Глава 58.
Мария находилась в эйфории. Начало ноября встретило жителей замка холодом и затяжными дождями, но уже с середины месяца погода улучшилась и потеплело.
На полях всходили ростки ржи и пшеницы. Их ровные стебельки пушистым ковром покрывали землю.
Предыдущая часть тут
начало тут
Малыш Ивонн подрастал с каждым днем. Несмотря на тревожные дни осады и роды в такое непростое время, у матери хватало молока и ребенок с каждым днем становился все круглее и круглее.
Ивонн часто приносила кроху в покои госпожи и Мария радовалась общению с ним.
Служанки, глядя как госпожа пытается найти общий язык с малышом, смеялись от души.
-Госпожа,- хохотала Дороте.- На вас посмотреть и еще не скажешь, кто тут ребенок, а кто взрослый.
-Да будет вам,- отмахивалась Мария.-Мне нравится, когда он улыбается, поэтому я и стараюсь его рассмешить. Но смеетесь почему то только вы с его матерью.
Напряжение прошлых дней постепенно покидало Марию и она с удовольствием погрузилась в домашние хлопоты. Были заготовлены дрова на зиму, почищены внутренние помещения и наконец наведен порядок во дворе.
И вот уже в замке ничего не напоминало о трудных временах.
Слуги готовились к Рождественской ярмарке и поэтому с удвоенной энергией принялись ткать сукно и валять валенки. Эта продукция пользовалась хорошим спросом.
Постепенно, когда все улеглось и жизнь замка вошла в привычное русло, встал вопрос о поездке в город. Надо было проверить магазин и навестить слуг, которые остались в нем. А также узнать новости о том, что происходит в стране и в мире.
Управляющий отдал приказ готовить обоз. Предполагалось взять несколько мешков разной муки и некоторое количество овощей на продажу.
Мария радовалась поездке и предвкушала новые впечатления и новые покупки.
-Ивонн,- радостно сообщила она служанке,- Что привезти тебе и малышу из города?
-Мне ничего не надо,- ответила девушка.
-Как это ничего?- возмутилась Мария.- Я еще не сделала тебе подарок за рождение сына, а значит с меня должок. Привезу вам что-нибудь на свой вкус.
-Кстати, все забываю спросить, а как вы назвали малыша?
-Пока никак,- ответила горничная.- Муж сказал, чтобы вы выбрали ему имя.
-Вот чушь несусветная!- воскликнула хозяйка.- Это же ваш ребенок и называть его должны вы!
-Я тоже считаю, что муж прав,-спокойно ответила Ивонн.
-Ну тогда может назовем его Алекс?- Мария подумала дать ребенку имя в честь своего настоящего отца, Александра, но Ивонн она не могла сказать об этом. Поэтому пришлось импровизировать.
-А почему Алекс?- спросила девушка.
-Был такой полководец Александр Македонский, царь Македонии и завоеватель многих земель- пояснила Мария.-Малыш родился в трудное время, мы победили в осаде и имя такого выдающегося человека вполне подойдет мальчику.
-Отлично, госпожа!- воскликнула довольная Ивонн.- Это действительно хорошее имя!
-Вот и замечательно,- Мария склонилась к ребенку, агукая.- Ну что Алекс, ты должен вырасти и стать великим человеком. И пусть весь мир будет лежать у твоих ног!
***
На следующей день обоз с продуктами отправился в город. Люк забрал почти всех своих людей, разумно полагая, что времена тревожные и в дороге лучше перестраховаться. Поэтому управляющий отдал приказ оставшимся охранникам закрыть ворота и до их приезда никому не открывать: нападения разбойников на замки не были редкостью в те времена.
Мария оделась потеплее, чтобы не простудиться в дороге. Накануне выпал снег и сразу резко похолодало.
Дорога была уже знакомая и путники ехали молча, только поглядывали по сторонам.
Подъезжая к городу прозвенели первые тревожные звоночки: почти не было людей, как раньше, которые шли бы в город или наоборот возвращались оттуда. Дороги были почти пустынны.
Уже в самом городе начали появляться то тут, то там нищие, просившие милостыню. Обшарпанные дома, с выбитыми дверьми и окнами, встречались все чаще, а замотанные в тряпье люди порой не давали прохода. Приходилось охране орудовать хлыстами, чтобы проехать по некоторым улочкам.
Наконец впереди показалась знакомая улица и магазин поместья.
Двери были закрыты, в окнах никого не было видно.
Объехав дома, путники приблизились к задней двери.
Слуги заколотили в нее и вот наконец на окне слегка качнулась штора.
-Немедленно открывайте!- раздался зычный крик начальника охраны замка.- Или мы выломаем дверь!
Окошко быстро отворилось и взволнованная служанка выглянула наружу.
-Пресвятая Дева!- воскликнула она в изумлении.- Госпожа, это вы? Я мигом сейчас открою!
Женщина торопливо спустилась вниз. Раздался лязг засова и вот наши путешественники вошли в помещение.
В нем витал запах сырости и вони.
Со второго этажа с топотом спускались остальные. Их лица озарились радостью, когда они увидели, кто приехал.
-Госпожа баронесса! Господин Модест!- чуть не плача восклицали они, не веря своим глазам.- Вы все живы! Боже, какое же это счастье! Тут столько о вас говорили в городе, но до конца никто толком ничего не знал. Англичан уже давно выкинули из города, а про вас ни слуху не было, ни духу. Мы уже и не надеялись увидеть вас живыми, ведь тогда по городу ходили слухи, что в поместье отправился отряд с пушками, чтобы выбить вас из замка. Как вам удалось выстоять?
-С Божьей помощью,- сдержанно ответил управляющий.- А теперь рассказывайте, что было во время захвата города и что происходит сейчас.
Служанка, которая была поставлена главной в магазине, откашлялась.
-Госпожа баронесса, господин Модест,- начала рассказывать она.- Захват города мы пережили достаточно безболезненно. Мужчины сразу сорвали вывеску магазина и спрятали надежно большую часть продуктов, но нас все равно несколько раз грабили. Солдаты врывались к нам и требовали муки и овощей. Видать кто то из соседей доложил. Деньги и часть муки мы отдали, но оставшегося нам вполне хватило продержаться до этого дня.
-Молодцы,- сказала баронесса,- сообразили. А что происходит в городе сейчас? Почему столько нищих на улицах?
-Так в городе почти не осталось еды!- воскликнула женщина.- Люди голодают, а тут еще и похолодало сильно. Если в город не прибудет продовольствие, то жители просто начнут умирать от болезней и недоедания!
Мария с управляющем с тревогой смотрели друг на друга.
-А мы то думали, что раз выгнали англичан, то город восстанавливается,- горестно прошептала молодая госпожа.- А тут оказывается все плохо и печально. Думаю, что зря мы привезли сюда муку и овощи.
-Совсем нет!-заговорила женщина.- Сейчас мы можем поставить цены повыше и хорошо заработать!
**-Нда, кому война, кому мать родная... Избитая в наше время фраза как нельзя пригодилась сегодня тут,- подумала Мария, но промолчала и ничего не стала высказывать служанке. В конце концов она радела за прибыль поместья и ругать ее было бы глупо.**
-Наведите порядок в магазине,- приказала Мария.- И подготовьтесь к торговле. Повесьте опять вывеску, чтобы люди знали, что магазин снова работает.
Слуги бросились выполнять приказ хозяйки.Часть из них начала разгружать обоз, другая принялась наводить порядок в помещении и проветривать комнаты.
Мария с управляющим поднялись наверх, чтобы спокойно и без посторонних обсудить услышанное и увиденное.
-Ну что скажете, господин Модест?- спросила Мария мужчину.
-Госпожа, ситуация сложная, я бы даже сказал катастрофическая,- заговорил тот.- Голодные люди способны на многое. В частности им не составит труда вынести двери магазина, чтобы добраться до продовольствия. Им надо кормить и себя и свои семьи и я сейчас благодарю небо, что мы привезли сюда не так много еды. В случае захвата мы безболезненно переживем потерю.
-Вы конечно правы,- ответила Мария.-Я вот что думаю, надо еще осмотреться и узнать побольше новостей. Сегодня мы будем ночевать в городе. Найдите приличную таверну, которая могла бы принять нас, охрану и лошадей. Думаю хозяин знает больше, чем наши слуги из магазина.
-Хорошая мысль,- поддержал ее управляющий.- Сейчас разгрузим телеги и поедем. Тут все равно оставаться невозможно, до сих пор смердит.
-Да, господин Модест,- промолвила хозяйка замка.- К хорошему привыкаешь быстро. Раньше вы не обращали внимания на запахи. Кстати, хоть у нас есть деньги, но давайте попробуем расплатиться на ночлег мешками муки, пусть слуги оставят пару в телеге. Вот это будет отличной меткой настоящего положения дел в городе. Если примут, значит дела совсем плохи.
-Договорились,-ответил господин Модест.- Тогда выступаем.
Он отдал приказ слугам собраться и выдвинуться в направлении таверны.
Ее нашли довольно быстро, следуя указаниям слуг из магазина.
На таверне красовалась яркая вывеска, завлекающая покупателей.
Мария с управляющим вошли внутрь и подошли к стойке.
-Мы хотели бы переговорить с хозяином заведения,- обратился к слуге господин Модест.
-По какому вопросу?-поинтересовался тот.
-Баронессе де Дюбуа требуется комната для ночлега,- пояснил мужчина.- С нами слуги и лошади.
-Минутку, я сейчас позову хозяина.
Слуга торопливо взбежал по лестнице наверх.
-Хозяин, хозяин! - затарабанил он в дверь .
-В чем дело?- дверь резко открылась и хозяин таверны выглянул наружу.
-Хозяин, сейчас прибыли путники. Один назвал женщину, которой нужна комната баронессой Дюбуа! Разве это не та баронесса, которая защищала свой замок во время осады англичан?
-Да, именно так ее звали!- взволнованный хозяин вместе со слугой бегом кинулся к лестнице.
-Госпожа баронесса!- воскликнул он сияя, когда приблизился к Марии.- Для меня честь принимать такую важную гостью.
Мария с улыбкой поклонилась.
-Мы планируем переночевать и завтра покинем город,- сказала она.- Нужны комнаты для меня, управляющего и слуг, а также надо позаботиться о лошадях.
-Все будет сделано!- мужчина лучился от радости.
-Хозяин,- обратился к нему управляющий.- Мы можем заплатить деньгами, а можем заплатить мукой, у нас есть пара мешков. Какая оплата вас устроит?
-Вы еще спрашиваете? -воскликнул хозяин таверны.- Конечно мукой, деньги у меня и так есть!
Мария переглянулась с господином Модестом.
-Тогда примите их, они в телеге, и покажите наши комнаты.
Слуги, слышавшие этот разговор засуетились, показывая дорогу. Часть из них бросилась распрягать лошадей.
Когда шумиха осталась позади, Мария потребовала привести к ней хозяина таверны. Намечался серьезный разговор.
Продолжение тут
Дорогие друзья! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Впереди вас ждет еще много интересного!
Всем добра!