Найти в Дзене
Умная Коллекция

Почему по рынку гуляют подделки Шагала и как с этим борются его наследники

Оглавление

В предыдущей статье мы широкими мазками описали контекст жизни одного из самых часто подделываемых авторов XX века, Марка Шагала.

Марк Шагал. 1950
Марк Шагал. 1950

В чем кроется секрет его феноменального успеха и любви публики?

  • Искренность, открытость, детская наивность. Это те стороны человеческой личности, которые взрослый человек стремится в себе подавить, а Шагал, напротив, никогда не переставал удивляться, словно ребенок.
  • Шагал не изменял своим принципам. Его обособленность на художественной арене говорит сама за себя.
  • Он никогда не отказывался от своих корней, более того, именно там, в глубине себя, в своей истории черпал неистовое вдохновение. Мотивы и лица родного местечка прошли красной линией через весь творческий путь мастера.
  • Близость к народному искусству. Художественный язык Шагала формировался под влиянием народных преданий, местечкового быта, русской иконописи, хасидского иудаизма. Отсюда берет исток столь свободное обращение с формой, наложение несовместимых изобразительных элементов друг на друга, соединение не связанных сцен в одном произведении. Для него одинаково значимы и реальные, и фантастические вещи.
  • Обостренное восприятие цвета, утрированная яркость, фантастическое восприятие формы. О своих работах он писал: «Я не понимаю их вообще. Это не литература. Это лишь живописная аранжировка образов, которые меня преследуют».
  • Искренняя привязанность к месту. Несмотря на все свои перемещения, образы двух городов, Витебска и Парижа, навсегда завладели его сердцем.
  • Любовь к женщине, любовь к семье. Эта сторона жизни мастера трогает зрителя. Белла была его музой, другом, с ней он чувствовал тот самый полет, который так часто писал на своих картинах. Да, люди не летают, но на картинах Шагала возможно все.
  • Искусство Шагала – бесконечная поэма этому миру, в центре которого находится сам человек. Такой простой и беззащитный, обуреваемый сомнениями, страхами, но наполненный любовью и несокрушимой силой.
  • «Невозможно написать картину без любви», - так говорил Шагал. И это невозможно не чувствовать.

Почему подделывают Шагала?

От контекста вернемся к теме, с которой мы начали. Почему фальсификаторы любят Шагала. Начнем с банального.

1. Он дорогой. Но не слишком дорогой. Шагал – престижная покупка и надежная инвестиция. Его картины неизменно пользуются высоким спросом, но при этом они относительно доступны. С 1990-го года самой дорогой картиной Марка Шагала была работа «Юбилей» 1923 года – безоговорочный шедевр, написанный в ценнейший творческий период. Ни одна из многочисленных работ, выходивших на рынок в 1990-х и 2000-х, не могла по значимости приблизиться к «Юбилею», и вот в 2017 году на торгах Sotheby’s, посвященных импрессионистам и модернистам, появилось прекрасное полотно «Влюбленные» (1928). Картина была написана в Париже, и в том же году приобретена в частную коллекцию, где находилась без малого 90 лет. Идеальный провенанс и внушительный размер, культовая любовная тема… Итоговая цена составила $28 453 000 при эстимейте в $12–18 млн., за картину 10 минут сражались три претендента.

Марк Шагал. Влюбленные. 1928
Марк Шагал. Влюбленные. 1928

Средний же диапазон цен на живопись Шагала колеблется в пределах нескольких миллионов долларов, малотиражная графика оценивается в десятки и сотни тысяч. Можно выбрать относительно безопасный ценовой сегмент для изготовления подделки.

2. Его много. Наследие Шагала огромно, оно бы при всем желании не уместилось ни в одном музее. Ежемесячно его работы появляются на крупнейших аукционах, периодически проходят персональные сессии. Рынок наполнен Шагалом, но спрос на него не падает, а только растет.

-3

3. Нет полного каталога произведений. Еще при жизни Беллы Шагалы начали упорядочивать и вести учет всех произведений мастера. Не будем забывать про войны, оставленные и утерянные картины, более поздние из копии, заново написанные самим Шагалом. Он знал и любил их все, но, конечно, за такую долгую жизнь, что-то и он сам забывал. Огромное подспорье родителям в деле систематизации наследия Шагала оказала дочь Ида. Ее второй муж, доктор искусствоведения и директор Базельского художественного музея Франц Майер, в 1961-1962 годах выпустил полный каталог-резоне произведений художника «Марк Шагал: жизнь и творчество» (Marc Chagall: Leben und Werk). Но после этого Шагал творил еще более 20-ти лет, а дополненной версии каталога пока не имеется.

4. Исторические события и утраченные/потерянные/украденные картины. Есть очевидные лакуны, которые легко можно заполнить правдоподобным происхождением произведения. Например, по возвращении из СССР в Париж Шагал обнаружил, что все картины, что он оставил в 1914 году в «Улье», исчезли. Часть картин оставалась в России, часть – в Германии, и далеко не все они потом нашлись. После выставки 1914 года владелец галереи продал часть картин без ведома Шагала разным коллекционерам, чьи имена не удалось восстановить. Инфляция же уничтожила деньги, вырученные тогда за картины. В итоге спустя несколько лет художник получил 3 своих масла («России, ослам и другим», «Я и деревня», «Поэт») и 10 гуашей.

Марк Шагал. "России, ослам и другим". 1911
Марк Шагал. "России, ослам и другим". 1911

5. Шагал сам делал копии собственных произведений. Чтобы обрести свое утраченное прошлое, в 1923-1926 годах художник делает авторские копии («Еврей в черно-белом» и «День рождения»), варианты («Введение в еврейский театр», «Цирк» и «Арлекины»), а также новые версии работ ранних лет («Двойной портрет» и «Белла с гвоздикой») с более мягкой композицией, свободной формой и сияющими красками. В целом, здесь тоже можно найти лазейку и создать «лишнюю» копию некоторых произведений.

6. Мультикультурный и многонациональный контекст. Шагал – уроженец Витебска, города Российской Империи, большую часть жизни провел во Франции, много раз бывал в Палестине и Израиле, Вторую мировую войну прожил в США. И в каждом городе он оставлял свои следы. Невероятно сложно свести все это воедино. Насыщенная переездами и богатая заказами жизнь стала причиной того, что настоящий Шагал есть в Москве, Париже, Мадриде, Иерусалиме, Нью-Йорке, Чикаго.

7. Четкий символизм, самобытная целостная изобразительная система. В творчестве Шагала присутствует строго определенный набор символов и сюжетов, которые он использовал в разное время. Знающий махинатор с легкостью сможет придумать правдоподобные компиляции. Шагал любил число семь, и часто его использовал в своих работах: семь пальцев на руке, семь птиц в небе. Его «зверинец» также вполне конкретен – это лошади, коровы, козы, петухи, рыбы. Сюжеты – влюбленные, цирк (к нему он периодически возвращается), библейские сцены, быт еврейского местечка, отрезанные головы, свободно блуждающие по картине, ангелы. Все это имеет свое значение и трактовки. География – Витебск, Париж. И так далее.

Марк Шагал. Автопортрет с семью пальцами. 1912-1913
Марк Шагал. Автопортрет с семью пальцами. 1912-1913

8. Шагал работал в разных техниках. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, театральные декорации. После возвращения из США увлекается гравюрой, сутки проводит в типографии Фернана Мурло, где учится новому ремеслу и блестяще овладевает им. В 1960-е Шагал все чаще переходит монументальное измерение, помимо живописи занимается керамикой, скульптурой, витражами, и гобеленами. У него были тиражные работы, которые активно подделывали в 1970-е, когда возможности печати уже позволяли добиваться полной имитации оригиналов. Следующий взрыв на черном рынке произошел после смерти мастера, когда спрос на любые его произведения вырос многократно.

Купол Оперы Гарнье, расписанный Шагалом. Париж.
Купол Оперы Гарнье, расписанный Шагалом. Париж.

Наследие и наследники. Комитет Марка Шагала

После кончины мастера в 1985 году наследниками и правообладателями была проделана огромная работа по систематизации его наследия. В первую очередь, эту информацию необходимо было предоставить в министерство культуры и министерство финансов Франции. В счет уплаты налога на наследство единогласно было решено предоставить государству работы Шагала (48 картин, порядка 400 работ на бумаге, а также скульптура и керамика).

Мерет Мейер
Мерет Мейер

Чтобы сохранить память художника, защитить его доброе имя и оградить коллекционеров от приобретения фальшивых работ, в 1988 создается Комитет Марка Шагала – некоммерческая культурная ассоциация. Штаб-квартира организации находится в Париже и имеет весьма скромный постоянный штат, но при малейшей необходимости к работе привлекаются сторонние специалисты. В данный момент пост вице-президента занимает Мерет Мейер, внучка Шагала.

Марк Шагал с внучками
Марк Шагал с внучками

Сегодня Комитет Марка Шагала – самая авторитетная инстанция, дающая оценку всем произведениям художника, которые появляются на рынке. Учитывая обилие подделок, заключение комитета является необходимым условием того, чтобы работа вообще получила рыночный статус и смогла появиться на аукционе. Сотрудники комитета ведут учет всех подделок когда-либо попадавших к ним в руки. Благодаря их скрупулезной работе архив структурирован и находится в безупречном порядке.

Как в Комитете Шагала происходит проверка произведений на подлинность?

  1. Владелец картины подаёт заявку на проверку подлинности и подписывает её, чтобы подтвердить ознакомление с юридическими условиями процесса.
  2. К заявке прикладывается фото работы в хорошем разрешении, которое комитет сверяет с архивом.
  3. Назначается день, когда предоставляют саму работу. Её осматривают и либо сразу оглашают вердикт о подлинности, либо запрашивают больше времени на исследование и тщательный анализ со специальным оборудованием.
  4. Если работа признана подлинником, фиксируют название, дату исполнения и технику. После оформляют сертификат и отправляют счет для регистрации. Если сертификат был утерян, то экспертиза проводится заново.
  5. Даже если очевидно, что перед комитетом подделка, работа все равно подвергается полномасштабному технико-технологическому исследованию в лаборатории. Это необходимо, чтобы с помощью специального оборудования установить, как автор выполнил работу таким образом, что она выглядит так, будто ее сделал Шагал.
  6. Если констатируется факт подлога, по правилам Комитета произведение должно быть уничтожено по особому протоколу. В течение двух месяцев владелец должен решить, что делать с фальшивкой – забрать или уничтожить. Без согласия владельца с картиной не могут ничего сделать. Конечно, уничтожение может показаться слишком суровой мерой, но без этого фальшивка может снова попасть на черный рынок, где будет продана в качестве оригинала дилетанту.

В научную работу по изучению наследия Марка Шагала вовлечены все наследники художника, но более всех – внучки Мерет и Белла Мейер, сейчас они одни из главных специалистов по Шагалу в мире. Архив Комитета огромен, в нем содержатся переписки с галеристами и коллекционерами, покупавшими у Шагала работы, сертификаты подлинности и фотографии картин, которые делал сам мастер. В конце жизни Шагал не мог припомнить всех своих картин, когда-то написанных, где-то оставленных, кому-то подаренных. И это место – золотая жила для фальсификаторов. Потому что, как мы писали ранее, единого каталога произведений пока нет. С 2019 года эту сложную и невероятно трудоемкую задачу взяла на себя Швейцарская ассоциация друзей Марка Шагала – еще одна некоммерческая организация.

Внучки Марка Шагала Белла Мейер и Мерет Мейер на открытии выставки "Шагал: между небом и землей" в музейном комплексе "Новый Иерусалим" в Истре в 2020 году. РИА-новости
Внучки Марка Шагала Белла Мейер и Мерет Мейер на открытии выставки "Шагал: между небом и землей" в музейном комплексе "Новый Иерусалим" в Истре в 2020 году. РИА-новости

Наследники художника часто выступают соорганизаторами выставок по всему миру, пишут статьи и рецензии на монографии, участвуют в научной и просветительской жизни, связанной с именем их знаменитого родственника. Мерет Мейер неоднократно приезжала в Россию, активно сотрудничала с Третьяковской галереей, посещала Витебск, курировала помощь Музею Марка Шагала. Столь глубокая вовлеченность семьи и специалистов способна гарантировать относительную чистоту рынка произведений Марка Шагала.