Найти в Дзене

ИНТЕРВЬЮ: Секретная сделка означает, что в Лаосе одни из самых дешевых сигарет в мире

Новый отчет о расследовании The Examination исследует влияние на здоровье сделки правительства Лаоса с табачным гигантом Великобритании, которая принесла выгоду родственнику тогдашнего премьер-министра Лаоса (Radio Free Asia) - Пачка сигарет в Лаосе стоит всего 32 цента США благодаря секретной сделке между правительством Лаоса и британским табачным гигантом Imperial Brands. В новом отчете The Examination - новостной сайт, который фокусируется на глобальных угрозах здоровью, рассматривает, кто выиграл от сделки 2001 года и как соглашение об ограничении акцизов ударило по государственным доходам в стране Юго-Восточной Азии и сохранило цену на сигареты среди самых низких в мире. Это имело серьезные последствия для общественного здравоохранения в Лаосе, где очень высокий уровень курения. Мэт Пеннингтон из Радио Свободная Азия поговорил с Джейсоном МакЛуром, журналистом-расследователем The Examination, который сообщил об этой истории. Интервью было отредактировано для большей длины и ясност

Новый отчет о расследовании The Examination исследует влияние на здоровье сделки правительства Лаоса с табачным гигантом Великобритании, которая принесла выгоду родственнику тогдашнего премьер-министра Лаоса

(Radio Free Asia) - Пачка сигарет в Лаосе стоит всего 32 цента США благодаря секретной сделке между правительством Лаоса и британским табачным гигантом Imperial Brands.

В новом отчете The Examination - новостной сайт, который фокусируется на глобальных угрозах здоровью, рассматривает, кто выиграл от сделки 2001 года и как соглашение об ограничении акцизов ударило по государственным доходам в стране Юго-Восточной Азии и сохранило цену на сигареты среди самых низких в мире. Это имело серьезные последствия для общественного здравоохранения в Лаосе, где очень высокий уровень курения.

Мэт Пеннингтон из Радио Свободная Азия поговорил с Джейсоном МакЛуром, журналистом-расследователем The Examination, который сообщил об этой истории. Интервью было отредактировано для большей длины и ясности.

RFA: Можете ли вы рассказать нам о сделке?

Джейсон МакЛур: Эта история о сделке, которая датируется 2001 годом, когда коммунистическое правительство Лаоса приватизировало государственную табачную монополию страны. Теперь, что они сделали вместо того, чтобы провести открытый тендер... они по сути пригласили Imperial Brands и местную компанию ST Group, которой руководил местный бизнесмен по имени Ситхат Cайсуливонг, принять участие в торгах. И в конечном итоге правительство Лаоса решило создать совместное предприятие с Imperial Brands и г-ном Ситхатом c его ST Group.

Итак, способ, которым это было сделано, был очень необычным, и это также подчеркнуло некоторые очень тесные политические связи между г-ном Cайсуливонгом и правительством Лаоса в то время.

RFA: Так кто же на самом деле выиграл от этого? И каковы были финансовые последствия для правительства Лаоса? Они потеряли доход?

МакЛур: Сделка была структурирована следующим образом: правительство Лаоса сохранило 47% табачной монополии, а Imperial Brands, этот британский табачный гигант, получил 34%. Оставшиеся 19% компании принадлежали этой офшорной компании под названием S3T, которая, как мы знаем и узнали, частично принадлежала Imperial Brands, а частично г-ну Ситхату, который, как оказалось, был родственником премьер-министра Лаоса в то время, Бунньянг Ворачита. Так что явно были вовлечены какие-то родственные связи. И в конечном итоге эта сделка принесла 28 миллионов долларов за два десятилетия родственнику бывшего премьер-министра. И это имело большие последствия для правительства Лаоса. Одна группа по борьбе с табаком провела исследование последствий этой сделки для общественного здравоохранения, и они обнаружили, что правительство Лаоса недополучило 143 миллиона долларов в виде налоговых поступлений от табака, и это произошло потому, что одно положение этого табачного контракта ограничило акцизы на сигареты и, по сути, оставило Лаос с одними из самых дешевых сигарет в мире.

RFA: Сколько стоит пачка сигарет в Лаосе?

МакЛур: Самые дешевые марки сигарет в Лаосе стоят около 7000 кип. Это около 32 центов США. Итак, мы смогли просмотреть данные ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по всему миру и обнаружить, что в основном это одни из самых дешевых сигарет в мире.

RFA: Так каковы были последствия для здоровья?

МакЛур: Итак, последствия для здоровья, они действительно были значительными в Лаосе. Как и во многих других азиатских странах, относительно мало женщин курят, но где-то около 37-40% мужчин курят. Так что там очень высокий уровень курения. Он один из самых высоких в мире, по крайней мере среди мужчин. И это отчасти прямое следствие этих очень дешевых сигарет, которые являются следствием этого 25-летнего контракта, подписанного еще в 2001 году.

Теперь есть много данных, много исследований от исследователей по борьбе с табаком и исследователей общественного здравоохранения, которые показывают, что лучший способ сократить уровень курения, чтобы заставить людей бросить курить или, особенно, не дать им начать курить, — это повысить цены на сигареты. И способ, которым правительства могут это сделать, — это увеличить акцизы на табак. Теперь этот 25-летний контракт в Лаосе абсолютно не позволил правительству Лаоса сделать это.

RFA: И как мы знаем, Лаос — одна из беднейших стран Азии, и у нее не очень хорошо развита система здравоохранения. Так что вы можете себе представить, какие будут последствия.

МакЛур: Совершенно верно. Одна из моих коллег посетила одну из государственных больниц в Лаосе и опросила людей, которые там были с заболеваниями, связанными с курением. И лечение было чрезвычайно дорогим. И даже для многих людей, у которых есть распространенные заболевания, связанные с курением, такие как эмфизема или рак легких... особенно для людей в сельской местности, людей в деревнях, любая форма радиации или химиотерапии или подобных видов лечения будет недоступна.

RFA: Так что Imperial Brands говорит об этом?

МакЛур: Во время нашего репортажа мы обратились к Imperial Brands, чтобы спросить их об этом контракте и, в частности, спросить, почему они решили включить родственника премьер-министра того времени в этот контракт. И они сказали нам, что, во-первых, они заявили, что соблюдают все правила и в целом ведут себя этично. Но они не ответили на суть наших вопросов. Мы также спросили их о том, почему этот контракт так долго держался в секрете. Фактически, сам контракт содержал положение о секретности. Они сказали нам, что этот тип конфиденциальности является нормальным в таких коммерческих соглашениях.

RFA: А правительство Лаоса вообще ответило на какие-либо ваши запросы или запросы в адрес гг. Ситхат Сайсоуливонга или Бунньянг Ворачита?

МакЛур: К сожалению, правительство Лаоса, г-н Ворачит, г-н Ситхат, даже нынешний премьер-министр Лаоса Сонсай Сипхандон, они не ответили на наши запросы по этой истории.

RFA: Я понимаю, что это не проблема, которая полностью изолирована от Лаоса, что крупные табачные компании достигли соглашений с авторитарными странами и другими странами.

МакЛур: Совершенно верно. Знаете, что действительно немного необычно в этой сделке, так это то, что мы смогли получить документы, которые показали, как именно платежи перетекали от табачной компании Лаоса и Imperial к родственнику тогдашнего премьер-министра Лаоса. Но мы видели, что British American Tobacco, еще один табачный гигант, был вовлечен в сделки с северокорейским режимом в нарушение санкций США. Фактически, они согласились выплатить более 620 миллионов долларов в рамках соглашения об отсрочке судебного преследования с Министерством юстиции США в результате этого.

RFA: Так каково будущее этого соглашения в Лаосе? Я понимаю, что его срок уже подходит к концу.

МакЛур: Что ж, это интересный вопрос, потому что это 25-летнее соглашение, подписанное в 2001 году. Оно истекает в следующем году. Теперь правительство премьер-министра Сонсай Сипхандона уже сообщило Imperial, что они не будут снова продлевать это соглашение. Однако они оставили дверь открытой для переговоров о новом соглашении с той же табачной компанией. Посмотрим, произойдет ли это и будут ли в этом участвовать какие-либо инсайдеры, такие как г-н Ситхат, зять бывшего премьер-министра Ворачита. Одно, что мы знаем, это то, что г-н Ситхат также близок к семье нынешнего премьер-министра Сонсая. Так что еще предстоит выяснить. В конечном счете, нам сказали, что нынешний премьер-министр будет тем, кто примет решение. И как мы увидели, это может оказать огромное влияние на будущее курения в Лаосе и на общественное здравоохранение Лаоса.