Найти в Дзене
БЮДЖЕТНЫЙ ВАРИАНТ

Почему на заводах России сильно не хватает рабочих рук, несмотря на зарплаты

Оглавление

Вчера созванивался с Сергеем, моим соседом по даче. Мы не виделись пару месяцев, потому что он работает вахтой на машиностроительном заводе под Тулой. В голосе усталость, какая-то безнадежность. "Все, - говорит, - увольняюсь. Больше не могу этого цирка".

Сергей - мужик крепкий, 45 лет, всю жизнь на производстве. Начинал еще в советские времена учеником токаря, прошел путь до мастера участка. Если такие люди бегут с заводов, значит, ситуация критическая.

"Знаешь, что меня добило? - рассказывает он. - Вчера молодой парень пришел на собеседование. Посмотрел на цех, послушал условия и говорит: 'А зачем мне здесь здоровье угробить за такие деньги? Лучше курьером пойду работать - и денег больше, и график свободнее'".

И ведь парень прав. Курьеры в больших городах зарабатывают 80-100 тысяч рублей, работая в относительно комфортных условиях. А на заводе за те же деньги нужно вкалывать в три смены, дышать химией и рисковать здоровьем.

Как рушили заводскую романтику

Сергей помнит, каким был завод в советские времена. Не только работа, но целый мир со своей инфраструктурой. "У нас была своя поликлиника с нормальными врачами, детский сад для детей работников, летний лагерь на Азовском море, - вспоминает он. - Спортзал, дворец культуры с кружками и секциями".

Молодых специалистов сначала поселяли в общежитие, потом давали квартиру от завода. Свадьбы справляли в заводском дворце культуры, детей лечили в заводской поликлинике, отдыхали на заводской базе отдыха.

"Завод был как государство в государстве, - объясняет Сергей. - Работал человек не просто за зарплату, а был частью большой семьи. Чувствовал себя нужным, защищенным".

В девяностые все это рухнуло за пару лет. Новые собственники первым делом избавились от "непрофильных активов". Поликлинику продали, детские сады закрыли, базы отдыха распродали по частям.

"Сейчас завод - это просто место, где ты продаешь свое здоровье за деньги, - горько усмехается Сергей. - Никакой романтики, никаких перспектив. Отработал смену и домой. А дома сил ни на что не остается".

Самая большая ложь современных заводов - реклама о высоких зарплатах. В объявлениях красуется "до 120 000 рублей", а на деле получается совсем другое.

"Эти 120 тысяч можно заработать, если работать без выходных в две смены и выполнять план на 150%, - объясняет Сергей. - Реально люди получают 50-70 тысяч за нормальный режим работы".

А еще есть система штрафов и удержаний. Опоздал на 15 минут - штраф. Не выполнил норму - лишают премии. Сломал инструмент - вычитают из зарплаты. Взял больничный - теряешь доплаты за безаварийность.

"У нас токарь Петрович за месяц заработал по табелю 85 тысяч, - приводит пример Сергей. - А на руки получил 52 тысячи. Штрафы, удержания, налоги. Попробуй на эти деньги семью содержать".

Особенно циничная схема с молодыми работниками. Им обещают быстрый карьерный рост и высокие заработки. А на деле ставят на самые вредные участки за минимальную зарплату.

-2

"Парню 18 лет говорят - поработаешь год-два, покажешь себя, переведем на лучшее место, - рассказывает Сергей. - А через год он уходит с испорченным здоровьем и без перспектив".

Современный заводской график убивает любую личную жизнь. Сменность 6/1 по 12 часов стала нормой. Выходной один раз в неделю, да и то не факт - могут вызвать на аварийную работу.

"У меня жена говорит - живешь как призрак, - делится Сергей. - Прихожу домой - все спят, ухожу на работу - все еще спят. Детей вижу только по выходным, да и то если не вызовут на завод".

Семейные праздники, дни рождения детей, школьные мероприятия - все это проходит без отцов. Мужчины превращаются в машины для зарабатывания денег, теряя связь с семьей.

"Знаешь, что самое страшное? - говорит Сергей. - Сын мне недавно сказал: 'Пап, я никогда не пойду работать на завод. Не хочу быть таким же уставшим и злым, как ты'".

Условия труда как в прошлом веке

Техника безопасности на многих заводах существует только на бумаге. Оборудование старое, изношенное, но менять его дорого. Проще заставить людей работать на разваливающихся станках.

"У нас пресс работает с 1985 года, - рассказывает Сергей. - Уже несколько раз чуть людей не покалечил. Но новый стоит 20 миллионов, а зачем тратиться, если можно просто найти новых рабочих взамен покалеченных".

Средства защиты выдают самые дешевые. Респираторы, которые не защищают от пыли. Перчатки, которые рвутся через час работы. Спецодежда из ткани, которая не греет зимой и не дышит летом.

"В цеху зимой +5 градусов, работаешь в куртке, - описывает условия Сергей. - Летом под +40, вентиляции нет. А если заболел от таких условий - твои проблемы, не соблюдал ТБ".

Медосмотры превратились в формальность. Врач за пять минут ставит штамп "годен", не обращая внимания на реальное состояние здоровья.

Отношение руководства к рабочим не изменилось с феодальных времен. Мастера и начальники цехов общаются матом, унижают, ставят в неловкое положение.

"Наш начальник цеха может при всех обозвать дураком, послать куда подальше, - рассказывает Сергей. - А ты молчи, у тебя семья, кредит, увольняться некуда".

-3

За малейшую провинность устраивают разносы, лишают премий, переводят на худшие участки. Создается атмосфера страха и унижения.

"Работаешь не потому что хочется, а потому что боишься, - объясняет Сергей. - Боишься остаться без работы, без денег, без средств к существованию".

Никого не интересует мнение рабочих о том, как улучшить производство. Все решения принимаются наверху, часто некомпетентными людьми.

Молодежь голосует ногами

Современная молодежь отказывается работать в таких условиях. И правильно делает. Зачем губить здоровье и личную жизнь ради копеечной зарплаты?

"К нам приходят выпускники техникумов, работают месяц-два и уходят, - констатирует Сергей. - Говорят - лучше курьером буду, или в такси. И денег больше, и здоровье целее".

Курьерские службы предлагают 80-100 тысяч рублей за гибкий график. Можно работать когда удобно, брать выходные когда нужно, не дышать химией и не рисковать руками.

"Мой племянник курьером работает, зарабатывает больше меня, - с горечью говорит Сергей. - При этом каждый день дома ужинает, с девушкой встречается, в спортзал ходит. А я как каторжный весь день на заводе".

Даже работа в офисе за 40-50 тысяч кажется привлекательнее завода. Чистота, тепло, нормальный график, возможность развиваться.

Современные заводы построены на принципе максимального выжимания прибыли из каждого работника. Человек рассматривается как расходный материал, который можно легко заменить.

"Нас постоянно пугают - не нравится, увольняйтесь, очередь стоит, - рассказывает Сергей. - Но очереди-то уже нет. Люди нашли альтернативы".

Профсоюзы превратились в декорацию. Они защищают не интересы рабочих, а интересы администрации. Забастовки запрещены, коллективные договоры подписываются под диктовку руководства.

"У нас председатель профкома - родственник директора, - смеется Сергей. - Какие права работников он будет защищать? Он даже не знает, что это такое".

Государство тоже не вмешивается. Трудовая инспекция приезжает по графику, предупреждая заранее. К ее приходу все нарушения маскируются, документы приводятся в порядок.

-4

Сами заводчане создали систему, в которой работать невозможно. Погнавшись за сиюминутной прибылью, они разрушили все, что делало заводскую работу привлекательной.

"Раньше работать на заводе было престижно, - вспоминает Сергей. - Заводчанин в городе был уважаемым человеком. Хорошая зарплата, социальные гарантии, перспективы роста".

Сейчас заводской рабочий - это человек, который не смог найти лучшую работу. Клеймо неудачника, который вынужден гробить здоровье за копейки.

"Мои одноклассники, которые не пошли на завод, живут лучше меня, - признается Сергей. - Кто-то бизнес открыл, кто-то в IT ушел, кто-то госслужащим стал. А я дурак 25 лет на заводе отдал".

Сергей принял окончательное решение уйти с завода. В 45 лет начинать новую карьеру страшно, но оставаться еще страшнее.

"Буду охранником работать, или дворником, - говорит он. - Главное - подальше от этого ада. Хочу жить как человек, а не как машина для зарабатывания денег".

Его примеру следуют многие. Кто-то уходит в такси, кто-то в курьеры, кто-то пытается открыть свое дело. Главное - вырваться из заводского рабства.

"А что будет с заводами? - спрашиваю я. - Кто будет работать?"

"Привезут мигрантов, - отвечает Сергей. - Или роботов поставят. Им все равно, кто работает, лишь бы прибыль была".

Современные заводы сами создали кадровый голод. Превратив рабочих в расходный материал, они потеряли самое ценное - человеческий капитал.

Молодежь не идет на производство не из-за лени или избалованности. Она просто нашла более достойные альтернативы. Курьер, таксист, офисный работник - любая работа лучше заводского рабства.

Пока собственники не поймут, что в людей нужно инвестировать, а не только из них выжимать прибыль, кадровый кризис будет только углубляться. Заводы будут стоять пустыми, а опытные рабочие будут уходить в другие отрасли.

"Капитализм, говорят, эффективная система, - резюмирует Сергей. - Эффективная для владельцев заводов. А для рабочих это просто красивое название рабства".

Может быть, когда заводы совсем остановятся из-за нехватки кадров, собственники задумаются о том, что человек - это не машина, а основа любого производства. Но пока этого не произошло, люди будут продолжать бежать с заводов без оглядки.