Заключительный день моего соло-похода в Абхазии. Предыдущий день описан здесь:
Самое начало описания моего соло-похода в Абхазии вы найдёте здесь:
Покидая место стоянки между горами Крепость и Зонт, где раньше располагался лагерь спелеологов под названием Орто-Балаган, а на карте Organic maps обозначен кемпинг "Шарабан", я попрощалась с уютным гостеприимным местом, которое провожало и, мне даже казалось, подгоняло меня тучами. Редкие брызги дождя намекали на то, что мне следует придерживаться своего плана и возвращаться. Правда, впереди были балаганы, в одном из которых я могла бы остановиться, чтобы в случае дождя не ставить палатку и не мокнуть насквозь. Дальнейшая дорога меня ни капли не смущала. На ней мне уже всё было понятно. Это ведь автомобильная дорога, по бокам от которой то тут, то там стоят балаганы и имеются родники. Я была спокойна, как слон, и не очень спешила уходить – в смысле, я собралась и пошла, но шла не бегом и вприпрыжку, а оглядываясь по сторонам, осматривая пейзажи, глядя на цветочки вокруг и у меня под ногами, а цветочки там были всякие-разные, красивые и привлекательные. Например, вот такие тёмно-фиолетовые тюльпаны:
При проверке в интернете я выяснила, что никакой это не тюльпан, а Рябчик Кавказский семейства лилейные.
Рябчик Кавказский
Основной ареал растения находится в Центральном Закавказье. На Северном Кавказе это растение встречается в районе Кавказских Минеральных Вод, в окрестностях городов Пятигорска и Кисловодска, а также в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. За пределами Кавказа встречается в Турции и Иране.
В Википедии сказано, что этот вид Рябчика произрастает в средней горной полосе на субальпийских и альпийских лугах, на щебнистых и каменистых задернованных склонах, в зарослях кустарников – как раз такая местность возле Волжского Утёса. Этот вид растений внесён в Красные книги России, Южной Осетии и некоторых субъектов России: республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания; Ставропольского края (памятник природы «Гора Лысая»). Кстати, похожие на него цветы я встречала и в окрестностях моего родного посёлка Волжский Утёс. У нас там свой небольшой горный массив, сложенный из известняков, где похожие цветы растут в лесистой местности на склонах горы Светёлка. Правда, внешне они несколько отличаются. Вот как выглядят те цветы:
Запрос по фото в интернете выдал ответ, что это растение тоже является рябчиком, но другим его видом. Это либо рябчик малый либо рябчик русский.
Рябчик малый — высокий вид, высота которого может достигать до метра, с длинными поникающими листьями и тёмными, красно-коричневыми цветками, украшенными неясным пёстрым рисунком и желтоватыми кончиками лепестков. А Рябчик русский — вид с прицветными листьями, иногда спирально закрученными. Таким образом, возможно, одно из отличий заключается в описании окраски цветков: у малого вида они тёмные и с пёстрым рисунком, а у русского — прицветные листья иногда закручены по спирали.
В России этот вид растения встречается в Европейской части России, Предкавказье и Западной Сибири. Произрастает на лугах и в зарослях кустарников, на каменистых местах, а так же вдоль рек. Это редкий вид, внесённый в Красную книгу России и Красные книги Белгородской, Рязанской и Мордовской областей. Короче, родственник рябчика, который произрастает на Кавказе.
Друзья, если вы подумали, что весь мой рассказ о пятом дне моего похода будет посвящён цветам, которые мне там попадались, вы отчасти правы, но лишь отчасти. Я покажу вам фотографии цветов, но рассказывать буду уже о других аспектах того походного дня.
Конечно же, луга, среди которых шла тропинка, были усыпаны и другими цветочками.
Цветы попадались самые разные: жёлтые, сиреневые, белые, бордовые. У меня буквально разбегались глаза, и я часто приседала к ним, чтобы сфотографировать, конечно же, не снимая рюкзак с плеч.
Я делала по два-три кадра некоторых видов цветов и шла дальше, пока на моём пути не оказалось вот это существо:
Увидеть змейку, пусть и гадюку, мне было за счастье. Я люблю встречать обитателей природы, если, конечно, не говорить о медведе. Кого-кого, а вот мишку встретить я желанием не горю. А змейка была красивая.
Кроме змейки, другие существа, которых видела, были только птицы. Одна из птиц величаво восседала на таком вот выдающемся на местности камне:
Камень, на котором та птица сидела, оказался непростым. С другого ракурса он напоминает подкову, и похоже, будто его сюда затащили специально. Уж не знаю, с какой целью, может, связано было с каким-нибудь обрядом или ритуалом, но то, что его сюда поставили люди, по-моему, очевидно:
А вот и ещё один ракурс этого камня:
Если вы заметили, нигде поблизости никаких сопоставимых по размеру с этими камней нет. Все другие камни, которые попались мне там на глаза, были меньше и имели плоскую форму. Этот сильно выделяется на местности, и стоит так, будто его туда кто-то специально поставил.
Учитывая, что в этих местах раньше собирались спелеоэкспедиции, на которых люди проводили месяцы, я не удивлюсь, если они от скуки таскали интересные камни и определённым образом их ставили.
Фотографии цветов, гадюки и камня я сделала на небольшой территории. Из-за частых остановок для фотографирования скорость моего движения была низкой, и я даже допускала для себя возможность ночлега в том балагане, в котором мне три дня назад советовал ночевать один из пастухов.
Каждый новый вид цветочков заставлял меня приседать, выстраивать кадр, фокусироваться на них и проверять чёткость снимка. Это, конечно, не так долго, как если бы я снимала плёночным фотоаппаратом, как наши предки делали еще каких-то сорок лет назад, когда цена одного снимка была совершенно другая.
Сейчас один прибор может служить нам и для навигации, и для связи с близкими, которые ждут нас дома, и в качестве будильника, чтобы мы встали в нужное время, и для получения ярких и сочных снимков.
Этот же прибор может использоваться для написания статей в блоге и публикации в ней фотографий. Могли ли наши родители, будучи в нашем возрасте, вообразить себе подобное устройство? Я и сама порой удивляюсь, сколько всего и в каких масштабах можно делать при помощи одного по сути карманного устройства, коим является современный смартфон.
Шум двигателя
Слух в горах у меня обостряется, и, спустившись по узкой тропинке на грунтовую дорогу, я стала слышать, как откуда-то сверху, из-за перегиба доносится шум двигателя. Мог ли это быть кто-то из пастухов, владеющий одним из балаганов там в районе урочища Кацици? О том, что в это время дня там могли появиться туристы, я почему-то не предполагала. Мне казалось, что если бы кто-то туда и поехал, то сделал бы это раньше. Да и день был будний, хотя люди могут взять отпуск и приехать в любой день, могут быть самозанятыми, как я, и не привязанными к пятидневке, субботам и воскресеньям. Тот шум двигателя я слышала всё отчётливее, и было понятно, что кто-то туда приехал.
На дороге, немного поднявшись по ней после спуска по тропинке, я решила сделать привал, так как хотела и пить, и есть. Для перекуса я использовала мюсли, которые залила горячей водичкой из термоса, заготовленной утром на стоянке, попила той чистой питьевой воды, которая была набрана ещё на перевале, в том месте, где она, талая из-под снежника, стекала между камнями так удобно для набора в бутылку. Здесь дорога не очень удобная для машин. Она представляет собой практически не подготовленный для езды горный склон, и не каждый водитель сюда поедет.
От этого озерца как раз и начинается автомобильная дорога в сторону балаганов. Воду в этом озере пьёт скот, который здесь вольно пасётся, поэтому туристам её лучше не пить.
Недалеко от озера справа от дороги, если идти в сторону балаганов, в овражке есть родник. На картере Organic maps он обозначен. Если вдруг питьевая вода закончилась, а вы оказались возле этого озера, дойдите до того родника, дабы избежать неприятных последствий.
Вот тут я спущусь по дороге, затем поднимусь на следующий бугор, и за перегибом увижу внедорожник и троих людей возле него. Там были парень и две девушки, и да, они приехали сюда погулять к пещере Крубера (Воронья) и по окрестностям. То есть они пойдут гулять туда, где я ночевала, и где теперь были тёмные тучи, и было очень похоже, что лил дождь.
Про дождь я им, конечно же, сказала, но эта новость их ничуть не смутила. Они были настроены оптимистично. Впрочем, почему бы и не погулять налегке, а не как я, с рюкзаком?
Меня эти ребята тоже расспросили, куда ходила, что видела, и сильно удивлялись тому, что я хожу одна и ничего не боюсь. Ни медведей, ни горных духов, ни местных пастухов. Спросили они меня и о том, куда я направляюсь дальше, и пообещали мне, что, когда будут ехать обратно, подхватят меня и подвезут до Гагры, если к тому времени меня не подберёт кто-нибудь другой.
У меня в тот день был план дойти максимально ближе к дому, а именно, до площадки, с которой совершают прыжки с парапланом, и заночевать там, либо и вовсе доехать в Гагру, если кто-нибудь предложит подвезти.
Запас еды на ещё одну ночёвку у меня был, перекусы на ещё один ходовой день тоже имелись. Более того, учитывая, что ела я меньше, чем закладывала, я могла провести в походе ещё одну ночь и ещё один ходовой день. Я могла запросто никуда не торопиться, переночевать в одном из балаганов и неспешно идти, наслаждаясь видами – если бы не ожоги в виде волдырей на моей правой руке, которые побаливали почти от каждого движения той рукой. Так или иначе, благодаря встрече с этими ребятами, я ощутила, как воспряла духом, и у меня прибавилось уверенности в том, что сегодня я буду уже в цивилизации, где смогу снять все пластыри и обработать ожоги, как следует.
Вообще, этот мой поход по горам Абхазии был сплошь окутан заботой и помощью разных людей, которых, казалось, мне посылали свыше.
Обед в балагане
Встреча с ребятами на внедорожнике меня по-настоящему расслабит, и я решу сделать полноценный обеденный привал в том балагане, где мне говорили, что можно переночевать. Правда, в тот день я понимала, что, при желании, переночевать я могу в любом не запертом на замок балагане, ведь ни в одном из них хозяев не было. Был будний день, и пастухи были внизу.
Когда я подходила к балагану, в этом месте начал накрапывать дождь, постепенно наращивая интенсивность, и я поспешила зайти под крышу. Фотографировать этот балаган внутри я не стала, как и тот одинко стоящий, в котором ночевала днями ранее – потому что внутри там чья-то чужая обстановка. Не знаю, как объяснить вам, но эти балаганы кому-то принадлежат. Туристам не запрещают ими пользоваться, но это чужое, и потому фотографирую я их только снаружи. В общем, понимайте, как хотите.
Внутри балагана был беспорядок. Что-то было разбросано на полу, а на палатях валялись брошенные кое-как спальные мешки. Как будто из них только что вылезли и ушли в туалет или умыться. На столе стояла посуда, и она была чистая. На полу была пятилитровка с водой. В основном помещении прямо по центру кострище, а в крыше сделана труба. Пол земляной. То есть в этом балагане прямо внутри разводят костёр, жарят шашлык и заодно греются. Спальные места обустроены за стенкой, в отдельной комнате. Балаган обжитой. Там прямо пахнет человеческим духом. Но бардак внутри, капец.
Убираться там я не стала, потому что вдруг хозяин любит свой бардак? Может, для него это привычный порядок?
Там я достала из своего рюкзака продукты, газ, горелку, котелок, закипятиила воду, залила гречневые хлопья, добавила в них курицу в соусе терияки, заварила чай в термосе, поела, попила, всё своё собрала и покинула это место. Ночевать там мне не захотелось. Кроме того, что было ещё рано, меня посетило какое-то странное ощущение, что это место не хочет, чтобы я в нём осталась ночевать. Запах чужого человека, его какого-то недавнего присутствия меня всё-таки смущал. Там пахло мужиком. И вся обстановка в балагане была по-мужски суровая. Чувствовалось, что женщину хозяин туда не привозил. И было у меня ощущение, что посторонней женщине одной там ночевать негоже. Вот такие ощущения охватили меня там.
Дождь прекратился, и я вышла из балагана сначала без рюкзака – чтобы просто прогуляться здесь среди красивых деревьев, налеге и с удовольствием. Спешить мне было некуда. Я уже везде успевала.
Я понимала, что могла вообще больше никуда не идти, расслабиться и просто ждать, когда ребята на внедорожнике поедут обратно, но погода в этом районе снова была солнечная, и у меня было желание пойти пешком по дороге и пофотографировать виды с неё, ведь по пути сюда меня по ней подвозил добрый человек. Так что я возьму свой рюкзак, скажу спасибо этому дому и отправлюсь в путь.
Балаганы на этой поляне разбросаны довольно широко друг от друга. Все они в тот день были пусты.
Поляна была усыпана ярко-жёлтыми цветами.
Карстовые провалы разной глубины свойственны всей этой местности.
Уйти из этого места мне было трудно. То, что открывалось моим глазам, это сочетание ярких контрастных красок и различных природных явлений, удерживало меня там на протяжении часа после того, как я покинула место моего обеденного привала. Можете себе такое представить? Вот так долго я могу ходить туда-сюда, глазеть по сторонам и фотографировать то, что вижу.
На следующем снимке вы можете видеть те самые дождевые облака над горой Зонт и моим местом стоянки:
Удивительным образом небо было поделено на два фронта. Там, где находилась я, было солнечно, и голубое небо украшали лёгкие, пушистые белоснежные облака.
Здесь я снова встретила огромные абхазские рододендроны. Кустарники с меня ростом с цветками, размер которых близок к садовым пионам.
Когда я прибыла к этим балаганам на внедорожнике, я ничего тут толком не разглядела. В одном из балаганов был пастух – приятель того водителя, который меня подвёз, а у меня тогда была цель дойти ближе к перевалу. И хотя пошла я не совсем логично для задуманного мной, но ночевала я в месте уединённом, не мелькая то и дело перед пастухами. Теперь же здесь, кроме меня, не было ни души, и я осматривала местность и вдоволь фотографировала окрестные красоты. Всё вокруг выглядело безмятежным и внушало спокойствие и уверенность в следующем часе. Впереди у меня была уже знакомая и понятная дорога, а позади – ребята на внедорожнике, которые планировали в тот день ехать обратно и обещали меня подобрать по пути, если, когда они будут ехать, я всё ещё буду идти.
Какой бы спокойной и мирной ни казалась местность, моё спокойствие, тем не менее, вскоре будет нарушено, но об этом я рассказываю в следующей публикации. Читайте тут: