Лента «Дульсинея Тобосская» — вольное продолжение романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Через семь лет после смерти героя его оруженосец Санчо Панса находит крестьянку Альдонсу, которая даже не подозревает, что была дамой сердца знаменитого рыцаря. Вместе они едут в город Толедо, где случайно встречают дона Луиса, очень похожего на покойного героя. Что было дальше и повторили ли герои путь того, кто безнадежно любил, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Песенники — не холопы
Тем, кто плохо помнит сюжет книги, стоит пояснить: Дульсинея Тобосская — персонаж, который не появляется на страницах романа. Но главный герой неустанно говорит о ней как о даме сердца. Она — вымысел рыцаря-романтика. Хотя, по одной из версий, однажды в Эль-Тобосо, в деревне Ламанча, Дон Кихот все же видел девушку-простушку по имени Альдонса. Оттолкнувшись от этого впечатления, создал в фантазиях свою королеву, сделал ее образцом женского совершенства.
В послевоенном СССР уроженца Минска Александра Володина считали «золотым пером». На спектаклях по его пьесам были аншлаги, а фильмы по сценариям мастера становились хитами. Посудите сами: «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Осенний марафон». Однако киночиновники постоянно ругали его за мелкотемье и отсутствие соцреализма в произведениях.
В 1970 году Володин решил оживить Тобосскую на бумаге. Написать произведение, где она — не фантазия, а настоящий человек. Создал вольное продолжение романа Мигеля де Сервантеса, назвав его именем героини. В 1971-м Олег Ефремов поставил спектакль на сцене МХАТа. Потом написанное попало в руки главному режиссеру театра имени Ленсовета Игорю Владимирову. Он понял, что если разговорную историю переформатировать в музыкальную, то все будет гораздо ярче. Музыку и песни он предложил сочинить Геннадию Гладкову. Авторами текстов композиций стали поэты Борис Рацер и Владимир Константинов. Роль Дульсинеи в спектакле исполнила Алиса Фрейндлих, супруга Владимирова. Постановка произвела фурор, шла более 10 лет. Ее растиражировали на сценах по всему Союзу.
В начале 1980-го режиссер Светлана Дружинина пожинала лавры после премьеры своей картины «Сватовство гусара». Гладков сам предложил ей задуматься о создании фильма о Дульсинее. Постановщик сомневалась. Успех на театральных подмостках — не всегда гарантия его в кино. В итоге Дружинина согласилась. Когда Игорь Петрович узнал о намерениях сделать ленту по его идеям, в высоких кабинетах начался шум. Говорил, что это воровство. Разразился скандал. В ответ Гладков на собрании президиума Союза композиторов СССР поднял тему: театральные режиссеры не могут считать собственностью музыку мелодистов, они — не феодалы, а песенники — не холопы. Его поддержали Володин и поэты, писавшие тексты хитов. Владимиров сдался. «Мосфильм» запустил картину в производство.
Боярский в черном списке
Светлана Сергеевна хотела, чтобы даже второстепенные роли исполнили знаменитости. Родителей Дульсинеи сыграли Армен Джигарханян и Валентина Талызина. Мнительного жениха героини — Борислав Брондуков. Образ сеньоры Тересы достался вечной бабушке советского кино Татьяне Пельтцер.
В продолжателя дела Дон Кихота должен был перевоплотиться Михаил Боярский. С ним даже успели записать песни. Но Дружинину вызвали в партком студии и сказали: «Хотите снимать это кино, делайте без Боярского». Оказалось, Михаил Сергеевич много лет искал того, кто в 1937 году приговорил его деда-священника к расстрелу. И хотел поговорить с ним по-мужски. Однако за неделю до встречи этот человек умер своей смертью. Известный артист выпил лишнего, шел в отчаянии по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, на чем свет стоит материл советскую власть и бил витрины. Дело имело резонанс. На некоторое время студии внесли его в черные списки.
В итоге режиссер остановилась на кандидатуре Бориса Плотникова, известного тогда по ленте «Восхождение» Ларисы Шепитько. В кадре Плотников действительно выглядит благородным рыцарем.
А вот Наталью Гундареву редакторы долго не хотели утверждать на роль Дульсинеи. Считали, что она слишком дородна для женщины-мечты. Хотя в описании Сервантеса деревенская девушка выглядела именно так. Только после совместных проб с Плотниковым все увидели, что пара отлично смотрится вместе на экране.
Что касается Санчо Пансы, то это, безусловно, образ Евгения Леонова. Он уже подписал договор, для него пошили костюмы. Вдруг выяснилось, что в разгар подготовки Эльдар Рязанов убедил его сняться в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». И хоть роль актера Афанасия там не центральная, мэтр запретил параллельно работать в других картинах. По словам Дружининой, она стояла на коленях перед классиком в его кабинете, он смотрел в окно. А тогдашняя его супруга и помощница Нина Скуйбина холодно спросила: «Почему Элик должен думать о вас, а не о себе?» В результате директор студии Сизов предложил взять на роль Санчо малоизвестного тогда артиста Александра Назарова.
Работа в гипсе
Испанские города и просторы снимали в Баку и азербайджанских степях.
Летом 1980 года стояла жара. Актеры и члены группы боялись выходить из автобуса — в степи под каждым камушком прятались змеи и ящерицы. Светлана Сергеевна, по ее словам, расчищала площадку от ползучих гадов вместе с мужем Анатолием Мукасеем, который был кинооператором.
Накануне работы Наталья Гундарева сломала лодыжку, но отказалась от переноса сроков, чтобы никого не подводить. Гипс прятали под повязкой, однако для определенных сцен его приходилось снимать, а потом накладывать вновь.
В эпизоде, где Дульсинея пытается соблазнить героя Плотникова, актриса поднимала платье и показывала ноги. Начальники заставили вырезать этот фрагмент, посчитали его непристойным.
Премьера двухсерийной ленты состоялась 28 декабря 1980-го. Успех окончательно закрепил за Светланой Дружининой амплуа постановщика музыкальных картин.
Многими фильм уже забыт. Тем не менее история о благородстве, красоте человеческой души останется навсегда.
Еще материалы рубрики:
Сериал «Папа Миа»: как Пчёла из «Бригады» сыграл рокера-неудачника и неидеального отца
Love story по-советски. Как снимали фильм о всепоглощающей силе любви «Не могу сказать прощай»
Многострадальная классика. Как снимали киноленту «Хождение по мукам»