Принятие в теории кажется вещью относительно простой и несложной. «Позволь своим чувствам просто быть и не борись с реальностью, какой бы горькой она не была», – так примерно звучит краткая инструкция по принятию. Вот только когда жизнь обрушивается на тебя со всей силой, вся эта простота рассыпается как зажатый в кулаке песок.
Месяц назад мой брат пропал без вести. Наша психика всегда жаждет завершенности. «Пропал без вести» - эта история, где нет точки в конце предложения, это - вырванные страницы из конца книги, это - дверь, которая не закрыта, но и не открыта.
Как принять то, что не имеет явной формы? Как оплакивать человека, который, возможно, жив? Как прощаться с тем, кто не умер? Или как надеяться, когда оснований для надежды практически нет ? И с каждым днем надежда все больше тает...
А еще не нужно забывать, что мы ведь эволюционно запрограммированы избегать неопределённости, так как она несет потенциальные угрозы нашему выживанию. Именно поэтому как на уровне тела, так и на уровне ума возникает сильнейшее сопротивление «позволять чувствам быть», когда эти чувства связаны с острой болью, сильным страхом и мучительной неопределённостью.
Не бороться с реальностью? Хорошая идея, только вот как? Особенно, если кажется, что она раскалывается на две части:
1. Мир горя. Тебя засасывает бездна из пустоты, отчаяния и невыносимой боли.Каждый день в твоей памяти всплывают его голос, его жесты, мимика, смех. Как мы недавно вместе летели в Сочи, о чем разговаривали, что вы так и не смогли созвониться перед его исчезновением из-за плохой связи. И его последнее сообщение в ватсапе, что у него все хорошо. Ты не можешь не переживать утрату, не можешь не тосковать по нему. Но при этом полноценно проживать свое горе ты тоже не можешь, ведь есть надежда.
2. Мир надежды. В твоей душе продолжает теплится уголек надежды: «А вдруг...?». Да, этот уголек очень слабый, иногда почти незаметный, но он есть! Пока история не завершена, всегда есть пространство для надежды и чуда!
Эти миры разрывают тебя на части, каждый пытается переманить тебя на свою сторону. Мир горя говорит: «ну ты же сам понимаешь, из того что ты знаешь, шансов никаких». Мир надежды не соглашается: «всегда есть место для чуда». И ты застреваешь между эти мирами, застреваешь в бездействии и непонимании как и куда двигаться дальше? как вообще возможно принять все это?!
Попытки принять произошедшее походят на попытки обнять туман: руки смыкаются в пустоте и ты остаешься с леденящим чувством беспомощности. Все твои инструменты из психологии, которые до этого тебе казались такими эффективными, теперь выглядят как бумажный зонтик в шторм.
Принятие в подобных ситуациях особенно сложный и тяжелый процесс. И признание самого этого факта. мне кажется, является одним из первых шагов на пути к принятию. Наравне с позволением себе испытывать и боль, и надежду, не позволяя ни одному из этих чувств парализовать себя или заставить действовать разрушительно. А также конечно с признанием реальности незнания: «судьба моего брата неизвестна. Сейчас, я не знаю, что с ним».
Принятие здесь – это каждое утро учиться дышать в реальности, где нет ответов, нет ясности, нет точки в конце предложения. Это не пассивность или смирение, это мой активный выбор жить в этой неопределенности, чувствовать боль, и при этом искать способы двигаться вперед, руководствуюсь тем что важно. И для этого периодически задавать себе вопрос: каким человеком я хочу быть в этом кошмаре?
Я знаю, что впереди будут разные дни: дни, когда боль и страх будут перевешивать, дни, когда надежда будет сильнее. Знаю, что мой «бумажный зонт» не спасет от урагана, но он напомнит мне, что дождь когда-нибудь кончится. А пока я пытаюсь идти под струями дождя, не теряя себя.
Автор: Громов Андрей Владимирович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru