Найти в Дзене

Высокое искусство на линолеуме. Великолепные гравюры Александра Бочкина

Линогравюры талантливейшего художника Александра Бочкина (1947 – 1989) поражают мастерством, тем, как всего из двух «враждующих», казалось бы, цветов, черного и белого, он создавал очень гармоничные и, как это ни покажется странным, красочные, полнокровные работы. На родной Владимирской земле его помнят и любят, коллеги справедливо называют мощной творческой личностью и сравнивают его работы с самыми высокими образцами. Но при всем при этом первая выставка Бочкина прошла, когда его уже не было в живых. Наследие художника невелико – по подсчетам искусствоведов, лишь 40 линогравюр. С одной стороны, это довольно «демократичная» техника, не требующая приобретения дорогих материалов, с другой, ошибки здесь трудно исправить. К тому же каждое свое произведение Бочкин отделывал долго и тщательно, добиваясь совершенства. Наверное, именно поэтому гравюр за его авторством так мало. Он не допускал халтуры, словно чувствуя, что времени у него немного. В интернете о нем не очень много информации. И

Линогравюры талантливейшего художника Александра Бочкина (1947 – 1989) поражают мастерством, тем, как всего из двух «враждующих», казалось бы, цветов, черного и белого, он создавал очень гармоничные и, как это ни покажется странным, красочные, полнокровные работы. На родной Владимирской земле его помнят и любят, коллеги справедливо называют мощной творческой личностью и сравнивают его работы с самыми высокими образцами. Но при всем при этом первая выставка Бочкина прошла, когда его уже не было в живых.

Дела сенокосные
Дела сенокосные
Дед
Дед

Наследие художника невелико – по подсчетам искусствоведов, лишь 40 линогравюр. С одной стороны, это довольно «демократичная» техника, не требующая приобретения дорогих материалов, с другой, ошибки здесь трудно исправить. К тому же каждое свое произведение Бочкин отделывал долго и тщательно, добиваясь совершенства. Наверное, именно поэтому гравюр за его авторством так мало. Он не допускал халтуры, словно чувствуя, что времени у него немного.

Полдень
Полдень
На лугу
На лугу
Осенняя пора
Осенняя пора

В интернете о нем не очень много информации. И даже свидетельства, одного из самых близких людей – жены – скупы и отрывисты:

«Семья была бедная. Детей было много. Он был последний. Мама родила его поздно. Учился в Москве, жил впроголодь. Работал тяжело. Подходил к работе очень серьезно, кропотливо. Над каждой работой корпел».
Старый дом
Старый дом
Сельские баньки
Сельские баньки
Старый Владимир
Старый Владимир

Коллеги порой делали очень точные и глубокие замечания. Например, выдающийся график Борис Французов замечательно сказал, что черный цвет у Бочкина «гудит». Контрастирующие с ним пятна белого цвета создают цельный образ, и простые мотивы – сенокос, субботняя помывка в бане, уборка урожая – приобретают характер почти эпический. Не зря среди своих любимых живописцев Бочкин называл братьев Ленен, у которых труды и дни крестьян трактовались не как быт, но как бытие. Мне кажется, это удавалось и Александру Николаевичу.

Вовка
Вовка
Субботний день
Субботний день

Впрочем, судите сами.