Найти в Дзене
Книжный ум

Удивительно бестолково: «Пена дней» Бориса Виана как потеря времени

Прочитала три произведения и сижу с одной фразой в голове: "Что это было?" И хочется вернуть часы, потраченные на этот балаган. По-другому я сказать не могу. Именно так у меня с «Пеной дней», «Разборками по-андейски» и «Сколопендром и Планктоном». Казалось бы, культовый автор, а по факту — странный коктейль из абсурда, гротеска и откровенного бреда. Начну с «Пены дней». Говорят, это трогательная история любви. Возможно. Но на деле — набор нелепостей, обёрнутых в псевдопоэтичную упаковку. Мир, где всё живёт своей жизнью, а судьба героев определяется... ну, не скажу чем, чтобы не спойлерить. Атмосфера вроде бы нежная, но мне она показалась фальшивой, как фарфоровая кукла: красивая, но пугающая. Нет ни нормального сюжета, ни внятных мотиваций. Всё рушится, течёт и осыпается в красивом тумане бессмыслицы. Я держалась, правда. Но после середины у меня уже просто сдали нервы. Потом я решила, что, может, «Пена дней» — исключение. И взялась за «Разборки по-андейски». Тут, по идее, должно было

Прочитала три произведения и сижу с одной фразой в голове: "Что это было?" И хочется вернуть часы, потраченные на этот балаган. По-другому я сказать не могу.

***
***

Именно так у меня с «Пеной дней», «Разборками по-андейски» и «Сколопендром и Планктоном». Казалось бы, культовый автор, а по факту — странный коктейль из абсурда, гротеска и откровенного бреда.

Начну с «Пены дней». Говорят, это трогательная история любви. Возможно. Но на деле — набор нелепостей, обёрнутых в псевдопоэтичную упаковку. Мир, где всё живёт своей жизнью, а судьба героев определяется... ну, не скажу чем, чтобы не спойлерить. Атмосфера вроде бы нежная, но мне она показалась фальшивой, как фарфоровая кукла: красивая, но пугающая. Нет ни нормального сюжета, ни внятных мотиваций. Всё рушится, течёт и осыпается в красивом тумане бессмыслицы. Я держалась, правда. Но после середины у меня уже просто сдали нервы.

Потом я решила, что, может, «Пена дней» — исключение. И взялась за «Разборки по-андейски». Тут, по идее, должно было быть весело: сатира, криминал, перевёрнутые жанры. А оказалось — как будто застряла на театральной репетиции, где никто не знает текст, но все орут. Персонажи — клоуны, сюжет — топорный, а «юмор»... ну такое. ПОшло и нелепо. Мне было не смешно, мне было неуютно. Словно тебя заманили в цирк, а ты внезапно оказался в дешёвом балагане.

Ну и последней каплей стала «Сколопендр и Планктон». Я даже не уверена, о чём эта книга. Про абсурдность бытия? Про пародию на интеллигенцию? Или просто набор сцен, связанных общим ощущением «а давайте всё перевернём вверх ногами». Там, где мог бы быть философский гротеск, получился бессвязный винегрет. Ирония вялая, метафоры чрезмерные, а герои — как картонки, которые ходят туда-сюда, потому что автор так решил. И всё это под соусом «это вам не для понимания, это для чувства». А у меня чувства были — раздражение, досада и скука.

Я не против странного. Я обожаю сюрреализм, люблю необычные стили. Но Виан, как по мне, балансирует на грани самодовольного хаоса. Он будто говорит: «Смотрите, как я могу!», но забывает — зачем. В итоге три книги — и ни одной настоящей истории. Только нарочитая странность и постоянная попытка казаться умным. А это утомляет. Очень.

Я раньше думала Кафка сложен, непонятен, абсурден. Да про сравнению с Вианом Кафка просто образец логики, стиля и смысла.

Может, я что-то упустила? Но пока это — один из самых разочаровывающих читательских опытов за последние годы.

А вы читали Виана? У вас тоже было ощущение «что это вообще было»? Или вы как раз в восторге и готовы объяснить, в чём его гениальность? Объясните мне.

____________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_____________________________

Что еще почитать на канале: