Найти в Дзене

Теория объектных отношений Маргарет Малер

Теория объектных отношений — одна из тех важнейших вех в психоанализе, которая помогает нам понять, как формируется внутренний мир человека. Сегодня хочу рассказать о работе Маргарет Малер — выдающегося психиатра и детского психоаналитика, чьи идеи оказали колоссальное влияние на современную психологию.

Кто такая Малер и почему ее теория важна?

Маргарет Малер (1897–1985) — психоаналитик, чьи 30-летние наблюдения за младенцами и матерями перевернули представления о сепарации. Ее идеи легли в основу терапии для взрослых с пограничными расстройствами, нарциссизмом, сложностями в отношениях .  

Маргарет Малер разработала модель психологического рождения ребёнка, где особое внимание уделяла раннему этапу развития — от рождения до трёх лет. Её ключевая идея заключается в том, что младенец проходит через несколько фундаментальных стадий, формируя своё субъективное "Я" и отделяя себя от матери (или основного опекуна).

Вот основные этапы по Малер:

1. Аутистическая фаза (0–2 месяца) 

Младенец ещё не делает различий между собой и миром, он как бы погружён в свои внутренние переживания. Его потребности удовлетворяются матерью интуитивно, и ребёнок воспринимает её как продолжение самого себя.

2. Симбиотическая фаза (2–4 месяцев)  

Ребёнок начинает ощущать связь с матерью, но всё ещё чувствует себя единым целым с ней. Он нуждается в полной эмоциональной доступности и отражении своих состояний со стороны взрослого.

3. Фаза дифференциации (4–8 месяцев)  

Начинается процесс отделения. Ребёнок замечает, что он — не мама, а отдельный человек. Появляется интерес к окружающему миру, страх чужих, привязанность к матери как к отдельному субъекту.

4. Фаза практики (8–16 месяцев)  

Ребёнок активно исследует пространство, учится ползать, ходить. Это время бурного роста автономии, уверенности в себе. Мать становится “базой безопасности”.

5. Фаза привязанности (16–25 месяца)  

Происходит углубление осознания зависимости от матери. Ребёнок уже понимает, что не может всё сам, и это вызывает конфликт между стремлением к самостоятельности и потребностью в защите.

6. Фаза объединения (25–36 месяцев)  

Формирование целостного представления о себе и других. Ребёнок учится справляться с противоречивыми чувствами — любовью и гневом, зависимостью и независимостью.

  Что важно: если этот процесс нарушается (например, при недостатке внимания, травме или эмоциональной отстранённости родителя), у ребёнка могут формироваться неустойчивые внутренние объекты — то есть искажённые образы самого себя и других людей. Это может проявляться во взрослом возрасте в виде тревожных привязанностей, страха близости, трудностей в самоидентификации, склонности к зависимостям или постоянному поискам подтверждения своей ценности.

Как ошибки в сепарации влияют на взрослую жизнь? 

1. Симбиоз вместо дифференциации: Если мать игнорирует потребности ребенка ("Пусть кричит — научится терпеть!"), у него не формируется базовое доверие к миру. Последствия — неврозы, психосоматика.  

2. Кризис сближения: Ребенок, которого жестко пресекают за попытки самостоятельности ("Не лезь!"), усваивает: "Мои желания опасны". Во взрослом возрасте это проявляется как страх ответственности или перфекционизм .  

  Исследования подтверждают: Нарушения в ранней сепарации коррелируют с низкой эмоциональной устойчивостью (Аболин Л.М., 1987) . Дети, не прошедшие фазу "тренировки" с поддержкой родителей, во взрослом возрасте склонны к пассивно-агрессивному поведению.

Что могут сделать родители? 

Практические советы:

- от 0–6 мес.: Не бойтесь "приучить к рукам"! Телесный контакт — основа симбиоза.  

- от 9–15 мес.: Поощряйте ползание, но будьте "видимым якорем": смотрите в глаза, улыбайтесь, когда ребенок оглядывается.  

- Кризис 2 лет: Заменяйте запреты ("Не трогай!") на альтернативы ("Попробуй лучше это").  

- После 3 лет: Учите ребенка называть эмоции: "Я вижу, ты злишься. Это нормально".

📖 Теория Малер лежит в основе многих современных подходов — от объектных отношений до межличностной психотерапии и даже ДБТ (диалектико-поведенческой терапии). Она напоминает нам: чтобы понять взрослого человека, нужно заглянуть в его раннее прошлое. То, как мы научились быть собой в первые годы жизни, часто задаёт тон всей дальнейшей жизни.

Если эта тема вам интересна — обязательно почитайте:

- Маргарет Малер, Фрэнк Линдон, Сабина Маклер – "Психологическое рождение младенца"  

- Обзоры по теории объектных отношений (Клаус Байер, Джеральд Клайн)

  А вы когда-нибудь замечали, как ваше поведение в отношениях связано с ранним опытом? Напишите в комментариях — обсудим!

С теплом, 

Дмитрий Гладун, пишите в Telegram:

@DNG_DV "Хочу консультацию"

DNG©

30.06.2025.

t +23 до 32 С°⛅