Станислав Ткаченко, доктор экономических наук и профессор кафедры европейских исследований, заявил на ПМЭФ, что впечатляющий экономический рост Армении, наблюдавшийся в 2022–2023 годах и в первой половине 2024-го, в значительной степени был обусловлен тесными экономическими связями с Россией. Однако уже в первом квартале 2025 года ситуация кардинально изменилась, объёмы внешней торговли страны сократились на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 4 млрд 480,1 млн долларов. Экспорт также показал серьёзное падение на 61,8%, опустившись до уровня 1 млрд 699,8 млн долларов.
За этим стоит целый комплекс политических и экономических факторов, среди которых ключевую роль играет попытка Еревана сменить внешнеполитический вектор в сторону Европейского Союза.
Политика влияет на экономику
Снижение внешнеэкономической активности Армении не случайный эпизод, а закономерное следствие сложившихся обстоятельств, среди которых стоит выделить пять ключевых аспектов:
1. Снижение роли Армении в параллельном импорте в Россию
После начала санкционной кампании против России Армения стала одним из важных транзитных хабов для так называемого параллельного импорта товаров в РФ. Однако со временем появились альтернативные маршруты через другие страны, что значительно снизило значение Армении в этой схеме. Как следствие падение объемов внешней торговли.
2. Рост напряженности на Южном Кавказе и проблемы с Ираном
Для Армении крайне ограничены сухопутные пути выхода на внешние рынки. Фактически, страна имеет две ключевые границы: с Ираном и Грузией. При этом путь через Грузию периодически блокируется по различным причинам, а отношения с Ираном в последние месяцы заметно ухудшились.
Тегеран рассчитывал на тесное экономическое сотрудничество с Арменией, однако конкретной поддержки в решении своих задач от Еревана не получил. Это привело к росту напряженности, что напрямую влияет на стабильность и доступность транспортных коридоров.
3. Конфликт внешнеполитических курсов: ЕС или ЕАЭС
Ещё одна серьёзная проблема это неопределённость внешнеполитического курса Армении. С одной стороны, страна официально остаётся членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что обеспечивает определённые экономические и политические преференции.
С другой стороны, Ереван демонстрирует явное стремление к сближению с Европейским Союзом, а членство в ОДКБ фактически приостановлено. Этот разрыв между двумя стратегическими направлениями создаёт неопределённость для бизнеса и ухудшает отношения с ключевыми партнёрами, прежде всего с Россией.
Стоит напомнить, что рекордные показатели экономического роста Армении в 2022–2024 годах были во многом связаны именно с доступом армянских товаров на российский рынок и активной торговлей внутри ЕАЭС.
4. Сближение с ЕС и падение внешней торговли
Политика медленного разрыва экономических связей с ЕАЭС, предпринимаемая армянским руководством ради укрепления отношений с ЕС, уже даёт негативные плоды. Внешняя торговля перестала расти ещё летом 2024 года, а к осени продемонстрировала существенное падение.
5. Зависимость от специфических статей экспорта
Мало кто знает, что важнейшей статьёй армянского экспорта остаются обработанные бриллианты. Россия поставляет алмазы в Армению, где они проходят огранку и продаются в страны Персидского залива. Однако этот бизнес во многом завязан на сотрудничество с российской компанией «Алроса», обладающей собственными производственными мощностями, например в Смоленске.
Фактически, уникальных компетенций в этой отрасли у Армении нет, и при ухудшении отношений с Россией, поток алмазного сырья легко может быть перенаправлен внутри РФ, что уже негативно отражается на внешнеэкономических показателях Еревана.
Что же в сухом остатке
Армения оказалась в сложной геополитической развилке, где каждый выбор сопровождается серьёзными экономическими потерями. Снижение внешней торговли, обострение отношений с соседями и неопределённость в отношениях с традиционными стратегическими партнёрами становятся прямым следствием политического курса последних лет.
Большую роль в этом играет политика премьер-министра Никола Пашиняна, который, по мнению многих аналитиков, действует непоследовательно и недальновидно. Его стремление любой ценой разорвать связи с Россией и структурами ЕАЭС сопровождается слепым курсом на сближение с Западом, при этом практических выгод для экономики Армении этот разворот пока не приносит.
Вместо обещанных экономических дивидендов страна сталкивается с падением внешней торговли, потерей статуса транзитного хаба и осложнением отношений практически со всеми соседями.
Стоит напомнить, что география Армении крайне сложна: страна не имеет выхода к морю, а её сухопутные границы ограничены. На западе Турция, которая с начала 90-х годов держит границу закрытой. На востоке Азербайджан, с которым отношения крайне напряжённые, особенно после последнего витка конфликта в Нагорном Карабахе. На юге Иран, ранее единственное надёжное окно в мир, но и с ним отношения осложнились. На севере Грузия, где периодически возникают транспортные и политические проблемы.
В итоге Армения фактически оказывается в полублокаде, а попытки политического манёвра между Востоком и Западом без чёткого и прагматичного плана только усиливают экономическую нестабильность.
Если власти Армении не пересмотрят внешнеполитическую стратегию и не найдут баланс между интеграцией в западные структуры и сохранением прагматичных связей с ближайшими соседями, экономические трудности страны будут лишь нарастать, а пространство для манёвра стремительно сокращаться.