Найти в Дзене

Производительность труда ведёт не туда

Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне рубрика: "терпенье и труд, всё, я устал." И мы будем говорить о производительности труда. Человечество озаботилось повышением производительности труда достаточно недавно. Во времена промышленной революции. До этого в целом крестьяне не могли её нарастить в разы, ведь это просто увеличивает количество работников и количество ртов, а ремесленники имели ограниченный сбыт и работали под заказ. Потому, что куда ты из своего посада денешься со своими башмаками. Кругом границы земель, разбойники в лесах, дороги по большей части дрянь. Нормальную логистику не наладишь. А в другом городе свои башмачники имеются. Так, что, если торговать, то уж такими товарами, которых нет у других. Пушниной там, шёлком, железом. Но ситуация изменилась, когда на океанах подняли свои паруса суда морского класса. Мир стал куда более связным, появился доступ к внешним рынкам. И все морские державы начали работать над тем, чтобы было чем торговать. А когда много людей коп

Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне рубрика: "терпенье и труд, всё, я устал." И мы будем говорить о производительности труда.

Человечество озаботилось повышением производительности труда достаточно недавно. Во времена промышленной революции. До этого в целом крестьяне не могли её нарастить в разы, ведь это просто увеличивает количество работников и количество ртов, а ремесленники имели ограниченный сбыт и работали под заказ. Потому, что куда ты из своего посада денешься со своими башмаками. Кругом границы земель, разбойники в лесах, дороги по большей части дрянь. Нормальную логистику не наладишь. А в другом городе свои башмачники имеются. Так, что, если торговать, то уж такими товарами, которых нет у других. Пушниной там, шёлком, железом.

Но ситуация изменилась, когда на океанах подняли свои паруса суда морского класса. Мир стал куда более связным, появился доступ к внешним рынкам. И все морские державы начали работать над тем, чтобы было чем торговать. А когда много людей копают в одном и том же направлении, как известно, получается метро выходит результат. Первая с задачей справилась Англия, и превратилась после этого в Британскую Империю, царицу морей. Потом подтянулись и другие страны.

Прядильщица за работой ХVIII в.
Прядильщица за работой ХVIII в.

Рецепт прост:

Во-первых получить дешевую рабочую силу (отнять у крестьян землю), во-вторых разбить производственный процесс на простые операции, в третьих активно оптимизировать производство, внедряя туда механизацию труда.

Для этого понадобится увеличение прослойки образованных людей. И развитие естественных наук тоже. Чем собственно передовые страны и занялись.

И, что самое главное, широко стал внедряться ссудный процент. Давать деньги в рост конечно не хорошо согласно всем мировым религиям, но так экономика растёт быстрее. Если есть куда расти.

А там пошло-поехало. Железные дороги, самолёты, автомобили, хайвэи, приводы для станков. Бери больше, вези дальше, продавай дефицит, хватай, что плохо лежит!

Перевозки стали дешевле и быстрее, оборудование более производительным.

Дальше стало понятно, что экономика уже фактически глобальная, а значит пора сразиться за лидерство в ней. Чем на протяжении всего ХХ века ведущие мировые державы и занимались. Кто вышел в финал и кто выиграл, вы не хуже меня знаете. Появилась мировая резервная валюта и глобализация. А, как нам известно из истории, это означает, что всё. Дальше ехать некуда, впереди тёмные века.

Объясню кратко, чего именно происходит. Для того, чтобы поднять производительность труда надо этот труд разделить и специализироваться в чём-то одном. Например, молнии для ширинки делает всего пара заводов в мире. Дальше можно внедрять механизацию, автоматизацию и параллелить операции. В итоге получается ультраспециализированное предприятие, конкурировать с которым крайне тяжело. Остальные местечковые предприятия с таким профилем закрываются. Люди остаются без работы и идут её искать. Но этот суперзавод должен этим самым безработным продукцию продавать, а у них денег нет. Хорошо, если в стране ещё есть куда пойти. А если нет? Ещё суперзавод должен закупать всё необходимое для своей работы. Но он сможет закупиться, только, если распродаст свой вал продукции. При этом само существование такого суперзавода снижает платежеспособный спрос.

И с кривой ухмылкой из-за морского контейнера вылезает следующий факт: чтобы суперзаводу реализовывать своб продукцию, нужна развитая логистика, причём по всему миру. И поддерживает эту логистику большая часть занятых в экономике вообще. У нас какие самые массовые профессии? Правильно! Продавец и водитель.

Но логистика не генерирует продукцию. Это накладные расходы, которые оплачивает покупатель. Поэтому, если безработные с закрывшегося завода уйдут в кассиры и дальнобойщики, то лучше от этого никому не будет. Обратно суперзаводу они ничего не продадут.

Так, что в мировой экономике неминуемо будут копиться дисбалансы. Где есть работа, там не хватает людей. Где есть люди, там нет работы. Да и специальности тоже не сходятся. Выросло значение больших городов. Причём в основном за счёт логистики. Чем кучнее живут люди, тем проще возить. И города, если вы глянете на структуру их экономики заняты в основном обслуживанием торговли и строительством жилья. И, как я писал в статье про демографию, это такая сливная воронка для населения. За всё надо платить. Иногда жизнью.

Глобалисты на этом месте скажут: ну мы ж не дураки. Надо просто, чтобы люди свободно перемещались по миру в поисках работы. И, желательно, были полностью взаимозаменяемыми. Ваше дело добывать нефть и валить лес. Зачем вам 145 миллионов населения? Что значит, государственные интересы?! Какой такой народ?! Вы всё придумали!

И будут пытаться игнорировать культурные, социальные, территориальные различия, государственные интересы и идеалы. Пока всё не рухнет.

Также у глобалистов свой взгляд на производительность труда.

Производительность труда можно посчитать в долларах США, как ВВП делённое на нормочасы.

Нам НИКОГДА на догнать Люксембург. На том можно и успокоиться.
Нам НИКОГДА на догнать Люксембург. На том можно и успокоиться.

Очевидно, что это фигня из под коня, а не показатель. Мы такую производительность труда обсуждать не будем. Тем более век доллара как универсального эквивалента подходит к концу. Тут, чем более специализирована и зависима от внешней конъюнктуры у тебя экономика, тем сильней ты ориентирован на международную торговлю. Тем больше производительность труда.

Но вот сейчас глобализация заканчивается, и мы всем человечеством отправляемся в тёмные века. И теперь, внезапно, действительно много чело придётся локализовать и выпускать самим. Ну, если не собираешься вымирать, конечно. Надо строить новые производственные комплексы.

А дешёвые люди кончились. Всерьёз и надолго. У нас не будет сильно больше рабочих рук, чем сейчас. Поэтому максимум, что можно сделать это маневрировать трудовыми ресурсами и экономить труд.

И роботы нас не спасут. Вообще это большая иллюзия, что автоматизация ведёт к снижению занятости. Чтоб подмести улицу надо дворника с метлой. Он даже сам её сделает, если очень надо будет. Чтобы подмести улицу с помощью дрона надо уметь делать микропроцессоры, электронные компоненты, приводы, пластик и провода, аккумуляторы и электроэнергию ( как вариант ДВС и бензин). Всё на разных заводах. Всё привезти к месту окончательной сборки. Затем выпускать запчасти и содержать на месте бригаду инженеров. И это всё люди-люди-люди. Если каждому по метле раздать, они весь город подметут за час.

-3

Так, что повышение производительности труда это не когда всё делают роботы, а когда большую часть дел вообще не надо делать никому. А тут уж, извините, думать надо.

Квадратно-гнездовой метод тут не подойдёт. И скоро до всех начнёт это доходить.