Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Чем опасна диссоциация?

- Когда меня неожиданно отвергают другие люди, я замираю, - говорит Петр. – В этой остановке, в этом ступоре, я могу двигаться и делать какие-то вещи, но очень медленно и на автопилоте. Я чувствую так много боли, что просто не могу её поначалу переварить. Как будто мой «эмоциональный контейнер» очень маленький, и такое большое переживание в него не влезает. И еще у меня как будто память отключается в этом состоянии. Могу забыть, делал ли я что-то минутой раньше или нет. - На сеансах я иногда диссоциирую, - говорит Анна. – В этот момент моё дыхание словно останавливается, взгляд стекленеет, я будто не здесь.. Особенно когда мы погружаемся в воспоминания о насилии, которое я пережила в детстве. - У меня диссоциация это как погружение в аквариум, - делится Светлана. – Какая-то часть меня взаимодействует с этим миром: улыбается, говорит, отвечает на вопросы.. А сама я спрятана за всем этим как за толщей воды. Как будто нахожусь в аквариуме, а снаружи продолжается обычная жизнь. Она слишком

- Когда меня неожиданно отвергают другие люди, я замираю, - говорит Петр. – В этой остановке, в этом ступоре, я могу двигаться и делать какие-то вещи, но очень медленно и на автопилоте. Я чувствую так много боли, что просто не могу её поначалу переварить. Как будто мой «эмоциональный контейнер» очень маленький, и такое большое переживание в него не влезает. И еще у меня как будто память отключается в этом состоянии. Могу забыть, делал ли я что-то минутой раньше или нет.

- На сеансах я иногда диссоциирую, - говорит Анна. – В этот момент моё дыхание словно останавливается, взгляд стекленеет, я будто не здесь.. Особенно когда мы погружаемся в воспоминания о насилии, которое я пережила в детстве.

- У меня диссоциация это как погружение в аквариум, - делится Светлана. – Какая-то часть меня взаимодействует с этим миром: улыбается, говорит, отвечает на вопросы.. А сама я спрятана за всем этим как за толщей воды. Как будто нахожусь в аквариуме, а снаружи продолжается обычная жизнь. Она слишком шумная и поверхностная. А мне так невыносимо тревожно, что я хочу спрятаться. В эти моменты я хочу быть одна и не хочу быть одна – одновременно.

Диссоциация, или отделение себя от своих неприятных переживаний, у каждого индивидуальна. Она может иметь разные оттенки и градации. У кого-то это состояние легкого ступора, в котором человек все еще может совершать привычные операции. У кого-то - полное выпадение из реальности вплоть до обморока.

Чем же опасна ли диссоциация? По большому счёту, ничем. Это нормальный защитный механизм, в который попадает человек, столкнувшийся с сильным стрессом: чрезмерной усталостью, тревогой, эмоциональным потрясением. На сеансах психотерапии такое состояние может возникать, когда мы погружаемся в травму.

Что помогает поскорее прийти в себя:

- Техники заземления. Это могут быть приятные мягкие игрушки, которые можно погладить. Любимые ароматы, которые клиент может приносить с собой или иметь под рукой на сеансах онлайн. Колючие пластиковые или резиновые шарики, которые можно сжимать руками или наступать на них стопами.

- Успокаивающие техники. Медленное дыхание с акцентом на выдох, дыхание под счет, отбивание спокойного ритма руками или ногами. Создание и применение образа безопасного места, например, бабушкин уютный дом, где пахнет свежими пирожками. Лесная солнечная поляна, где пахнет хвоей и можно положить в рот спелую землянику…

-Также вы можете сказать: «Вы сейчас находитесь в комнате, где уютно и хорошо. Со мной вы в безопасности. Этот образ или это переживание не может причинить вам вреда, и нет необходимости уходить из реальности».

Из опыта могу сказать, что сама «нормализация» состояния диссоциации через разговор о ней с клиентом может существенно помочь. То, чего мы не боимся, становится нашим союзником. А с союзником всегда приятнее встречаться и проще договориться.

Автор: Федоськина Ирина Леонидовна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru