Русская история неразрывно связана с историей православия, и иногда мне кажется, что ее правильнее было бы осмысливать через историю церкви, а не государства. Особенно историю западнорусскую, ведь на Западной Руси, оказавшейся под польско-литовским владычеством, именно церковь была главным не только духовным, но и политическим институтом русского народа в условиях чужого и враждебного государства.
Смоленск - город, оказавшийся на стыке запада и востока Русского Мира, и здесь, наверное, как нигде ощущается переплетение и взаимосвязь этих двух потоков русской истории. Особенно наглядно это отражается в истории смоленских храмов.
Церквей в Смоленске много, и в этом смысле он город вполне восточнорусский, московский. Святая Русь - это прежде всего про Московское государство. Лес куполов и колоколен - характерная черта любого старого великорусского города. В Литве, где после Кревской унии католики получили преобладающее положение, православие все время боролось за выживание, что само по себе не способствовало пышности и богатству храмов. Однако настоящая катастрофа для западнорусского православия разразилась в 17-18 вв., когда практически вся западнорусская аристократия уже обратилась в католицизм, а среди оставшихся верными православию началось активное насаждение униатства. 17 век был в Литве веком интенсивной религиозной борьбы и православного сопротивления. Наиболее дальновидные представители православного лагеря уже прекрасно понимали, что единственный путь спасения - в воссоединении с Москвой. В 1654 г., когда между Московским царством и Речью Посполитой разразилась очередная война и русские войска заняли всю Литву, казалось, что так оно и будет.
Но одолеть Литву и Польшу Москва тогда не смогла, откатившись назад и забрав лишь Смоленск и левобережную "малороссийскую украйну".
В Литве и на Белой Руси 18 век становится временем наиболее глубокого упадка православия. Белорусские города застраиваются костелами и католическими монастырями, которые становятся там наиболее капитальными и пышными сооружениями. Большинство православных храмов были забраны в унию, перестраивались в западном стиле и в целом содержались достаточно плохо, ведь на униатов в Литве все равно смотрели как на "русских холопов".
Но Смоленск к этому времени был в составе России и всего этого уже не застал. В 18 веке его уже застраивали в русском стиле, и православные монастыри и церкви остались его основными доминантами. Более того, после возвращения от Литвы в городе постарались особо подчеркнуть торжество православия, символом которого стал монументальный Успенский собор на Соборной горе, который виден практически отовсюду. Сегодня это, пожалуй главный архитектурный символ Смоленска наравне с крепостными стенами:
Первоначальный собор Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1101 году Владимиром Мономахом. В честь князя-основателя возле собора установлен памятник:
Внук Мономаха Ростислав Мстиславич добивается создания отдельной Смоленской епархии, и Успенский собор становится кафедральным. В реалиях того времени это было важным политическим событием, означавшим существенное повышение статуса Смоленского княжества в рамках древнерусского государства. При князе Ростиславе завершается и строительство древнерусской версии собора.
В 1611 г. собор был разрушен в результате двухлетней осады Смоленска литовско-польскими войсками. Остатки русского гарнизона, оборонявшие город, взорвали порох, хранившийся в погребах вблизи Соборной горы, в результате чего часть храма обрушилась.
После взятия города поляками Смоленск был второй раз в своей истории включен в состав Великого княжества Литовского и стал центром одноименного воеводства. Смоленская православная епархия перешла униатам (православная церковь в Литве и Польше в тот период была на нелегальном положении), и Успенский собор стал кафедрой униатского епископа (большую часть литовского периода им был выходец из Подляшья Лев Кревза). Как выглядел храм в эту эпоху, мы не знаем.
После возвращения в состав России в Смоленске было решено построить совершенно новый собор. Его строительство началось в 1677 г., однако из-за допущенных просчетов здание обвалилось, и в 1679 г. работы остановились. Возобновили достройку собора только в 1732 г., завершив ее через 8 лет.
Внутри собора роскошный барочный интерьер и пятиярусный золоченый иконостас, выполненный, между прочим, мастерами из Галиции - очередная перекличка между востоком и западом Руси. В целом Успенский собор - один из самых великолепных виденных мною православных храмов:
Недалеко от Успенского собора на Большой Советской улице находится женский Троицкий монастырь. В 17 веке, когда Смоленск был под властью Литвы, здесь обосновались базилиане - свежесозданный на тот момент монашеский униатский орден. Так что Соборная гора и ее окрестности при Речи Посполитой были превращены в такую твердыню унии. Однако от униатского периода здесь ничего не сохранилось, т.к. здания были деревянными. Закрепиться в Смоленске базилиане не успели, а так в 18 веке здесь наверняка появились бы корпуса и церковь в стиле виленского барокко. Но вместо этого появился православный женский монастырь вполне "московского" вида:
Вознесенский монастырь также напоминает о пограничном положении Смоленска между Москвой и Литвой. Он был основан в 1515 г. великим князем Василием lll, как раз вскоре после того, как Московское государство в первый раз отбило Смоленск у Литвы. Во второе пришествие Литвы здесь обосновались иезуиты. Опять же, если бы Речь Посполитая смогла удержать Смоленск, со временем здесь наверняка бы появился капитальный каменный комплекс с коллегиумом и костелом, как это было в других западнорусских городах - Орше, Полоцке, Минске. Однако в 1665 г. здесь учреждается православный монастырь, куда переводятся монахини из оршанского Кутеинского монастыря во главе с игуменьей Ираидой (Куракиной). Вероятно, в тот период в Смоленске осело немало священников и монахов из Белоруссии. К концу подходила большая русско-польская война, было ясно, что Белая Русь останется за Речью Посполитой, и многие православные, опасаясь расправ со стороны католиков и униатов, перебирались на московскую сторону:
Башня Веселуха и Покровская церковь 18 века. Тоже снимал с удаления ультразумом:
А еще в Смоленске есть целых три древнерусских домонгольских церкви. Для сравнения, на всю Белоруссию таких церквей всего полторы штуки - Спасо-Преображенская в Полоцке и Коложская в Гродно, половина которой обвалилась в Неман, и вместо нее теперь деревянный "протез".
Но я посетил только одну домонгольскую церковь Смоленска - Петра и Павла. Она находится рядом с железнодорожным вокзалом, так что приезжающие в Смоленск видят ее сразу.
Церковь была основана князем Ростиславом Мстиславичем - тем самым, при котором Смоленск обзавелся собственной епископской кафедрой. В 1611-1654 гг. храм был униатским, и рядом с ним была возведена резиденция униатского епископа Льва Кревзы. В 18 в. дворец униатского епископа был перестроен в церковь св. Варвары, так что здесь мы опять встречаем сюжеты, типичные для Западной Руси.
Во время Великой Отечественной войны храмовый комплекс серьезно пострадал, т.к. железнодорожный вокзал и его окрестности активно бомбили немцы, но впоследствии был восстановлен:
Православных церквей в Смоленске много, в них можно буквально утонуть. Я показал лишь небольшую их часть.
Однако есть в Смоленске и католический костел Непорочного Зачатия Девы Марии. Это, опять же, привет от "литовской" эпохи в истории Смоленска. В 17 веке в городе сформировалась крупная католическая община, которая не исчезла и после присоединения города к России. Часть смоленской шляхты, перейдя на русскую службу, сохранила католическую веру и польский культурный код. По данным переписи населения 1897 г., 6,4% жителей Смоленска называли родным языком польский, что весьма немало.
Католические храмы на месте нынешнего костела существовали как минимум с 18 века, современное здание в неоготическом стиле было возведено в 1898 г., причем потребность в новом костеле объяснялась ростом числа прихожан, так что католики в Смоленске чувствовали себя вполне неплохо.
В лучшие времена костел был богато декорирован, имел витражные окна и пять резных дубовых алтарей в интерьере.
При советской власти храм был закрыт, а католическая община Смоленска практически рассеялась. После войны здание использовалось как фондохранилище Смоленского государственного архива. В 2012 г. архив отсюда был вывезен, и костел пустовал, постепенно ветшая и разрушаясь.
Однако, похоже, городские власти всерьез взялись за его реставрацию и обещают закончить ее к 2028 г. Само по себе это отрадно, но меня как путешественника постиг грандиозный облом - весь храм затянут строительной сеткой:
Без лесов костел выглядит вот так:
Костел с двух сторон окружен кладбищами. Перед его фасадом расположено кладбище "Клинок" с воинскими захоронениями времен ВОВ. После войны это небольшое кладбище было, можно сказать, элитным, здесь хоронили представителей партноменклатуры, героев социалистического труда, ученых, заслуженных ветеранов:
А вот сбоку к костелу примыкает Польское кладбище, и кого здесь хоронили, понятно из названия. Впрочем, захоронений с православными крестами здесь тоже немало:
Район, где расположен костел, вроде и рядом с центром, но уже непарадный. Вокруг кладбища вот такие виды:
Ну что ж, на этом я заканчиваю свой рассказ о Смоленске, но, надеюсь, это далеко не последняя встреча с этим интересным и разноплановым городом.