Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.216. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.216/
Пери на верблюде (фрагмент). Индия, придворные мастерские Великих Моголов, XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1907.216. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1907.216/

Витязю в тигровой шкуре тоже "досталось" от апологетов жанра.

Воин на коне. Индия, владения Моголов, XIX в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20834/lot/354/a-rider-on-a-composite-horse-made-up-of-human-figures-demons-and-wild-beasts-provincial-mughal-early-19th-century/
Воин на коне. Индия, владения Моголов, XIX в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20834/lot/354/a-rider-on-a-composite-horse-made-up-of-human-figures-demons-and-wild-beasts-provincial-mughal-early-19th-century/

Пери в исполнении художников-миниатюристов Раджастхана.

Пери на верблюде. Индия, Раджастхан, XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.8. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14234/peri-riding-composite-camel?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=217
Пери на верблюде. Индия, Раджастхан, XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.8. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14234/peri-riding-composite-camel?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=217

Юбки из листьев - это индийский мотив, который встречается в мифологических и литературных сюжетах.

Пери на верблюде (фрагмент). Индия, Раджастхан, XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.8. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14234/peri-riding-composite-camel?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=217
Пери на верблюде (фрагмент). Индия, Раджастхан, XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.8. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14234/peri-riding-composite-camel?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=217

Ещё один раджастханский образец.

Демон на слоне. Индия, Раджастхан, 1770-1800-ые гг. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.14. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14239/demon-riding-composite-elephant
Демон на слоне. Индия, Раджастхан, 1770-1800-ые гг. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.14. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14239/demon-riding-composite-elephant

Здесь тигр улыбается, несмотря на то, что его до крови кусает крокодил.

  • Одно из объяснений возникновения жанра состоит в индуистских воззрениях, отражённых, например, в концепции Тримурти: Брахме будет нечего создавать и Вишну будет нечего хранить, если Шива не разрушит. Поэтому гибель и перерождение неотделимы.
Демон на слоне (фрагмент). Индия, Раджастхан, 1770-1800-ые гг. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.14. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14239/demon-riding-composite-elephant
Демон на слоне (фрагмент). Индия, Раджастхан, 1770-1800-ые гг. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.14. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14239/demon-riding-composite-elephant

Композиция может состоять из разнообразных представителей фауны. В Индии художники проявляли особое мастерство в том, чтобы акробатически "строить" фигуры ездовых животных исключительно из человеческих тел.

Барабанщик на лошади. Северная Индия, середина XVIII в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.11. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14236/drummer-on-a-composite-horse
Барабанщик на лошади. Северная Индия, середина XVIII в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.11. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14236/drummer-on-a-composite-horse
Барабанщик на лошади (фрагмент). Северная Индия, середина XVIII в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.11. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14236/drummer-on-a-composite-horse
Барабанщик на лошади (фрагмент). Северная Индия, середина XVIII в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.11. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14236/drummer-on-a-composite-horse

В центральной и южной Индии эта идея изображения тоже была популярной и исполнялась мастерами разных уровней и стилей. Из тел животных и людей чаще всего "собирали" слона и лошадь.

Слон. Индия, Декан или Голконда, XVII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.247. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/453263
Слон. Индия, Декан или Голконда, XVII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.247. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/453263

Одна из самых известных миниатюр составного жанра стала знаменитой благодаря бронтозавру. Серьёзно, настройте глаз и смотрите внимательно.

Битва на слонах. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Composite_miniature_painting#/media/File:Two_Composite_Elephants_-_19th-century.jpg
Битва на слонах. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Composite_miniature_painting#/media/File:Two_Composite_Elephants_-_19th-century.jpg

Может быть, это просто лань с очень длинной шеей. XD

Или они не так уж и вымерли.

Битва на слонах. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Composite_miniature_painting#/media/File:Two_Composite_Elephants_-_19th-century.jpg
Битва на слонах. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Composite_miniature_painting#/media/File:Two_Composite_Elephants_-_19th-century.jpg

Лошадь собрана, как паззл.

Демон ведёт лошадь (фрагмент). Индия, Декан, XVIII в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/asset/composite-horse/9QExMnizmg7t2Q
Демон ведёт лошадь (фрагмент). Индия, Декан, XVIII в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/asset/composite-horse/9QExMnizmg7t2Q

Антропоморфные участницы в такого рода композициях принимают танцевальные позы.

Всадница. Индия, Танджавур, первая половина XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.6. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14233/woman-riding-composite-horse?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=220
Всадница. Индия, Танджавур, первая половина XIX в. Музей азиатского искусства (англ. Asian Art Museum), Сан-Франциско. Учётный номер: 1988.51.6. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/14233/woman-riding-composite-horse?ctx=3cfc6e9fba40ac6054123761894458eab7c68642&idx=220

Эта миниатюра выполнена в стиле кампани калам (IAST kampani kalam), или стиле Компании. Имеется в виду Ост-Индская компания, представители которой делали заказы индийским художникам-миниатюристам.

Кама. Южная Индия, 1820-1825-ые гг. Кампани калам. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.420-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O395699/manmatha-or-kama-the-god-painting-unknown/
Кама. Южная Индия, 1820-1825-ые гг. Кампани калам. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.420-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O395699/manmatha-or-kama-the-god-painting-unknown/

Иногда речь шла о зарисовках экзотических животных и растений. У британцев не было с собой фототехники, поэтому приходилось обращаться к специалистам, которые запечатлевали желаемое в понятном для европейцев виде.

Также в этом рафинированном стиле изображали представителей индуистского пантеона. Наглядные и ладно отрисованные картинки британцы собирали в альбомы, привозили домой и эти коллекции служили материалом для первых востоковедов-индологов.

Составные изображения часто встречаются в иллюстрациях, посвящённых Кришне.

Кришна. Индия, середина XIX в. Кампани калам. Источник: https://deccanviews.wordpress.com/category/art-history/composite-painting/
Кришна. Индия, середина XIX в. Кампани калам. Источник: https://deccanviews.wordpress.com/category/art-history/composite-painting/

Кришна. Индия, Раджастхан, 1790-1810 гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1880,0.2316. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1880-0-2316
Кришна. Индия, Раджастхан, 1790-1810 гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1880,0.2316. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1880-0-2316

Тематически это вполне объяснимо, учитывая сюжеты о беззаботном божестве и многочисленных гопи.

Кришна и Радха. Индия, конец XVIII в. Раджастханская школа. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон.Учётный номер: 1951,0714,0.39.Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1951-0714-0-39
Кришна и Радха. Индия, конец XVIII в. Раджастханская школа. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон.Учётный номер: 1951,0714,0.39.Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1951-0714-0-39
Кришна на павлине. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/asset/lord-krishna-seated-on-a-peacock/9QHek2gSM181zQ
Кришна на павлине. Индия, Декан, XIX в. Музей Салар Джунг (англ. Salar Jung Museum), Хайдарабад. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/asset/lord-krishna-seated-on-a-peacock/9QHek2gSM181zQ

Нет предела фантазии индийских художников.

Европеец на верблюде. Индия, Мевар, 1725 г. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IS.10-1947. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O65437/painting-unknown/
Европеец на верблюде. Индия, Мевар, 1725 г. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IS.10-1947. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O65437/painting-unknown/

В "гостях" у миниатюристов композитного жанра побывали не только восточные боги, правители и герои, но и европейцы. Этого джентльмена снабдили крыльями и нимбом.

Европеец на верблюде (фрагмент). Индия, Мевар, 1725 г. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IS.10-1947. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O65437/painting-unknown/
Европеец на верблюде (фрагмент). Индия, Мевар, 1725 г. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IS.10-1947. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O65437/painting-unknown/

В Индии и Иране с древности существовали свои гибриды и химеры. В исламской культуре можно вспомнить бурака, который фигурирует в персидском искусстве. В Индии изображали макару и волшебную корову Камадхену.

Поэтому идея собирать изображения как паззлы вполне соответствует изобразительным традициям и восточному мышлению, которое подразумевает взаимосвязь всех и всего.

У художников-миниатюристов философия целостности мироздания накладывалась на потребность поразить читателя своим мастерством, и дополнить текст красивыми иллюстрациями, которые будут развлекать и надолго оставаться в памяти.

Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен