Найти в Дзене
Международная панорама

Иран может начать обогащать уран для создания бомбы в течение нескольких месяцев, заявил глава МАГАТЭ

Рафаэль Гросси говорит, что надеется на продолжение переговоров в будущем, несмотря на то, что Иран разорвал отношения с МАГАТЭ.
Рафаэль Гросси говорит, что надеется на продолжение переговоров в будущем, несмотря на то, что Иран разорвал отношения с МАГАТЭ.

Иран может снова начать обогащать уран для возможной создания бомбы «в течение нескольких месяцев», заявил глава ядерного надзорного органа ООН.

Рафаэль Гросси, глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), заявил, что удары США по трём иранским объектам в минувшие выходные нанесли серьёзный, но «не полный» ущерб, что противоречит заявлению Дональда Трампа о том, что ядерные объекты Ирана были «полностью уничтожены».

«Честно говоря, нельзя утверждать, что всё исчезло и ничего там нет», — сказал Гросси в субботу.

13 июня Израиль атаковал ядерные и военные объекты в Иране, заявив, что Иран близок к созданию ядерного оружия. Позже к ударам присоединились США, сбросив бомбы на три ядерных объекта Ирана: Фордо, Натанз и Исфахан.

С тех пор истинный масштаб ущерба остаётся неясным.

В субботу Гросси сообщил CBS News, американскому медиапартнёру BBC, что Тегеран может «в течение нескольких месяцев» запустить несколько каскадов центрифуг для производства обогащённого урана.

Он добавил, что Иран по-прежнему обладает «промышленным и технологическим потенциалом... так что, если они захотят, они смогут начать делать это снова».

МАГАТЭ не первый орган, который предполагает, что ядерные возможности Ирана могут сохраниться. Ранее на этой неделе оценка разведки Пентагона показала, что удары США лишь отсрочили реализацию программы на несколько месяцев.

Трамп в ярости ответил, заявив, что ядерные объекты Ирана были «полностью уничтожены», и обвинил СМИ в «попытке принизить значение одного из самых успешных военных ударов в истории».

На данный момент Иран и Израиль договорились о прекращении огня.

Но Трамп заявил, что он «абсолютно точно» рассмотрит возможность повторного нанесения удара по Ирану, если разведка обнаружит, что Иран может обогащать уран до опасного уровня.

Иран, с другой стороны, рассылает противоречивые сообщения о масштабах нанесённого ущерба.

В своём выступлении в четверг верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что удары не принесли ничего существенного. Однако министр иностранных дел Аббас Арагчи сказал, что был нанесён «чрезмерный и серьёзный» ущерб.

И без того напряжённые отношения Ирана с МАГАТЭ ещё больше обострились в среду, когда иранский парламент принял решение приостановить сотрудничество с агентством по атомной энергии, обвинив МАГАТЭ в поддержке Израиля и США.

Две страны напали на Иран после того, как в прошлом месяце орган ООН впервые за 20 лет признал, что Тегеран нарушает свои обязательства по нераспространению ядерного оружия.

Иран настаивает на том, что его ядерная программа носит мирный характер и предназначена исключительно для гражданского использования.

Несмотря на отказ Ирана сотрудничать с его организацией, Гросси выразил надежду, что ему всё же удастся провести переговоры с Тегераном. «Я должен встретиться с Ираном и разобраться в этом, потому что, в конце концов, после военных ударов всё это должно иметь долгосрочное решение, которое может быть только дипломатическим», — сказал он.

В соответствии с ядерной сделкой 2015 года с мировыми державами Ирану не разрешалось обогащать уран до степени чистоты выше 3,67% — уровня, необходимого для топлива коммерческих атомных электростанций, — и в течение 15 лет не разрешалось проводить обогащение на заводе в Фордо.

Однако Трамп отказался от этого соглашения во время своего первого президентского срока в 2018 году, заявив, что оно мало что сделало для предотвращения создания бомбы, и восстановил санкции США.

Иран в ответ всё чаще нарушал ограничения, особенно те, что касались обогащения. В 2021 году он возобновил обогащение в Фордо и, по данным МАГАТЭ, накопил достаточно урана с 60%-ным обогащением, чтобы потенциально создать девять ядерных бомб.