Найти в Дзене
Александр Еликов

Сквозь Полярный Урал. Часть 1

Есть у зимних автопутешествий в Арктику одна особенность — мало достигнуть какого-то отдалённого населённого пункта, будь то какие-нибудь Амдерма, Диксон или Хатанга. Нужно ещё как-то оттуда выбраться. И, что очень часто случается, обратный путь бывает ещё более сложным и непредсказуемым, чем дорога туда. Вот и город Воркута не является исключением. И уже много раз путешественники, добравшись сюда на своих машинах, оказывались перед ещё более сложной задачей – своего спасения из этого сурового края. В самом начале 2017 года нас волею случая снова занесло в Воркуту из эпической поездки по Югорскому полуострову. И мы столкнулись с той же проблемой – как отсюда выбираться на большую землю. Зимник в сторону Сыктывкара уже растаял и был закрыт, а по железной дороге было дорого и неинтересно. Всё-таки не за этим мы сюда ехали. И мы решились в очередной раз перейти Полярный Урал. Зимника через него нет, но есть небольшие накатанные вездеходами отрезки, которые можно попробовать «связать», и т

Есть у зимних автопутешествий в Арктику одна особенность — мало достигнуть какого-то отдалённого населённого пункта, будь то какие-нибудь Амдерма, Диксон или Хатанга. Нужно ещё как-то оттуда выбраться. И, что очень часто случается, обратный путь бывает ещё более сложным и непредсказуемым, чем дорога туда. Вот и город Воркута не является исключением. И уже много раз путешественники, добравшись сюда на своих машинах, оказывались перед ещё более сложной задачей – своего спасения из этого сурового края.

В самом начале 2017 года нас волею случая снова занесло в Воркуту из эпической поездки по Югорскому полуострову. И мы столкнулись с той же проблемой – как отсюда выбираться на большую землю. Зимник в сторону Сыктывкара уже растаял и был закрыт, а по железной дороге было дорого и неинтересно. Всё-таки не за этим мы сюда ехали. И мы решились в очередной раз перейти Полярный Урал. Зимника через него нет, но есть небольшие накатанные вездеходами отрезки, которые можно попробовать «связать», и тогда получится перейти на другую сторону Уральских гор.

Если быть точнее, то от Воркуты обычно накатывают гусеничной техникой и снегоходами вполне сносный зимник до станции Елецкая. Правда, когда мы на него сунулись, то шли первыми после метели, и дорога угадывалась с трудом. Да плюс ещё начавшая собираться в реках талая вода, заставляла нас ходить на разведку и прощупывать каждый метр в месте, где предполагалось переходить реку.

Это хоть и отнимало у нас время, но никак не могло повлиять на исход, и около 80-ти километров до посёлка Елецкий (станция Елецкая) мы доехали достаточно быстро.

-2

Посёлок железнодорожников, который в годы своего рассвета насчитывал более трёх тысяч жителей. Сейчас там проживает всего около трёхсот человек. И если в 2011 году, когда мне там довелось побывать в первый раз, местные жители рассказывали, что власти хотели посёлок ликвидировать, то сейчас там были замечены новая школа и новый многоквартирный жилой дом. Хотя при этом котельная, а посёлок топится углём, совсем старая, работающая с помощью ручного труда. Вот прям стоят люди с лопатами, и круглые сутки кидают уголь в топки котлов.

От Елецкого до посёлка Харп остаётся всего каких-то 100 километров.

И мы, не теряя времени, поехали на противоположную сторону посёлка, чтобы поскорее узнать, есть ли хоть какой-то след в ту сторону.

-3

И он был! Очень старый и еле видимый, но как здорово нам это помогло. Ведь двигаться по нему было намного легче, чем по кустам и целине.

Дело в том, что переход Полярного Урала является чистой воды лотереей. Во-первых, можно не угадать с погодой, ведь это горы, да ещё и в Арктике. А, во-вторых, след от Елецкой может быть, а может и не быть. И нам в какой-то степени повезло.

-4

Вот здесь мы тоже идём по следу. Его не видно вовсе, и нам приходилось идти пешком впереди машины и искать его лопатой, ведь стоит чуть отклониться в сторону, как машина проваливается на пол колеса и перестаёт ехать.

Оказалось, что это был след от гусеничной ТМ-ки, на которой ездили электрики РЖД вдоль путей примерно месяц назад. Ездили недалеко, всего около 15-ти километров. Но нам их следа хватило, чтобы через эти 15 километров увидеть и зацепиться за более свежий след трактора, который ездил в эти края со станции Хорота, до которой от Елецкого около 25-ти километров.

-5

Здесь дела уже пошли лучше, потому что огромный бульдозер ездит на этом участке после каждой метели.

-6

Дело в том, что на всех станциях-разъездах на всём горном участке железной дороги Чум — Лабытнанги находятся бульдозеры. Нужны они для того, чтобы в проблемных местах расчищать от снежных перемётов железнодорожное полотно. И каждый из таких тракторов обслуживает свой участок. Обычно это по несколько километров в обе стороны от места базирования. Вот «связывая» эти накатанные бульдозерами отрезки, мы и рассчитывали перейти на другую сторону гор вдоль железной дороги.

-7

Вон он, жёлтенький, стоит на заднем плане.

От станции Хорота трактор ходил всего километра два, и мы быстро упёрлись в нетронутые снега. Скорость сразу упала до километра в час, а местами и того меньше. Но делать было нечего, и мы начали пытаться двигаться по следам снегоходов.

-8

Иногда такие следы нам здорово помогали. Да и сами снегоходчики, которые ездят там туда-сюда постоянно, подбадривали нас добрым словом. Кто-то из стойбища поехал мимо нас в ближайший лес за дубиной нужного размера, чтобы нарту починить. Кто-то ловушки на зайчиков ехал проверять. Т.е. периодически рядом с нами останавливался снегоход, и завязывалась оживлённая беседа.

-9

И вот во время очередной такой беседы мы увидели нечто большее, чем снегоход!

Просто по какому-то дикому стечению обстоятельств, первый раз в этом году здесь ехала ТМ-ка для обслуживания железной дороги.

-10

Но радость наша была недолгой. Уехать они смогли дальше нас всего на три километра, там поломались (пошли газы в поддон, и двигатель начал выплёвывать масло через сапун), и уже примерно через час протарахтели мимо нас в обратном направлении, изрыгая из моторного отсека клубы дыма.

-11

По свежему следу мы быстро доехали до места, где вездеход развернулся. Там нас поджидал очередной приветливый снегоходчик. Понятное дело, не каждый день здесь такой диковинный транспорт увидишь. Да ещё все в каких-то наклейках да одеждах разноцветных.

А дальше снова пришлось воткнуться в нехоженый снег.

-12

Но погода радовала, и мы абсолютно беззаботно и спокойно рубились с черепашьей скоростью в сторону дома.

-13

Ведь в этих краях ты уже находишься в цивилизации: ТМ-ки ездят, снегоходы, вороны летают, поезда приветствуют гудками, и практически везде ловит мобильная связь.

Горы при этом приближаться не хотели ни в какую, и лишь только красиво и заманчиво белели впереди.

-14

Мы же всё продолжали топтаться и время от времени искать варианты проезда через заросли кустов, бугры и реки.

-15

И аккуратно переходили их под предводительством спешившихся штурманов.

-16

Перед этой рекой была забавная история. Двигались себе спокойно по целине, и вдруг взгляд зацепился за явно расчищенные какой-то большой техникой кучи снега на железной дороге. Обрадовались, что наконец-то снова доехали до следов. Я тут же пошёл в пешую разведку искать, откуда сюда приехал трактор. Но дважды обойдя это место вокруг, тракторной дороги так и не нашёл. Хотя было отчётливо видно следы гусениц на протяжении, наверное, метров ста вдоль железки. И только потом уже, распутывая следы разглядел, что трактор сюда привезли на платформе, он съехал прямо на железнодорожные пути, расчистил перемёт и снова заехал на платформу. Эх, блин, а мы думали, что счастье рядом.

-17

Кстати, на горном участке железной дороги с перемётами борются не только с помощью тракторов, но ещё и строят снегозащитные ограждения.

-18

Удивительно, но, оказывается, это целая наука. И прежде чем установить такой забор, проводятся многолетние наблюдения за данным участком – какие ветры преобладают, как наметает снег. Щиты эти бывают очень разные. Их проницаемость, форма и угол установки оказывают большое влияние на возникновение вихревых зон при прохождении ветрового потока, которые, в свою очередь, существенно влияют на форму и объём задерживаемого снега. Интересно, что сплошные (глухие) заборы задерживают меньше снега, чем решётчатые. А, например, наклонные щиты наоборот способствуют увеличению скорости снеговетрового потока, и их ещё называют снеговыдувающими.

-19

А мы тем временем забрались в какие-то сплошные кусты, и из-за набежавшей облачности и ухудшения видимости несколько раз упирались в их непроходимые заросли, разворачивались назад, и то и дело ходили пешком на разведку в поисках прохода.

-20

И уже в темноте с трудом поднялись на небольшой перевальчик. Правда сам горный хребет и главный перевал были у нас впереди, и нам ещё предстояло как-то туда забраться. Но зато с занятой нами высоты стало видно вдали огни станции Полярный Урал. И где-то совсем далеко одинокий медленно движущийся огонёк. "Поезд, наверное", — подумали мы и легли спать.