Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Ту-16 «Циклон»: как ракетоносцы стали управлять погодой

Статья написана по мотивам публикации Н.В. Якубовича и на основе его материалов. История авиации знает немало примеров, когда боевые машины находили новое мирное применение. Одним из таких ярких случаев стала переделка стратегических ракетоносцев Ту-16 в самолёты метеорологического назначения – проекты «Циклон-М» и «Циклон-Н». Эти уникальные машины не только изучали атмосферные явления, но и оказывали активное влияние на погоду, участвуя в мероприятиях государственного масштаба – от Олимпийских игр до ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1974 году два самолёта Ту-16К-16, заводские номера 6203203 и 6203208, были переоборудованы для проведения гидрометеорологических исследований. На борту сохранялась радиолокационная станция «Рубин», однако антенны заменили на элементы поисково-прицельной системы «Беркут», заимствованной у противолодочных Ил-38. Боевой функционал самолетов демонтировали: артиллерийское вооружение было снято, а на балочные держатели под крыльями вместо кр

Статья написана по мотивам публикации Н.В. Якубовича и на основе его материалов.

История авиации знает немало примеров, когда боевые машины находили новое мирное применение. Одним из таких ярких случаев стала переделка стратегических ракетоносцев Ту-16 в самолёты метеорологического назначения – проекты «Циклон-М» и «Циклон-Н». Эти уникальные машины не только изучали атмосферные явления, но и оказывали активное влияние на погоду, участвуя в мероприятиях государственного масштаба – от Олимпийских игр до ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович

В 1974 году два самолёта Ту-16К-16, заводские номера 6203203 и 6203208, были переоборудованы для проведения гидрометеорологических исследований. На борту сохранялась радиолокационная станция «Рубин», однако антенны заменили на элементы поисково-прицельной системы «Беркут», заимствованной у противолодочных Ил-38.

Боевой функционал самолетов демонтировали: артиллерийское вооружение было снято, а на балочные держатели под крыльями вместо крылатых ракет монтировались контейнеры для распыления химических реагентов. В грузовом отсеке разместили устройства активного воздействия на облака – КДС-155 и АСО-2И. Таким образом, самолёты получили возможность не только наблюдать за погодой, но и формировать её, управляя выпадением осадков.

Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович

Переоборудованные самолёты получили опознавательные знаки из диапазона предназначенного для пассажирских самолетов Ту-104: СССР-42355 – «Циклон-М», и СССР-42484 – «Циклон-Н». Из них в подмосковной Чкаловской, на базе филиала НИИ ВВС, был сформирован 2-й авиационный отряд.

Командиром первого экипажа (СССР-42355) стал А.И. Ермилов, он же возглавил и весь отряд. В его экипаж также вошли штурман А.Н. Астафьев и помощник командира А.Е. Грушин. Второй экипаж (СССР-42484) возглавлял В.В. Самарский, а его помощниками были Н.П. Мосолов и штурман В.И. Хоманов. Подготовка лётчиков и штурманов проходила на московском авиазаводе «Знамя труда».

Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович

Модифицированные Ту-16 активно использовались для метеорологических задач в 1980 году, обеспечивая благоприятные погодные условия во время летней Олимпиады в Москве. Пять лет спустя «Циклоны» снова были задействованы – на этот раз в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов, проходившего также в столице.

Однако настоящим испытанием стала их работа после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Весной и осенью 1986 года самолёт СССР-42484 («Циклон-Н») активно использовался для борьбы с радиационно-опасными осадками над Чернобыльской зоной. Задача заключалась в том, чтобы «разгрузить» облака на безопасном удалении от эпицентра аварии, не допустив выпадения радиоактивных дождей над густонаселёнными районами.

Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович

Экипажи провели основные операции в осенний период 1986 года и весной 1987-го. Самолёт с бортовым номером СССР-42484 выполнил не менее 12 вылетов. Для частичной защиты экипажа от радиации часть остекления кабины штурмана была зашита металлическими листами. Насколько это снизило облучение – остаётся неясным. Известно лишь, что пилотам выдавали дозиметры, но данные с них скрывались.

Несмотря на интенсивную эксплуатацию, в 1995 году срок службы «Циклона-М» был продлён на пять лет. Тем не менее, уже в 1997 году самолёт списали. «Циклон-Н», получивший значительную дозу радиации во время чернобыльской миссии, был выведен из эксплуатации ещё раньше. Оба самолета были утилизированы на аэродроме их базирования.

Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович
Ту-16 «Циклон-М» СССР-42355, Ту-16 «Циклон-Н» СССР-42484, Московская область, Чкаловская. Фотография © Н.В. Якубович

История «Циклонов» – яркий пример адаптации военной техники к мирным задачам. Эти тяжёлые машины, изначально созданные для нанесения ракетных ударов, в итоге стали инструментами научных исследований и активного воздействия на атмосферные процессы. Их вклад в обеспечение безопасности во время массовых мероприятий и ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века достоин отдельной страницы в истории отечественной авиации.

© Алексей Виноградов

Источники:
Н.В. Якубович – Ту-16 «Циклон»