Станция Шлюссельфельд — это конечная точка ответвления Струллендорф–Шлюссельфельд. Изначально она проходила в расписаниях как линия 414 h, позднее получила обозначения KBS 824 и 819. Ветка от Бамберга отделялась в Шруллендорфе от главного хода и во Френсдорфе продолжала путь в направлении Эбраха. Как и множество аналогичных участков, линия была рано закрыта и заменена автобусным сообщением.
С 1977 года по линии до Шлюссельфельда ходят исключительно грузовые поезда. За десятилетия здесь сменилось множество составов, интересных для воспроизведения в макете.
Вокзал — здание с амбициями, ныне в частной собственности, — расположен необычно далеко от главного пассажирского перрона. Комплекс включал подсобное строение и грузовой сарай, а напротив располагался сельскохозяйственный магазин. Подсобное помещение с прачечной позже было снесено.
Уже к 1930 году локомотивное депо закрыли, а одноэтажную мотрису с пристройкой разобрали только в 1963 году. В то же время исчез и большой склад BayWa, находившийся напротив.
Планировалось создать специальную площадку для лесоперевалок — из-за значительных объёмов древесных грузов, — но до сих пор все манёвры происходят на открытом погрузочном пути.
В 1962–1964 годах был построен подъездной путь к заводу Deckenbaubahn, у автомагистрали А3. Там действовал сложный комплекс: двенадцать путей, подземный бункер и разгрузочная эстакада для вагонов Omm. Именно тогда наступил «золотой век» станции: массовые объёмы сыпучих грузов прибывали из Штаффельштайна и далее отправлялись по узкоколейке шириной 900 мм.
Строительство автомагистрали А3 стало последней страницей в использовании узкоколейки на этом участке в промышленных масштабах.
Завод Schwarz поддерживает грузовое движение на ветке и сегодня. За её сохранение борется инициативная группа IG Oberfränkische Steigerwaldbahn (основана в 2011 году).
До 31 мая 1969 года маршрут Бамберг–Шлюссельфельд числился как линия 414 h, с ежедневным пассажирским движением до 15 пар поездов, включая три утренних пригородных состава.
Это позволяет разместить параллельную дорогу и небольшие хозяйственные постройки, идеально вписывающиеся в макет. Кроме проката проволоки, на открытом пути грузят сельхозпродукцию и древесину.
Идея макета
Макетная привлекательность Шлюссельфельда проявилась сразу же после краткой экскурсии по станции, но позднейшее развитие — вплоть до частного подъездного пути к цеху арматурных сеток — стало настоящим вдохновением. Производственный ангар, расположенный поперёк путей, с крупными воротами (типично для США), образует интереснейший макетный сценарий, позволяющий реализовать возвратный ход поездов прямо в пределах модуля.
Существующие возможности — мелкие грузовые отправки, перевозка древесины, операции с бетонными изделиями — обещают интересную и насыщенную эксплуатацию даже на маленькой станции. Секция, проходящая сквозь ангар, обеспечивает простое соединение с «фиддером» без необходимости перестраивать последовательность состава. За кулисой возможна замена грузов или смена вагонов.
Специальные рейсы
В разные годы сюда заходили гостевые поезда: паровозы 23 105, 86 457, дизели 211 023, 614, 772, 798, а также вагоны Dampfbahn Fränkische Schweiz (Франконская паровая железная дорога). В январе 1993 проводились учебные поездки на моторвагене 796 630. С V Эпохи грузовые поезда тянули локомотивы серии 294.
Так выглядит прототип сегодня
Сегодня железнодорожная территория в Шлюссельфельде сильно изменилась: вместо грузового двора — парковка и пункт приёма вторсырья, а сама линия на Бамберг уходит за переездом в изгиб застройки. У вокзала стоят музейные вагоны общества Interessengemeinschaft Oberfränkische Steigerwaldbahn; часть экспонатов на ходу и используется при обслуживании ветки.
Среди сохранившихся построек выделяются три разнокалиберные силосные башни, небольшой деревянный сарай и примыкающие к ним сельхозсклады. Для возрастающего интереса к IV Эпохе вариант с использованием BayWa был бы неактуален — к тому же на момент планирования не было ни данных, ни чертежей утраченных сооружений. Интересно, что о существовании отдельного сельского магазина стало известно уже позже, но это только добавило историзма. Нетривиальное расположение вокзала и платформы напротив стрелки делает композицию особенно живой.
Экономия пространства
Чтобы разместить станцию с дорогой и, возможно, даже бетонным заводом, требуется пространство. Можно либо сделать модуль шириной 60–70 см, либо сместить главный путь асимметрично.
В американских клубных модулях мы применяем принцип NAI: путь на 15 см от края, впереди место для дороги, позади — пространство для ландшафта. При стандартном междупутье, как на индустриальных клубных модулях, места было бы ещё больше. При симметрии (Fremo) открытая площадка напротив вокзала выглядела бы неестественно, так что стоит рассмотреть макет по ранней III Эпохе, когда строения ещё стояли.
Станция Шлюссельфельд
Данный вариант макета в точности воспроизводит прототип. Он основан на модульной системе Fremo (H0-Re) с тремя стандартными контактными секциями F-96, что даёт множество вариантов построения. Ангар по выпуску арматурных сеток служит узнаваемым завершением композиции; катушки проволоки могут свободно маневрироваться через открытые ворота и формироваться на скрытом «фиддере».
Варианты построения проходной станции включают использование пары слегка изогнутых «клещевых» модулей — они стыкуются с F-96 и дают симметричный модульный переход.
Самый короткий вариант обходится без клещевых модулей; в этом случае нужны асимметричные соединения путей на 15 см.
Обязательно стоит реализовать комплекс BayWa.
В обхвате
Асимметричное расположение путей можно выровнять с помощью переходных модулей к стандарту F‑96. Клещевые модули применялись и в других частях клубного макета, повышая универсальность всей трассы.
Симметричный переход с правой стороны отражает прототип на участке предприятия Weeger. Через несколько сотен метров дорога пересекает территорию завода. С юга — производственный ангар, напротив...
На территории склада Weeger свободно размещён двор с каменными плитами и валунами. Всё перекрыто мостовым краном, которым перемещают тяжёлые элементы. Внутри завода используются специальные тележки. Хотя прямой подъезд железнодорожного пути не подтверждён документально, идея так и просится в макет: вагоны с плитами доставляются в Шлюссельфельд и маневрируются в ответвление Weeger. Такой сценарий доставит удовольствие и моделисту, и зрителю, а создание разнообразных по форме плит будет отличным творческим заданием.
Возможная реализация
В эпоху лазерной резки можно точно воспроизвести оригинальные строения. В первую очередь это касается характерного вокзального здания: его аналог продаётся у MBZ-Modellbahnzubehör под именем «Nordhahren» (с корректировкой фасада). В качестве альтернативы подойдёт набор Kibri «Langenthal» (потребует частичной деревянной отделки и доработки крыши).
Остальные грузовые постройки тоже стоит реализовать, для сарая это несложно.
С типичными для III–IV Эпохи пригородными составами станция могла бы обслуживать до четырёх пассажирских поездов и двух грузовых рейсов в сутки — обеспечивая моделисту массу маневровых задач.
Три силосные башни можно изготовить самостоятельно или доработать готовые наборы.
Заводские здания ответвлений проще всего воссоздать с помощью американских наборов, например Rix Products: отличия не бросаются в глаза, а доминируют склады с проволокой и камнем.
Сигнализация проста: на въезде — трапециевидные таблички, на выезде — знаки H. Безопасность реализуется по принципу Zugleitbetrieb (диспетчерская система); отдельно стоит оборудовать переезд с крестами Андреаса, мигалками и путевым контролем.