Найти в Дзене

Кладбищенские истории Москвы

После принятия христианства В России на протяжении веков похоронное дело было делом церкви и общины. Церковь предоставляла прилегающий к ней участок земли для захоронений, не существовало ни четкого плана захоронений, ни заранее выделенных для этого площадей. В 1960-е годы при раскопках около Успенского собора в Кремле было найдено, вероятно, древнейшее в Москве массовое христианское захоронение. Самые ранние могилы относились к XII веку, когда на месте собора стояла церковь Димитрия Солунского. Предположительно она была построена в 1177 году. В XVII веке государство предпринимает первые попытки установить порядок погребения, связано это было с ростом городов, а поводом стали эпидемии инфекционных заболеваний. В 1657 году Алексей Михайлович запретил хоронить на территории Кремля. Петр I предписал «мёртвых человеческих тел, кроме знатных персон, внутри городов не погребать», а погребать их в монастырях и приходских церквах вне городов. Однако, указы Петра I исполнять не спешили. Елиза
Оглавление

После принятия христианства В России на протяжении веков похоронное дело было делом церкви и общины. Церковь предоставляла прилегающий к ней участок земли для захоронений, не существовало ни четкого плана захоронений, ни заранее выделенных для этого площадей.

Успенский собор в Москве, 1898
Успенский собор в Москве, 1898

В 1960-е годы при раскопках около Успенского собора в Кремле было найдено, вероятно, древнейшее в Москве массовое христианское захоронение. Самые ранние могилы относились к XII веку, когда на месте собора стояла церковь Димитрия Солунского. Предположительно она была построена в 1177 году.

Реформы XVII XVIII веков

В XVII веке государство предпринимает первые попытки установить порядок погребения, связано это было с ростом городов, а поводом стали эпидемии инфекционных заболеваний. В 1657 году Алексей Михайлович запретил хоронить на территории Кремля.

Петр I предписал «мёртвых человеческих тел, кроме знатных персон, внутри городов не погребать», а погребать их в монастырях и приходских церквах вне городов. Однако, указы Петра I исполнять не спешили.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, продолжила реформы кладбищ, но по–своему: в 1748 году она издала указ, по которому похоронным процессиям было запрещено проходить по улицам, тянувшимся от Кремля до ее резиденции в Покровском-Рубцове. При церквях на этих улицах впредь умерших не хоронили, кладбища полиции было велено ликвидировать вовсе, причем могилы сровнять с землей, памятные камни употреблять в строительство. А в 1750 году на самой окраине Москвы, в Марьиной роще, было устроено специальное кладбище для неимущих, бродяг и всех прочих, умерших «дурною смертью», – Лазаревское.

В 1771 году в Москве прошла эпидемия чумы – последняя крупная вспышка этой болезни в Европе. По некоторым оценкам, погибло от 50 до 200 тысяч человек, что составляло до 1/3 населения города. Императрица Екатерина II специальным указом запретила хоронить людей в черте городов.

Застава Камер-Коллежского вала
Застава Камер-Коллежского вала

Чумных захоронений за Камер-Коллежским валом тогда было устроено довольно много. Но лишь на некоторых из них продолжали хоронить и после эпидемии. Многие из кладбищ оказались заброшенными, и позже совсем исчезли. Оставили только 9: Ваганьковское, Введенское (Немецкое), Даниловское (состояло из двух участков: Центрального, для умерших от болезни православных, и Мусульманского, частично уничтожено при строительстве Третьего транспортного кольца на рубеже XX – XXI веков), Дорогомиловское (ныне Кутузовский проспект, в районе домов 22 – 30, закрыто в 1948, уничтожено), Калитниковское, Миусское, Преображенское (рядом с ним был создан центр старообрядцев-федосеевцев. Именно на этом кладбище 9 февраля 1961 года был зажжён первый Вечный огонь в Москве), Пятницкое, Рогожское (с центром старообрядчества Белокриницкого согласия).

"Чумные" кладбища на современной карте Москвы
"Чумные" кладбища на современной карте Москвы

Изменения в XIX веке

В XIX веке началось строительство доходных домов. Со второй половины XVIII века на приходских кладбищах, расположенных в черте города, перестали хоронить, и территории старых кладбищ храмы и монастыри начали использовать под застройки: сдавали в аренду или продавали земельные участки, за свой счет строили дома, а затем дорого продавали или сами использовали как доходные.

«О памятниках на кладбищах и помина не было; живой человек на могилах умерших возводил себе огромные жилища и для основания их беспощадно разрывал могилы, совсем не обращая внимания на то, что нарушал покой своих собратьев. ...Кости умерших были грудами вырываемы из земли, а прах тех, кого в свое время родственники или дружеская любовь оплакивали горячими слезами, с холодным равнодушием собирали в кули и ящики и вывозили для захоронения на кладбища вне города», писал Н. Розанов, историк церкви, в 1868 году. Немаловажный факт: прах погребенных собирали и вновь хоронили в отличии от уничтожения кладбищ в советское время.

В XIX веке появились специализированные похоронные конторы, которые брали на себя организацию погребения, от подготовки тела до проведения церемонии. К концу XIX века в Москве сформировалась развитая система похоронного обслуживания, включающая не только погребения, но и услуги по изготовлению и установке памятников, а также по уходу за могилами.

Разные объявления из газеты "Русское слово"
Разные объявления из газеты "Русское слово"

Советское время

По подсчётам историков, к концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ., сегодня в городе (без учета Новой Москвы и Зеленограда) – около 50. Советский период ознаменовался стремительной урбанизацией Москвы. Ликвидировались храмы, монастыри, деревни и кладбища. На месте бывших кладбищ строились дома (самые известные - дома 22-30 на Кутузовском проспекте на месте Дорогомиловского кладбища), разбивали парки. При этом перезахоронения практически не проводились, а демонтаж ограничивался сносом надгробных плит.

В скверах и парках, разбитых на месте бывших кладбищ (Таганский, Семёновский, Фестивальный, Чапаевский, Парк героев Первой мировой войны, Арба́тецкий и другие) кости погребенных, за исключением тех, что попадали в случайный ковш экскаватора, в большинстве случаев находятся на своих местах и поныне.

В 1927 году в стенах Донского монастыря был открыт первый в Москве крематорий в перестроенном храме святого преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря.

Храм – крематорий – храм
Храм – крематорий – храм

В 1930–60 годы Москва была опоясана вторым кольцом общегородских кладбищ. Они располагаются в основном вблизи нынешней МКАД (Востряковское, Кузьминское, Николо-Архангельское, Хованское, Митинское, Домодедовское и другие).

Постсоветское время

С начала 1990-х годов началось возвращение храмов Русской православной церкви. В 2008 году количество православных храмов и часовен в епархии Москвы составило 894, включая монастырские, против 276 на декабрь 1992 года.

В XXI веке стали проводить работы по восстановлению захоронений и могил, имеющих культурную значимость (которые еще можно восстановить).

В 2018 году было решено благоустроить некрополь Спасо-Андроникова. Здесь были похоронены воины, погибшие в Куликовской битве (1380 год), в Северной войне (1700-1721). После 1771 года стала местом погребения только благородных и чиновных людей. Здесь похоронены Барятинские, Трубецкие, Толстые, Аладьины, Щербатовы, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины.

-6

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ

Рябинин Ю.В. История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины

Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. синода. (1721-1821) – М. : Синодальная тип., 1869-1871

Официальный сайт Московского патриархата

Сайт старых фотографий PastVu

Сайт старых карт RetroMap