Найти в Дзене
Казанская Булгария

БУЛГАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Официальный документ с оттиском печати
Булгарской Республики
Официальный документ с оттиском печати Булгарской Республики
Сардар Гинанутдин (Гайнан) Ваисов аль Булгари
Сардар Гинанутдин (Гайнан) Ваисов аль Булгари
Круговая надпись на печати 1907 года: «Духовная религиозная политическая Центральная Организация Волжских Болгарских Мусульман, Ваисовских Божьих воинов в Казани»
Круговая надпись на печати 1907 года: «Духовная религиозная политическая Центральная Организация Волжских Болгарских Мусульман, Ваисовских Божьих воинов в Казани»

В нынешнем, 2013 году, исполняется 135 лет со дня рождения и 95 лет со дня героической гибели выдающегося булгарского общественного и национального лидера, несгибаемого борца за национальное освобождение и прогресс булгарского народа и всего человечества Сардара Гинанутдина Багаутдин улы Ваис-задэ аль Булгари.

----------------------------------------------------------------------

Обнаруженные сравнительно недавно уникальные исторические документы убедительно свидетельствуют: первой формой государственности булгар после свержения династии Романовых в России была БУЛГАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА.

Вслед за Февральской революцией 1917 года в Казани, 27 апреля созывается Всероссийский съезд партии «Фирка-и наджия» – авангарда булгарского национально-освободительного движения, которое охватывало территорию от Поволжья до Сибири и Средней Азии. Ее сардаром (предводителем) единогласно избирается вернувшийся из ссылки герой булгарской нации - САРДАР ГИНАНУТДИН ВАИСЗАДЭ АЛЬ БУЛГАРИ (Сардар Гайнан Ваисов). Среди пунктов «Краткой программы» («Иҗмали программа”, Казанда “Мәгариф” матбагасы – Казань, типография «Маариф» 1917), принятой булгарскими делегатами, одним из основных было положение о создании БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА в форме народной республики на исторической территории проживания булгарского народа: “...3. Живущие в Средней России, на берегах Идели (Волги) мусульмане – подлинные наследники прежней Булгарской державы. Их прежняя историческая роль, государственность и величие хорошо известны всему человечеству. Естественно, что Булгарское государство должно быть восстановлено, причём необходимо всё имущество, в соответствии с прежними историческими границами полностью вернуть потомкам булгарских владетелей и утвердить народное правительство (подчёркнуто нами - Р.К.) (Представлялось также, что и в других национальных районах бывшей империи, становившейся таким образом федеративным (конфедеративным) государством, будут избраны подотчетные народу правительства.

Характерно, что в документах съезда 1917 г. уже использовалась новая печать ваисовского движения. На ее оттиске хорошо читаются слова «Болгар ханзадәлеге» на булгарском и «Совет всероссийских волжских болгарских мусульман» на русском языках. Что касается термина «ханзадәлек», то здесь необходимо пояснение. Буквально «ханзадә» означает «сын хана, наследник престола», а в данном конкретном случае это слово означает «народ». Известно, что родословная БАГАУТДИНА ХАМЗА УЛЫ ВАИСЗАДЭ АЛЬ БУЛГАРИ (отца Гинанутдина) свидетельствует о его знатном и благородном происхождении. Так или иначе, но она связывалась с одним из ответвлений династии булгарских правителей. Интересно, однако, что Гинанутдин не называл себя «престолонаследником» и не выказывал никаких претензий на монархическое правление. Как раз наоборот, структура ваисовского движения всегда была демократичной. Сардар, конечно же, был первым лицом в организации как, например до Багаутдина духовным лидером булгарского сопротивления признавался ДЖАГФАР АС-САНИ АН НАКШБАНДИ АЛЬ БУЛГАРИ. В то же время каждый член Шуры (Совета), обычно состоявшей из 12 человек, на заседаниях партии обладал практически таким же правом голоса как и сардар. Из анализа употребления термина «ханзадэ» в документах ваисовского движения следует один общий вывод: он символизировал обретение потерянной в 18 веке государственности булгарской нацией в целом и каждым из ее представителей в отдельности. Все булгары были законными наследниками независимого БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА (БОЛГАР ЙОРТЫ или БОЛГАР ИЛЕ), восприемниками его славы и могущества. В этой связи необходимо сказать и о том, что слово «ханзадәлек» в названии государства позиционировало его в глазах российской общественности как легитимное, возникшее в силу падения русского царя, до этого считавшегося временным сувереном булгарских земель, окончательно захваченных в первой половине 18 века Московским великим княжеством после десятилетий ожесточенного сопротивления булгар.

Подчеркнем, что уже в ваисовской “Краткой программе” 1917г. четко говорилось - высшим органом власти будущего государства будет правительство, избранное народом. Вплоть до выборов осуществление его функций возлагалось на Центральный совет булгарских мусульман.

... В начале ноября 1917г. большевики, захватившие власть в стране, принимают - наряду с декретами о мире и земле - «Декларацию прав народов России» (2.11-1917), которая предусматривала свободу самоопределения наций бывшей империи. Известно, что правом на государственную самостоятельность воспользовались с разным успехом Финляндия, Польша, Украина, прибалтийские и закавказские народы. Наивно было бы полагать, что ведшая с 1862 года неравную борьбу с самодержавными властями булгарская освободительная организация - «Фирка-и наджия» не попыталась воспользоваться сложившейся уникальной ситуацией - падением царизма, с одной стороны и провозглашением (пусть и на словах) новой властью свободы самоопределения, с другой.

Мы имеем все основания утверждать, что БУЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (официальное название на булгарском языке – БОЛГАР ХАНЗАДӘЛЕГЕ ҖӨМҺҮРИЯТЕ) была провозглашена не позднее первой половины января 1918г. Печать этого государства на документе (информационном письме), вышедшем из под пера Сардара Гинанутдина Ваиси Аль Булгари, свидетельствует об этом факте неопровержимым образом. В письме, датированном 24 января, сообщается, в частности, о рассылке по всей России фирманов (указов), извещающих мусульман об образовании Булгарской Народной Республики. Из документа также явствует, что готовится издание официального печатного органа государства – газеты под названием «Сада-и Болгар» - «Голос Булгара» («Булгар» - Булгарская страна) и о вооружении Зеленой Гвардии (Яшел Гаскәр – армия республики) винтовками в количестве 400 стволов. Письмо пронизано пафосом борьбы, столь характерным для Сардара. Из содержания письма можно понять, что фирманы были разосланы, по меньшей мере, за несколько недель до даты его написания.

Таким образом, практически гарантированно можно утверждать, что провозглашение БУЛГАРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ произошло в январе 1918 года.

Мы знаем и о непосредственных контактах высших функционеров «Фирка-и наджия» с представителями МИЛЛЕТ МӘҖЛЕСЕ (Национальный парламент) и ХӘРБИ ШУРА (Военный Совет), которые, по некоторым сведениям, должны были, в конце концов, привести к компромиссу. И здесь снова нельзя не сказать о гибельной для всей нации деятельности татаристов (Мирсаида Султангалиева, Галимджана Ибрагимова и др.). В конечном итоге именно предательские действия Султангалиева по разгрому всех национальных организаций, о чем он лично бахвалился в известном письме Владимиру Ленину, привели к катастрофе. В этом свете просто непостижимыми кажутся усилия некоторых современных исследователей и писателей возвести Султангалиева на пьедестал «борца за национальную свободу...»

... БУЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА не была признана большевиками де-юре, но существовала фактически на протяжении как минимум пяти лет. У нее были основные атрибуты государственности: функционировавшая уже с 1862г. структура, МӘХКӘМӘИ ШӘРГЫЯ (Духовное управление), воинские формирования, планировался выход официальных средств массовой информации. В Центральном Совете были представлены уроженцы практически всех регионов компактного проживания булгар.

Не исключаю, что кое-кто скажет: раз республика не была признана официальными властями, то и говорить о ней не стоит. Однако, в таком случае законен вопрос: а какие национальные правительства (за исключением Финляндии) признала большевистская клика - украинское, азербайджанское, грузинское, крымское? Ответ известен. Но это не упраздняет самого факта реального существования этих правительств и государств. А разве сами большевики были законными преемниками прежней власти? Отнюдь. Власть не дают, ее берут - этот принцип известен с незапамятных времен.

Ваисовские революционеры действовали в точном соответствии со своими принципиальными идейными установками: неподчинение царским и буржуазным властям, отказ от службы в царской армии и уплаты налогов за исключением одного - поземельного, непризнание системы указного, а значит санкционированного немусульманским правительством духовенства и его Духовного Управления. Булгарская национальная партия «Фирка-и наджия» провозгласила республику явочным порядком, не дожидаясь решений коммунистической власти, и это стало актом высшего мужества и решимости, стремления восстановить историческую справедливость.

С гибелью Сардара Ваисова его детище – Булгарская Народная Республика не пала. Её возглавил брат Гинанутдина Газизан Ваиси аль Булгари – герой гражданской войны в России.

Не случайно, что именно Центральный Совет булгарских мусульман активно протестовал против создания Лениным и Сталиным республики под одиозным названием «Татарская» в июне 1920г....

Не случайно, что те же большевистско-татаристские власти запретили деятельность ваисовцев в 1923г. Руководители булгарского правительства – Центрального Совета волжских булгарских мусульман, в том числе Газизан Ваисов были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, прежде всего за их непрекращавшиеся попытки сохранить на тысячелетней булгарской земле БУЛГАРСКУЮ НАРОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ...

Рашид Кадыри Аль Булгари

-------------------------------------------------------------------------

Международный журнал The Bulgar Times (Болгар Заманы, Время Булгар) 2013 № 1/2 (10/11), стр. 4-6.