У меня есть амбиция и Миссия — создать Школу Деловых Отношений.
В процессе размышлений о ее формате я решил поискать примеры разных Школ, которые начинались не со здания, а с мыслей и философии отдельно взятых людей, которые в последствии стали их основателями.
Позже решил поделиться этими примерами с читателями моего тематического блога: «Деловые Отношения / Павел Лупашку»
Ниже — шесть ярких примеров людей, которые создали свои «школы» как философии, подходы и мировоззренческие системы, а не как учебные заведения в классическом смысле. Их влияние распространилось на тысячи (а иногда и миллионы) людей, даже без стен и парт.
1. Маршалл Розенберг — Школа ненасильственного общения (ННО)
Что создал: философию и методику общения, основанную на эмпатии, осознанности и честности.
Суть школы: не структура, а подход к жизни, коммуникации и разрешению конфликтов.
Ключевые принципы:
- Чувства — это сигналы неудовлетворённых потребностей.
- Все люди действуют, чтобы удовлетворить потребности, а не чтобы ранить.
- Цель общения — контакт, а не контроль.
Почему это школа:
Розенберг не открыл университет. Он проводил семинары, обучал тренеров и создавал книги/материалы, которые распространили идею по миру. Сейчас ННО преподают на 60+ языках.
2. Ричард Бах — Школа внутренней свободы (через философию «Джонатан Ливингстон, мартин»)
Что создал: философию личного развития через образ чайки, иносказания и вдохновляющее писательство.
Суть школы: каждый человек — больше, чем кажется. Свобода, развитие и полёт духа — выше страха, подчинения и рутины.
Ключевые идеи:
- Мы не рождены, чтобы просто выживать.
- Мир меняется, когда ты начинаешь видеть себя иначе.
- Истинная школа — внутри тебя.
Почему это школа:
Книга «Джонатан Ливингстон» стала манифестом целого поколения. Люди переосмыслили свою жизнь, карьеры и смыслы. Вдохновлённые читатели создавали клубы, писали книги, открывали свои пути.
3. Питер Сенге — Школа системного мышления (через работу «Пятая дисциплина»)
Что создал: не просто книгу, а новую парадигму организации и мышления.
Суть школы: компания — это живая система, а обучение — её основная способность к выживанию и росту.
Ключевые принципы:
- Личное мастерство.
- Ментальные модели.
- Общее видение.
- Командное обучение.
- Системное мышление.
Почему это школа:
Сенге не построил институт. Он предложил язык, инструменты и философию, которую стали применять в бизнесе, образовании и управлении. «Обучающаяся организация» — сегодня это мировая концепция.
4. Боевые искусства — Школа Брюса Ли: «Дже́т Ку́н До» (Jeet Kune Do)
Суть школы: не система приёмов, а философия свободы в бою и жизни: адаптивность, простота, личная честность.
Ключевой принцип: «Поглощай то, что полезно. Отвергай то, что бесполезно. Добавляй то, что своё».
Как развивалась:
- Брюс Ли изучал разные стили (вин-чун, бокс, фехтование) и отказался от догматизма.
- Он отказался от «традиционных школ» и создал философию действия без ограничений.
- После смерти Ли его ученики (Дэн Иносанто и др.) распространили философию по миру.
- Сегодня Jeet Kune Do преподают не как набор техник, а как способ мышления и движения.
➡ Это школа-философия, которая учит видеть борьбу как форму самовыражения, не ограниченную стилем.
5. Спорт — «Школа Кройффа» (Йохан Кройфф, футбол)
Суть школы: философия «тотального футбола» — игра как мышление, эстетика и коллективная свобода.
Ключевой принцип: «Ты должен играть головой, а не ногами. Ноги — лишь инструмент.»
Как развивалась:
- Кройфф был не только игроком, но мыслителем футбола.
- В «Аяксе» и «Барселоне» он заложил философию: техника + мышление + свобода + воспитание молодых.
- Создал Фонд Кройффа, Академии, методики, которые до сих пор формируют стили клубов.
- Его подход стал философией не только тренерской, но и социальной: футбол как средство образования и равенства.
➡ Это школа, в которой спорт — это мышление, культура и стиль жизни, а не просто техника или результат.
6. Воспитание — Школа Марии Монтессори
Суть школы: ребёнок — автономный исследователь, задача взрослого — не учить, а создавать условия для роста.
Ключевой принцип: «Помоги мне сделать это самому.»
Как развивалась:
- Первая «Casa dei Bambini» (Дом ребёнка) открылась в 1907 в бедном районе Рима.
- Монтессори создала уникальную среду и материалы, наблюдала, как дети сами начинают учиться.
- Метод быстро распространился по Европе и США, несмотря на сопротивление традиционной педагогики.
- Сегодня более 25 000 школ и центров в 100+ странах, метод признан ЮНЕСКО.
➡ Это философия воспитания, где ребёнок — личность, а образование — развитие воли, внимания и свободы.
После этого я тоже решил начать с фундамента — с мыслей и философией будущей ШДО.
Сначала появилась книга про Деловые Отношения.
Потом решил в своем блоге раскрыть еще 12 тем входящие в большую тему ДО.
И создать почти к каждой теме какой-нибудь гайд, шаблон, … Пока получается.
Этими шаблонами делюсь в основном в своем блоге в телеграмм. Подписаться на него можно по ссылке https://t.me/relation_biz
Статья написана с помощью нейросети ChatGpt. Он помог найти примеры школ, сформулировал основные тезисы и сгенерировал фото на основании моих запросов.