Найти в Дзене
Правители России

4 картины известных художников, которые были запрещены

Оглавление

Когда искусство говорит правду, его часто пытаются заставить замолчать. Есть произведения живописи, которые долгие годы находились в тени - не потому, что они незначимы, а потому, что были неудобны.

Эти полотна выводили на передний план то, о чём предпочитали молчать: лицемерие, упадок нравов, злоупотребление властью. Сегодня мы вспомним пять таких работ, когда-то вызывавших скандал и протест у власти, но оставшихся важным культурным свидетельством своего времени.

№4 Картина Василия Перова "Сельский крестный ход на Пасху" (1861 г.)

Эта работа стала настоящим вызовом общественным устоям того времени. Вместо благочестивого шествия из храма - хаотичная процессия, выходящая из деревенской избы. Пьяный батюшка с лицом, пылающим от вина, неосторожно наступает на пасхальное яйцо. Другой священнослужитель, упав на колени, пытается его спасти - тщетно. Атмосфера праздника, казалось бы, светлого и духовного, искажена бытовым абсурдом и пьяной бесцельностью.

В придорожной канаве лежит бесчувственный крестьянин, к которому женщина подбегает с кувшином воды, стремясь привести его в чувство. Один из участников несёт икону вверх ногами - красноречивый символ потери духовных ориентиров. Христос здесь оказался забыт, уступив место «зелёному змию». За критику духовенства художника едва не отправили в ссылку - великая княгиня Мария Николаевна требовала сжечь «отвратительное и пошлое» полотно. Но оно было уже приобретено меценатом Третьяковым и спасено для потомков.

№3 "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие" Николая Неврева (1866 г.)

Неврев в своей работе, исполненной в духе сатирической карикатуры, подверг критике духовенство, показав его в комически-грубой манере. На картине - тучный священнослужитель в ярко-синей рясе, фигура гротескная, шаржированная. И хотя сцена может показаться смешной, за иронией кроется обличение нравственного разложения представителей церкви.

Картина была осуждена за аморальность. В те времена, когда церковь играла важную роль во всех сферах жизни, подобное изображение считалось вызовом установленному порядку. Художника упрекали в нигилизме - он, мол, смеётся над священным. Но Неврев скорее пытался привлечь внимание к реальности, чем разрушить традиции.

-2

№2 Павел Ковалевский. "Порка" (1880 г.)

Телесные наказания в XIX веке были частью воспитательной системы. И неважно, крестьянский ли это ребёнок или отпрыск знатного рода - ремень был универсальным «аргументом». В обеспеченных семьях грязную работу поручали слугам - сам воспитательный процесс оставался за кадром родительской любви и показной добродетели.

На полотне Ковалевского запечатлена сцена домашнего насилия: подростка удерживают две горничные, в то время как гувернантка наносит ему удары. Отец и мать остаются в тени, будто не при чём. Они сохраняют за собой роль добрых и образцовых родителей, переложив реальное насилие на чужие плечи. Картина не просто документирует обыденность - она вскрывает лицемерие «воспитательного» подхода своего времени.

-3

№1 Владимир Маковский. "Не пущу!" (1892 г.)

Однажды художник, проходя по улице, увидел семейную сцену, которая поразила его до глубины души. Женщина в бедной одежде преграждает дорогу мужу, желающему зайти в пивную. Мальчик, прижавшись к матери, напряжённо наблюдает за происходящим. Мужчина пытается прорваться внутрь, стремясь к новой дозе алкоголя - и тем самым к ещё одной потере надежды.

Этот бытовой конфликт - в сущности, трагедия. Семья обнищала, все силы уходят на борьбу с пагубной привычкой главы дома. Именно такие сцены, запечатленные без прикрас, власти предпочитали не выставлять на публике. Полотно Маковского было запрещено к показу - слишком узнаваемым и болезненным оказался сюжет для общества конца XIX века.

Художники, отважившиеся показать жизнь без прикрас, становились объектами цензуры. Их произведения нередко прятали в хранилища, запрещали, обливали грязью. Однако с годами всё изменилось - то, что когда-то считалось кощунством, стало историческим и культурным достоянием.

-4

Они не искажали действительность, они обнажали её. Эти полотна - не только художественные произведения, но и честные хроники своего времени. А потому их значение только возросло с годами.

Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!