Найти в Дзене

Модели железных дорог. Часть 25. Изотермический вагон-ледник "Ашхабад" от Пико.

Всех приветствую! Сегодня я решил написать об одной из самых интересных для отечественных коллекционеров моделей вагонов старого Пико, изотермическом вагоне-леднике, который в модельных кругах называют одним словом- "Ашхабад". И как положено, вначале немного о прототипах. Не буду описывать подробно с самого начала историю зарождения изотермических вагонов, а сразу перейду к данному типу- ленику: Особый тип изотермических вагонов составляют собой вагоны-ледники. В универсальных вагонах-ледниках, имеющих системы охлаждения и вентиляцию, а также устройства для укладки или подвески груза, перевозятся мороженые, охлажденные и не охлажденные (с плюсовой температурой) грузы. Для перевозки летом плодоовощей, мороженых и охлажденных грузов в них создавалась пониженная температура за счет таяния льдосоляной смеси, засыпаемой в специальные вместилища-карманы. Значительная часть вагонов-холодильников с льдосоляным охлаждением была оборудована пристенными карманами, размещенными у торцевых стен. Че
Оглавление
Коллаж KotRa.
Коллаж KotRa.

Всех приветствую! Сегодня я решил написать об одной из самых интересных для отечественных коллекционеров моделей вагонов старого Пико, изотермическом вагоне-леднике, который в модельных кругах называют одним словом- "Ашхабад". И как положено, вначале немного о прототипах. Не буду описывать подробно с самого начала историю зарождения изотермических вагонов, а сразу перейду к данному типу- ленику:

1. О прототипах.

Вагон-ледник 34 т. с потолочными баками для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.html
Вагон-ледник 34 т. с потолочными баками для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.html

Особый тип изотермических вагонов составляют собой вагоны-ледники. В универсальных вагонах-ледниках, имеющих системы охлаждения и вентиляцию, а также устройства для укладки или подвески груза, перевозятся мороженые, охлажденные и не охлажденные (с плюсовой температурой) грузы. Для перевозки летом плодоовощей, мороженых и охлажденных грузов в них создавалась пониженная температура за счет таяния льдосоляной смеси, засыпаемой в специальные вместилища-карманы. Значительная часть вагонов-холодильников с льдосоляным охлаждением была оборудована пристенными карманами, размещенными у торцевых стен. Чем больше солили лед, тем интенсивнее он таял и ниже опускалась температура в вагоне. Но иногда зимой для перевозки продуктов, боящихся переохлаждения, вагон требовалось, напротив, подогревать.

Вагон-ледник 32 т. с пристенными карманами для льда.  Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.html
Вагон-ледник 32 т. с пристенными карманами для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.html

Охлаждение вагонов-холодильников сухим льдом применяется исключительно для перевозки мороженых продуктов. Здесь возможно получение достаточно низких температур, высокая объемная производительность при сублимации льда. При транспортировке с сухим льдом на предварительное охлаждение вагонов требуется 300 кг хладагента и на каждые сутки транспортировки по 400 кг. В вагоны также закладывается планируемый излишек льда в 300 кг. В любом случае, через каждые 200—250 км пути вагон-ледник нуждался в заправке льдосоляной смесью.

Вагон-ледник 32 т. с пристенными карманами для льда.  Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Вагон-ледник 32 т. с пристенными карманами для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Ледники с пристенными приборами охлаждения в эксплуатации требуют более частой заправки льдом, при этом не обеспечивается равномерная температура в вагоне как по длине, так и по высоте. Разность температуры достигает 10° С, что отражается на качестве перевозимых продуктов. Так, если средняя температура воздуха в вагоне составляет —6°С при наружной + 30°С, то внизу у кармана она достигает —10°, —12°С, а вверху у междверного пространства —0°, —2°С. Поэтому наблюдались случаи, когда мороженные продукты оттаивают в верхней части грузового помещения, а фрукты и овощи подмерзают в нижней зоне у ледяных карманов. Наблюдается и неравномерность поддержания температуры во времени, имеется необходимость ежедневного добавления льда или смеси. Но и изготовление льда и его сохранение дело довольно дорогое. Кроме того, у таких вагонов уменьшена полезная площадь на 25% из-за наличия карманов.

Вагон-ледник 32 т. завода Дессау 1952 г. с пристенными карманами для льда.  Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Вагон-ледник 32 т. завода Дессау 1952 г. с пристенными карманами для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Вагоны с пристенными карманами, несмотря на то, что со временем конструкция их кузовов была значительно улучшена, усилена теплоизоляция и увеличена эффективность систем охлаждения, все равно недостаточно хорошо справлялись со своими задачами. Такая система была не слишком эффективна. Несколько лучшие показатели имеет система с потолочными карманами (танками). А производство вагонов с пристенными карманами примерно с 1954 года было прекращено.

Вагон-ледник с потолочными баками для льда постройки Брянского завода. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Вагон-ледник с потолочными баками для льда постройки Брянского завода. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Вагоны-ледники с потолочными баками для льда, обеспечивают более равномерный режим охлаждения. В таких вагонах обеспечивается устойчивая температура от — 7,4 до —9,2° С при наружных температурах +24, +22° С. Такой вагон состоял из металлического каркаса раскосно-стоечной конструкции с деревянной обшивкой, изолированной мипорой. Пол обит оцинкованным железом. Для охлаждения под потолком вагона установлены баки, заполненные льдом. Запаса льда в баках хватает на 3 — 4 суток. Карманы для льда, трубы и другие элементы, соприкасающиеся с соляным раствором, изготовляются из оцинкованного железа. На крыше имеется шесть люков для загрузки льда. Вентиляция осуществляется через два вентиляционных люка, расположенных по диагонали на крыше вагона.

Вагон-ледник с потолочными баками для льда. Источник на фото.
Вагон-ледник с потолочными баками для льда. Источник на фото.

Со временем ледники и изотермические вагоны усовершенствовались - стали выпускаться с цельно-металлическими кузовами, с потолочной системой охлаждения, увеличивалась грузоподъемность, паровой обогрев заменялся электрическим и так далее... Но с 1964 года все равно был прекращен выпуск всех разновидностей вагонов-холодильников с льдосоляным охлаждением. Таким образом, ледяное и льдосоляное охлаждение самый старый, уже не применяемый вид охлаждения вагонов-холодильников. С 1965 года такие перевозки в основном выполняют более совершенные вагоны-рефрижераторы с машинным охлаждением и электрическим отоплением. Тем не менее, с начала 50-х ледников всякого типа было построено много. В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) ГДР отвечала за производство изотермических вагонов, ледников, автономных вагонов-рефрижераторов и даже целых рефрижераторных секций из нескольких вагонов. Вагоны поставлялись в страны СЭВ, оставались в ГДР и даже поставлялись на Запад (есть сведения, что вагоны передавались, например, компании Interfrigo). Их строили на Waggonbau Niesky, Gothaer Waggonfabrik, Waggonbau Dessau. Одним из крупнейших производителей в ГДР был вагоностроительный завод в Дессау (ныне FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG).

VEB Waggonbau Dessau получил монопольный заказ на производство этих вагонов для стран СЭВ. В период 1948 - 1954 годах заводом Дессау была построена большая партия четырехосных цельнометаллических вагонов-ледников с пристенными карманами для льда. Это были первые вагоны, выпущенные вагонным заводом в Дессау после войны. С 1948 по 1953 год было выпущено более 4500 рефрижераторов для колеи 1524 мм специально для железных дорог СССР.

Вагон-ледник 32 т. завода Дессау 1952 г. с пристенными карманами для льда.  Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Вагон-ледник 32 т. завода Дессау 1952 г. с пристенными карманами для льда. Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Но еще в 1947 году в Дессау приступили к разработке конструкций, постройке и испытанию вагонов-ледников с потолочными баками для льда. На основании результатов испытаний Брянским заводом в СССР и одновременно заводом Дессау в ГДР в 1951 году была построена партия вагонов-ледников с потолочными приборами охлаждения. Вагоны Брянского завода имели металлический каркас кузова и деревянную обшивку. Вагоны завода Дессау — цельнометаллические. Модели именно этих вагонов известны среди моделистов как вагон "Ашхабад". EK4 - это заводское обозначение таких вагонов. На железных дорогах они получали другое обозначение (в зависимости от страны эксплуатации).

Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Это были четырехосные вагоны с цельнометаллическим кузовом с собственной массой 37,0 тонны и с потолочными баками для льда. Баки для льда у этих вагонов емкостью на 6 тонн изготовлены из перфорированной (дырчатой) оцинкованной стали. Длина по буферам составляла 14680 мм. Загрузочная длина - 10190 мм. Полезная высота погрузочного помещения - 2310 мм. Полезная площадь пола 27 квадратных метров. Наружная длина, ширина, высота - 15030, 3000 3416 мм соответственно. Погрузочный объем 78,3 кубических метров при полном внутреннем объеме 102 кубических метра. Максимальный загрузочный вес со льдом 34 тонны.

Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

Эти вагоны также поставлялись на ГДР-овский Deutsche Reichsbahn. В 1949 году туда было поставлено 210 вагонов той же конструкции, но для колеи 1435 мм.

Реальный "Ашхабад" Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm
Реальный "Ашхабад" Источник: http://trainingone.ru/articles/car-aschabad-kuhlwagen.htm

До 1963 года вагоны поступали на многие железные дороги бывшего СССР - в частности на Московско-Рязанскую, Октябрьскую и Ашхабадскую железные дороги. Ашхабадская дорога была преобразована в отделение Среднеазиатской дороги в 1963 году.

Источники и полный текст:

Вагоны: крытые изотермические вагоны-ледники Ашхабад

Обзор моделей советских железных дорог

2. О моделях.

Модельный вагон "Ашхабад" своё название получил по модели Piko с припиской к Ашхабадской ж.д. (с маркировкой "Ашх").

"Ашхабад" от Пико. Источник Google.
"Ашхабад" от Пико. Источник Google.

Наиболее известен вагон стал благодаря вот такому стартовому набору, появившемуся у нас в продаже в конце 70-х годов:

-14

Который, по разным данным, стоил тогда порядка 25-27 р. Вагон так же поставлялся отдельно.

Фирма Пико подготовила модель этого вагона специально перед выходом на рынок СССР. И первый каталог где есть этот вагон- это каталог на русском языке "с пионером" за 1969 год.

Скан каталога Пико за 1969 год. Источник Google.
Скан каталога Пико за 1969 год. Источник Google.

Всего было два варианта данной модели. Первый поставлялся сначала в таких:

А за тем в таких коробках:

"Ашхабад" от Пико. Модель начала 80-х гг. Источник Google.
"Ашхабад" от Пико. Модель начала 80-х гг. Источник Google.

Модель более позднего выпуска имела уже накладные поручни и площадки с лестницей, которые поставлялись в отдельном пакете для самостоятельной установки. Держателей для габаритных огней уже не было. Коробка теперь была вот такая:

Компания Piko выпускала это вагон с маркировкой "Ашх" с 69-го года. Номер по каталогу - 5/6409/190, маркировка "Ашх 1-474-503 ледник". Модель относилась к III (третьей) эпохе.

После преобразований в Германии и на фирме PIKO этот вагон из последней производственной программы исчез. Несколько лет они продавались еще как остатки старого выпуска, но теперь их можно купить только у российских моделистов из старых запасов. Правда и у зарубежных так же попадаются:

Источник https://www.h0-modellbahnforum.de/t315322f54849-Mein-Fuhrpark-90.html
Источник https://www.h0-modellbahnforum.de/t315322f54849-Mein-Fuhrpark-90.html

Ещё модели похожих вагонов выпускались мелкосерийными производителями, например Модела:

И Бергс производил модель ледника с деревянными стенками отечественной постройки:

Модель фирмы Бергс. Источник Google.
Модель фирмы Бергс. Источник Google.

Еще в масштабе ТТ производятся похожие вагоны фирмой Пересвет:

Ледник для перевозки вина Пересвет 4 эп. Источник Google.
Ледник для перевозки вина Пересвет 4 эп. Источник Google.

Но это все же другой вагон. А таких как "Ашхабад" на данный момент никто не выпускает.

Ну, это в роде всё. Если что-кого забыл, прошу пишите в комментариях. А я благодарю вас за внимание!