Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Чудеса залетной жизни. Китай. Часть 1.

Оглавление

Исканян Жорж

Фото из Яндекса. Спасибо автору
Фото из Яндекса. Спасибо автору

Я уже говорил, что наша авиакомпания первой начала коммерческие полеты в Китай, сначала в Пекин, а затем в Тяньцинь, позднее недолгое время в Шеньян, после чего уже основательно и надолго в Шицзячжуан (язык сломаешь). Из всех стран, в которых я побывал, Китай стоит особняком - самый необычный, оригинальный, интересный и непредсказуемый.

Когда мы только начинали летать в эту страну, сразу увидели бедность и нужду простых жителей, особенно в деревнях. Города тоже были похожи на большие неухоженные грязные поселки. Таким был, в частности, Шицзячжуан, когда мы с экипажем решили прокатиться в местный универмаг. Когда я через десять лет опять поехал туда, сказать, что я был потрясен, значит ничего не сказать!

Суперсовременный город! Река с шикарной набережной, огромный парк с гигантским озером и каналами, украшенными красивыми мостиками, многочисленные деревья, клумбы с цветами, много отдыхающих на лодках, велосипедах и просто гуляющих...

Дороги великолепные, как и супермаркеты с торговыми центрами. Нас пригласили в один из известных ресторанов. Можно было заказать что ни будь национальное, но мы предпочли европейскую кухню, но чай, конечно, пили китайский.

За десять лет, целый город!

А какие аэровокзалы! Отели! Все строится на перспективу, чтобы потом не расширять, не достраивать. И если сначала в Шицу летали только мы и Газпром, то постепенно этот порт стал основным логистическим хабом. Часто, бывало, так, что все стоянки на перроне были заняты транспортниками Ил-76 самых разных российских авиакомпаний. Рестораны были заполнены нашими коллегами, как и многочисленные магазинчики в аэропорту.

Основной бизнес-леди там была Лиза. Я ее хорошо знал еще в Шицзячжуане, где она держала свой ресторан. Когда все перевозки сместились в Шицу, она быстренько перебазировалась туда.

Картина прилетела всегда была одинакова. Наш самолет заруливает на свою стоянку, на перроне, почти к самому забору, представлявшему собой частокол из высоких металлических пик, после чего приезжает таможня и погранцы. Быстро проверяют документы и уезжают. Все, мы свободны! Переодеваемся и спускаемся по стремянке с самолета на идеальный бетон. С той стороны забора, с дороги проходящей вдоль него, слышатся громкие приветствия, это конечно же Лиза, приехавшая специально к нашему прилету, чтобы лично встретить и поприветствовать каждого! Всех, абсолютно, она знает по именам и заметьте, не только наш экипаж, а и все остальные! По мере того, как кто-то спускается по стремянке, она каждому кричит:

- Пливета Селега (Сергею Чернышову);

- Зола, пливета! А где Юла? (Мне и спрашивает о Юре)....

- Когда плисылать машину на обеда?

Мы здороваемся с ней и говорим, чтобы микроавтобус приезжал за нами через час.

До отеля идем пешком, до него метров триста. Маршрут наш проходит через здание аэровокзала, потому что там много магазинчиков на любой вкус. Продавцов всех отлично знаем, как и они нас. Меня всегда поражало, как китайцы быстро изучили русский язык! Мы по-китайски знали только: здравствуй, сколько стоит, спасибо, хорошо, плохо. Продавцы же вполне сносно могли с нами общаться на великом и могучем. Мне было стыдно за наших земляков, которые безбожно ругались матом в присутствии продавцов, игнорируя и женщин.

Как-то раз ужинали не у Лизы, а в ресторане отеля. Рядом ужинал казанский экипаж, все в форменных свитерах, чтобы всем было видно, что они летчики. Ну да это личное дело каждого, в чем ходить на обед или ужин, но меня взбесило другое. В зале ужинали несколько экипажей и два официанта крутились, как могли. Казанцы уже прилично понабрались огнива, поэтому смотрели на всех свысока и выжидающе, может кто то чем-то недоволен?

Разговаривали громко и в основном по матерному. Обслуживание у китайцев в ресторанах и в гостиницах, нужно отдать должное, на высоком уровне, официанты всегда очень вежливые и обходительны. И вот, когда один из них чуть замешкался с заказом, послышался громкий крик из-за стола искателей приключений на свою задницу: - Тебя долго ждать, обезьяна узкоглазая? А то я б... встану, помогу, тарелкой по е...!

Я видел, что официант все понял из сказанного, но с усилием сдерживая себя спокойно ответил:
- Не надо злиться, через минуту ваш заказ будет готов!

- Можешь этот заказ себе в ж.. запихнуть, а мне он уже не нужен, - буянил летчик. Его друзья явно поддерживали коллегу, хихикая.

Мне этот театр одного актера надоел, и я подошел к столику казанцев.

- Послушай сюда, урод штопаный! Если ты еще раз откроешь свой анус, я тебе в него точно затолкаю и твой заказ и все наши заказы, а чтобы больше он не смердил, запечатаю все стулом, на котором ты сидишь.

Скандалист молча смотрел на меня, как бы прикидывая, справится он со мной или лучше не связываться?

Хмель отхлынул и в его глазах теперь читались только откровенная ненависть и злоба от бессилия, от того, что он понял - с ним не шутят и вполне даже можно огрести. Его товарищи тоже притихли. Все ждали, что дальше?

Я обратился ко всей честной компании: - Мужики, мне стыдно за вас! Вот из-за таких, как этот идиот, и складывается наихудшее впечатление о русских за границей. Он позорит страну, а вы ему потакаете вместо того, чтобы дать этому обормоту между глаз, может подумает в следующий раз, как себя вести в гостях. Да, в гостях! Потому что мы здесь гости! Они стараются, чтобы нам понравилось, чтобы мы чувствовали себя здесь, как дома. Но не у этого дома, - я указал на дебошира, - а у гостеприимного дома.

Мужики смутились и возможно поняли, что перегнули палку, а возможно, чтобы замять скандал стали извиняться за своего коллегу. Официант стоял в стороне и все слышал. Двое Казанцев взяли под руки притихшего буяна и повели к выходу. Он не сопротивлялся. Остальные подошли к китайцу и извинились за товарища. Инцидент был исчерпан. Он подошел к нашему столику и поблагодарил за поддержку.

- Не все россияне такие, - сказал я ему и улыбнувшись подмигнул, - такой один, а остальные, как мы, хорошие!

- Я знаю, - подтвердил официант и улыбнулся.

Воспитанными и пушистыми были продавцы, официанты. обслуживающий персонал, жители городов и поселков...

Полной противоположностью всем вышеперечисленным были грузчики.

Молодые ребята, лет 19 и выше, все, почему то, ходили в солдатских шинелях. Складывалось такое впечатление, что они только демобилизовались. Бригада состояла обычно из 12 - 14 человек. Очень энергичные и физически развитые, владеющие поголовно карате. Если в Индии грузчики восприимчивы к указаниям и замечаниям во время загрузки, то в Китае они больше напоминают стаю злобных павианов.

При загрузке задачей операторов и второго механика было, не допускать использования кабелей под потолком для использования вместо опоры или упора. Забивая баулы ногами, эти дьяволы все время пытались ухватиться за электрожгуты, словно за лиану. Это приводило к обрывам контактов и к нарушениям работы некоторых нужных приборов. Все наши окрики и ругань, либо игнорировались, либо вызывали дикий гнев с жестами проведения ладонью по горлу. Время от времени всплывали слухи о том, что при загрузке происходили нападения грузчиков на членов экипажа. Так второму механику из Газпрома грузчик заехал в голову ногой и тот получил сотрясение мозга, другому (по-моему, с Руслана в компании Волга - Днепр) нанесли такой удар, бортинженеру, что член экипажа упал с рампы и попал в госпиталь с разбитой головой. Пришлось вызывать с базы инженера. Ситуация все время была взрывоопасная.

Я заметил один интересный факт. Мы с Юрком были весьма внушительного роста и телосложения, да и по нашему внешнему виду у грузчиков не было уверенности в том, что их стычка с нами пройдет без ущерба для их здоровья, поэтому они все свои угрозы и жесты адресовали малорослому инженерному составу и вообще выбирали для нападок тщедушных на вид членов экипажа. Со временем я понял, как можно добиться повиновения без нервотрепки. После каждой загрузки китайский коммерсант (в основном один и тот же) расплачивался с операторами премиальными за взаимопонимание. Я первым из всех авиакомпаний додумался брать с заказчика сначала по две коробки водки, а затем и по три. Ею мы расплачивались с инспекцией и таможней. Трудности с обузданием грузчиков сначала я решал кардинально. При тотальном неповиновении и игнорировании просьб о безопасности электрокабелей я останавливал загрузку, выключал свет и требовал вызвать заказчика. После сорокаминутного простоя бригадир этих зверьков начинал уговаривать продолжить работу. Я соглашался, но с отстранением зачинщиков. Доходило до того, что эти, час назад, агрессивные и наглые субъекты падали на колени и уговаривали их простить. Эта работа была для них единственным заработком, поэтому терять ее било по карману. Но эти бодания мне надоели, и я просто повысил премиальные на 20 баксов. Перед загрузкой я объявлял, что при хорошем поведении каждый получит по доллару, а бригадиру обещал пять. И дело пошло! Бригадир, как дирижер руководил работой, а грузчики спрашивали время от времени, доволен я или нет?

Под потолком исправно соблюдался просвет и если кто то из них случайно, по старой памяти, хватался за кабель, то тут же одергивал руку, как от раскаленной проволоки, испуганно глядя на нас. Для порядка я грозил ему пальцем.

Хочу отдельно сказать пару слов о представителях заказчика со стороны России. Если кто из вас смотрел фильм Кандагар, то там со стопроцентной точностью показан наш представитель! Такое впечатление, что все они родственники, может даже братья, настолько схожи манеры общения, характеры, предпочтения в одежде.

У всех высшее образование с обязательным знанием английского и местного (желательно). Все проходимцы высшей категории, очень деловые и свои в доску! Они вроде бы и работают для исполнения нужд и капризов экипажей, но в то же время знают себе цену, могут и зубки показать. Самые дружеские отношения у них всегда с операторами, потому как они с ними проводят больше времени и все проблемы коммерсантов решаются либо через них, либо уже напрямую, лично.

В Индии, в Дели, нашего представителя звали Миша. Он, почему-то люто ненавидел пилотов, считая их жадными и алчными, зато очень уважал нашего брата, бортоператоров, утверждая, что это самые трудяги. Не знаю, почему у него была такая ненависть, может кто-то из командиров подложил ему свинью? Может еще что-нибудь личное, но вот такой факт имел место быть. Это, мне кажется, как у женского пола - стоит одному проходимцу даму обмануть, так для нее сразу все мужики сволочи!

Миша всегда щедро премировал операторов после загрузки, давая нам с Юрком штуку баксов. Поэтому мы всегда брали с собой на загрузку Шурика Бурика. Он с удовольствием ехал с нами на самолет, и мы болтали о разном, а вспоминая смешные случаи, смеялись от души. Шурику мы давали две сотни и говорили, чтобы он помалкивал.

Второго представителя звали Володя. Он был, не такой обидчивый и злопамятный, как Миша, поэтому выдавал премиальные отдельно на экипаж 800 долларов командиру и отдельно, персонально, нам по 200 баксов, совершенно секретно.

Как-то прилетели в Дели и были весьма рады, что загружать нас будет Миша. Как обычно, взяли Шурика с собой. После загрузки Миша, как всегда, выдал премиальные и даже повышенные. Приехал экипаж на вылет. Командиром был Попов Игорь Николаевич, интеллигентный и культурный человек, долетающий последние годы перед уходом на покой. Вторым пилотом до Москвы был записан Жуков Александр (в Дели он летел командиром). Осмотрев грузовую кабину, Александр расстроился. Все боковые и верхние зазоры были идеально соблюдены. Нужен был повод для требования премиальных, а его не было.

- Что-то груза вы накидали многовато! На стойках шасси зеркал почти не видно, - недовольно проворчал Александр.

- Какова компенсация, Михаил?

- Все загружено четко по договоренности с вашим международным отделом. За что вам компенсацию? - спокойно ответил Миша.

Жуков подошел к Попову и категорично заявил: - Игорь, отказывайся лететь, пока этот хитрован не заплатит! Никуда не денется! Нашел дураков! Ты что себя на помойке нашел? Я бы не полетел, если бы летел сейчас командиром!

Попов подозвал Михаила и сказал, что он не полетит, пока не решится вопрос с компенсацией.

Представитель заказчика и бровью не повел: - Нет проблем, сейчас все решим!

Он достал мобильный и стал набирать номер, после чего, через несколько секунд спросил: - Это международный отдел? А попросите мне пожалуйста Севьяна к телефону (начальник нашего международного отдела). Это Александр? Рад слышать, Михаил из Дели беспокоит. Тут такое дело, самолет загружен, а командир Попов отказывается вылетать, пока ему не заплатят какую-то компенсацию. Ты не знаешь какую и за что? И я не знаю.

- Позвать командира? Хорошо, зову... Командир, возьмите трубку, - обратился он к Попову, протягивая телефон.

Очевидно, Игорь Николаевич получил по полной программе, потому что у него даже очки с носа слетели.

Сказав в трубку: - Да, конечно, я все понял, вылетаем сейчас же....

Командир бледный и растерянный объявил: - Так, все по местам! Улетаем!

Миша подошел к Жукову и спросил: - Может и вам дать поговорить с Севьяном, чтобы понятней было?

Жуков мирно и послушно, как провинившийся школьник, пролепетал: - А я разве возражал против вылета? Я тут вообще не при делах, я второй пилот...

В кабине Игорь Николаевич интеллигентно (по другому он не умел) укорял себя и второго пилота: - Саша, нахрена я тебя только послушал, старый пень? Дайте мне спокойно долетать! Не провоцируй ты ради Бога меня больше!

Жуков обиженно отвечал: - Николаич, а при чем здесь я? Ты командир! Ты принимаешь решение, а я второй пилот. У тебя должна быть своя голова на плечах.

Всю обратную дорогу Жуков приставал к Юрку Загребаеву: - Юрок, колись! Сколько он вам дал? Я ведь по твоей хитрой и довольной роже вижу, что он вам дал бабки.

Юрок смеялся и глядя невинными глазами отвечал: - Саша, скажу тебе честно, была бы моя воля, я бы не полетел, пока не получил компенсацию.

Саша от такой наглости потерял дар речи, хотел что-то сказать, но передумал, махнул рукой и поднялся в пилотскую кабину.

В Китае, в Тяньцзине, представителем был Максим. Китайские грузчики его не любили и побаивались. В Шицзячжуане нас обслуживал Виталик. Сам он был из Хабаровска, знал в совершенстве китайский. В Эмиратах крутился Серега, в соломенном бриле и всегда с сюрпризами. Один раз приехал к нам в отель и привез коробку текилы с лимонами. Тогда мы попробовали ее первый раз. Сергей обучал всех, как правильно употреблять этот напиток.

Как-то раз, когда мы готовились к вылету из Шарджи, приземлился чей-то Илюха и почти не сбавляя скорости лихо свернул на рулежку и помчался к стоянке за машиной сопровождения. Мы с удивлением наблюдали за этим лихачем, пока Серега не воскликнул: - Ё моё, это же мои друзья с Еревана прилетели, клубнику привезли! Побегу к ним, поздороваюсь.

Через полчаса Сергей пришел и принес два ящика клубники:
- Угощайтесь!

Я ему предложил один ящик забрать себе, на что он ответил: - Жорж, ради Бога! Я себе полный багажник забил.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Исканян Жорж | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен