В древнегреческой мифологии Гермафродит – это отпрыск Гермеса и Афродиты. Легенда гласит, что юноша отличался необычайной красотой, что пленило нимфу Салмакиду, которая застала его купающимся. Охваченная любовью, она попросила богов навеки связать их судьбы, после чего они слились в одно существо, обладающее признаками обоих полов. Впоследствии, термин «гермафродит» стал использоваться для обозначения индивидуумов, сочетающих в себе мужские и женские половые характеристики. Подобные явления фиксировались и на Руси, где их, порой, называли муже-бабами.
Двойственное отношение к гермафродитам прослеживается на протяжении всей истории. В античности они могли восприниматься как божества или, напротив, как уродливые создания. В эпоху Средневековья их нередко подвергали гонениям, считая порождением зла. Однако, на Руси масштабных преследований гермафродитов не наблюдалось. Тем не менее, отдельные случаи, касающиеся людей с признаками обоих полов, нашли отражение в исторических хрониках. Например, в издании «Олонецкие губернские ведомости» за 1872 год была опубликована статья под заголовком: «Женщина, ставшая мужчиной».
В ней говорилось следующее:
«Упомянутая Наталья Васильева ныне превратилась в мужчину, назвала себя Макаром, носит мужскую одежду и отращивает бороду». Родители, крестная и соседи Натальи утверждали, что при рождении она несомненно имела признаки женского пола и всегда считалась девицей. Сама Наталья стала считать себя мужчиной после того как у нее начали расти борода и усы. Во врачебном отделении губернского правления 32-летнюю крестьянку тщательно обследовали и пришли к заключению, что тело у нее развито «так, как это обычно бывает у мужчин», половые органы развиты неправильно, но они также несомненно мужские. По этой причине власти постановили считать Наталью «принадлежащей к мужскому полу».
В документах XIX столетия обнаруживается «История о переводе крестьянского отрока Василия в женское сословие». Родитель дитяти обратился к главе губернии с прошением, где указывал, что полтора десятилетия назад у него появилась на свет девочка, задуманная как Василиса, однако приходской священнослужитель, пребывая в состоянии алкогольного опьянения, дал новорожденной имя Василий.
Когда подошло время «Василию» отправляться на военную службу, отец ощутил тревогу. Было организовано медицинское обследование юноши с участием доктора и опытной акушерки. По неясным причинам разбирательство затянулось примерно на год, и окончательного заключения о половой принадлежности Василия-Василисы так и не было вынесено. По всей видимости, этому способствовали некие скрытые факторы.
Любопытно, но с башней Коломенского кремля, известной как «Маринкина», связывают истории о гермафродитизме. Распространено мнение, что название она получила в честь Марины Мнишек, которую там содержали в заключении. Однако существует версия, согласно которой в башне была заточена не Мнишек, а монахиня по имени Марина Поликарпова, и это произошло в XVIII веке. По свидетельству церковного историка Валерия Ярхо, в июле 1732 года в Тульскую провинциальную канцелярию доставили местную жительницу, Марину Поликарпову, объявленную беглой.
Она была одета в мужскую одежду, носила мужскую стрижку, и при ней находилась женщина, которую Марина называла своей женой. На допросе Марина рассказала, что сбежала от мужа, который вскоре умер. Затем Марина назвалась тульским кузнецом Иваном Поликарповым и начала наниматься на работу в селах, выдавая себя за мужчину. В селе Михайловском она заключила брак с местной крестьянкой Прасковьей Ивановой. Никто не заметил подмены, и их обвенчали в церкви. Через год они решили поехать в Тулу, где их задержали.
Обеих женщин обвинили в богохульстве и отправили в Коломну на церковный суд. Прасковья утверждала, что жила с «Иваном Поликарповым» как с мужем. Единственное, она никогда не видела его полностью обнаженным, так как в бане он прикрывался веником. Дознаватели вызвали врача, который заключил, что «у Марины из женского естества временно появлялся мужской орган». Но это не смягчило наказание.
Священника, обвенчавшего женщин, наказали. Прасковью отправили в монастырь, а Марину Поликарпову замуровали заживо в специально построенном кирпичном «столпе» с небольшим окошком для еды. Впрочем, маловероятно, что это была та самая знаменитая башня.
В итоге, благодаря вмешательству Священного Синода, Марину освободили, а «столп» разрушили. Однако за два месяца заточения она оглохла и потеряла рассудок. Свои дни она провела в коломенском монастыре. Возможно, это единственный известный случай в русской истории, когда человек так пострадал из-за, вероятно, ложного гермафродитизма.