Найти в Дзене

Мы жили в эпоху лагерей… Картинки вожатской жизни… Часть 4.

Лагерная песня
Лагерная песня

4 сезона отработала вожатой в международном лагере Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Некоторые истории из лагерной жизни.

1. Всем начинающим вожатым давали младшие отряды 8-ой или 9-ый. Иду через площадь в столовую со своими детьми. Кричу: «Что это вы разбрелись, как табор?». Рядом стоял вожатый другого отряда. Подходит ко мне и тихо говорит: «У тебя румыны в отряде есть? Такие слова могут вызвать международный скандал». Так я получила урок особенностей работы в международном лагере.

Значек лагеря
Значек лагеря

2. Иду по коридору в корпусе и слышу звуки свирели. Это мой второй вожатый Андрей, студент Щуки, осваивает музыкальный инструмент. Иду в другой раз, слышу, как он с выражением, меняя интонацию, громко учит детские стихи. С одной стороны, забавно, с другой- будущая профессия обязывает.

3.Любимая шутка вожатых. У всех вожатых в комнате стояли высокие хромированные пепельницы. Сидим, болтаем, временами стучим по пепельнице со словами: «Раз-два-три… Фонит... Фонит...» А ведь это только 1984 год.

4. На выходной ездила в Москву. Встретила свою подругу Свету Д. Она решила поехать со мной. Я знала, что нельзя. Но, как говориться. В 10 вечера выходим с автобуса… Темно. Дорога лежит через лес. Видим, стоит какая-то группа молодых людей. Я весело: «Нас встречают». Света подумала, что действительно встречают и начала широко улыбаться. Когда мы подошли ближе, она поняла, что это группа совершенно незнакомых молодых людей. Улыбка стерлась. Спокойно прошли мимо. И тут из канавы сбоку вылезает мой второй вожатый Рома П. Встречает. Незаметно.

5. Играем в футбол-вожатые против детей. Поле в лагере было очень плохим, не удосужились сделать хороший дренаж. После дождя стоят огромные лужи. Разбежавшись, падаю в воду. Не только лицом. Лежу и думаю, как встать. С ужасом думаю о том, как я в таком неприглядном виде буду дальше играть? Ничего, пережила. Ведь это футбол.

6. Хорошего леса, куда можно пойти с детьми, вокруг лагеря не было. Следует понимать, что для иностранцев действовала 30-км зона пребывания вокруг Москвы. Обычно данное место использовалось как база отдыха для работников СЭВа, летом отдавали под лагерь. Первое правило вожатого- днем надо поспать, иначе вечером будешь валиться с ног. Второе правило. Ты не поспишь, если дети тоже не будут спать. Значит, до обеда надо их занять так, чтобы устали. Мы с вожатым Романом П. придумали название нашей утренней акции: «Марш бросок». Каждый день ищем новый маршрут движения. Однажды узнали о ферме недалеко от лагеря. Вышли на финишную прямую, и Рома пошел узнать, не пустят ли нас посмотреть. Ждем с ребятами 40 минут. Его нет и нет. Детей оставить нельзя, идем вместе. Доброжелательные люди пустили нас на ферму. Ходим, смотрим. Опа! Рома сидит в технической ванне и намывается. Оказывается, упал в навозную яму, которая сверху покрылась на солнце сухой корочкой. Все бы ничего. Сам Роман к этому отнеся с юмором. Но… в отрядном журнале в отчете за день я записала фразу: «Рома упал в навоз». Фраза стала исторической.

7. На самом деле иностранцев в июне-июле мало. Обычные дети, большинство из семей технических служащих. Реально международной была 3 смена, когда приезжали делегации из стран членов СЭВ. Тогда в отряде- половину составляла делегация, половину наши ребята. Так дважды работала и на немецкой делегации и на монгольской. Обязательной частью международной смены становились национальные мероприятия. Вечером устраивался «банкет» для вожатых, где хозяевами выступали руководители делегаций. На столе появлялись какие-то столовские закуски, что-то привозили руководили. Главное- дегустация национальных напитков. Человек на 30-40 2-3 бутылочки. Например, «Бехеровки». Все пробовали и хвалили. Бр-р -р. Но тарелки, вилки, ножи лежали обязательно. В основном ими резали тонкие кусочки колбасы, помидоров и огурцов. Лучше бы пирог испекли.

8. Ребята из СЭВа рассказывали, как заставляли некоторые страны Сэв принимать нужные решения. Трубу закрывали, потом открывали. Просто повторяю, что рассказывали.

9. Начальником «Дружбы» много лет была Покровская М… Вообще я с ней почти не имела дела. У меня не осталось о ней никаких особенных воспоминаний. Нашим начальником непосредственно был старший вожатый. Мария же была худощавой женщиной без возраста. Я ее постоянно видела строгой, в темном костюме, в чулках. СЭВовский дресс-код, который она соблюдала и в лагере. Мне казалось, что не хватает революционной кожанки и косынки. А вот ребята о ней вспоминают очень хорошо. Сейчас живет в Италии.

10. В лагере всегда вожатые делились на группы. Одни группировались вокруг начальника лагеря, старшего вожатого. Другие-не группировались вокруг начальника лагеря и старшего вожатого. Никаких особых столкновений не было. Только первые были всегда контролерами. Могли обойти вечером комнаты вожатых с рейдами, например, проверки на наличие гостей. И т.д. Противоречия видны в следующей истории. Мы раз-два в смену готовили спектакль или концерт силами вожатых. Так получилось, что много раз я выступала в роли ведущей. Это было классно…Выходишь на сцену, а тебе уже рады…Хлопают… Но как-то поднадоело. Я решительно сказала, что больше не хочу. Нет и нет. Подходит Вадик Н., которым обычно был соведущим, и говорит: «Ты хочешь, чтобы Галя З. вела концерт?» Нет, я не хотела, чтобы Галя вела концерт. Вот и вся оппозиционная борьба.

Я очень любила «Дружбу». Три сезона проработала вожатой в «Дружбе». Конечно, работа всегда работа, но вожатым хорошо платили. Это было важно. Всегда приходилось подрабатывать. Главное -там собиралась действительно хорошая компания. Своих вожатских кадров у СЭВа почти не было, поэтому они приглашали студентов Щуки, Высшей комсомольской школы, Университета Дружбы народов. А для укрепления рядов брали школьных вожатых.

Немного о грустном. Несколько лет спустя, летом, решила вернуться в «Дружбу». Нужны были деньги. Это был конец СССР, а, значит, и СЭВ. Выдержала «нового» лагеря ровно одну смену. Не было никакого режима, кроме режима питания. Старый порядок разрушили, а нового не построили. В пересменок тихо дезертировала. Потом приехала забрать вещи. Спокойно пробыла несколько дней. Общалась с ребятами, вожатыми, ходила в столовую. Взяла чемодан и уехали. Моя лагерная эпоха закончилась.

-6