Найти в Дзене

Почему современные дети разучились играть?

Всем известно, что ведущей деятельностью в жизни детей является игра. Слово «игра» знакомо каждому. Но все ли понимают его истинное значение? Все ли современные родители задумываются, во что и как играет их ребенок? Не происходит ли подмена настоящей игры — той, что важна для развития, — простой «занятостью чем-нибудь», лишь бы дитя «не мешало»? Знакома ли вам такая картина: дом завален игрушками, ребенок постоянно просит новые, но почти в них не играет? А интерес к игрушкам мимолетен и сводится к простым манипуляциям с ними. Почему так происходит? Ребенку неинтересно? Он не может играть один? А может, он просто не умеет играть? Навык самостоятельной игры не формируется сам по себе. Детей нужно учить играть. Да-да, показывать, как катать машинку, укачивать куклу и многому другому. Потому что сначала ребенок копирует действия взрослых, и лишь потом начинает экспериментировать сам. У читателей может возникнуть вопрос: «Раньше детей не учили играть, да и игрушек было мало. Тем не менее, о

Всем известно, что ведущей деятельностью в жизни детей является игра.

Слово «игра» знакомо каждому. Но все ли понимают его истинное значение? Все ли современные родители задумываются, во что и как играет их ребенок? Не происходит ли подмена настоящей игры — той, что важна для развития, — простой «занятостью чем-нибудь», лишь бы дитя «не мешало»?

Знакома ли вам такая картина: дом завален игрушками, ребенок постоянно просит новые, но почти в них не играет? А интерес к игрушкам мимолетен и сводится к простым манипуляциям с ними.

-2

Почему так происходит? Ребенку неинтересно? Он не может играть один? А может, он просто не умеет играть?

Навык самостоятельной игры не формируется сам по себе. Детей нужно учить играть. Да-да, показывать, как катать машинку, укачивать куклу и многому другому. Потому что сначала ребенок копирует действия взрослых, и лишь потом начинает экспериментировать сам.

-3

У читателей может возникнуть вопрос: «Раньше детей не учили играть, да и игрушек было мало. Тем не менее, они всегда были заняты настоящей игрой — в любом возрасте и в разных формах.»

-4

Но вот в чем секрет: раньше детей учили играть! Только не горой игрушек (как сейчас, порой бесполезных), а жизненным примером. Дети, даже самые маленькие, участвовали в семейном быту, помогали взрослым в меру сил. Они играли в жизнь, проецировали реальные ситуации с помощью простых предметов, фантазировали.

-5

По сути, игра — это действия, через которые ребенок:

  • моделирует общественный опыт;
  • тренирует практические умения.

А теперь посмотрите на современных детей! Что они моделируют, уткнувшись в экран? Чьи действия повторяют?

Многие родители понимают важность игры, но здесь тоже есть перекос — в сторону слишком раннего развития. Покупают много «развивающих» игр. Они, конечно, полезны, но важно:

  • учитывать возрастные нормы;
  • соблюдать меру;
  • играть вместе с ребенком.
-6

Хочется обратить внимание на свободную игру: ту, что идет без принуждения, где ребенок пробует себя, тренирует навыки и опыт. Разве это не познание мира? Но чтобы так было, взрослым нужно помочь:

  • Поддерживайте игру личным примером.
  • Создавайте игровые ситуации. Например: «Собираемся гулять — давай и куклу оденем!» или «Приготовим ужин для папы…».
  • Покупайте минимум игрушек. Лучше универсальные — они становятся «предметами-заместителями». Если игрушек слишком много, ребенку сложно фантазировать.
  • Давайте свободу в игре. Правила нужны, но только базовые (например, по безопасности). Не навязывайте свои «потому что мне так нравится» — у детей свой взгляд, и иногда это творческое зерно.
  • Хвалите за настоящую игру. Да, современным детям это важно. Так можно мягко выразить неодобрение гаджетам.