Найти в Дзене
Мир авто

Где машина, брат? Почему за новый автомобиль россияне платят больше, чем его реальная стоимость

Вы думали, что платите за мотор, кузов и технологии? Ха! На деле вы оплачиваете казну. В России автомобиль — это не средство передвижения, а способ пополнить бюджет государства. Как и почему из «железа» осталась только маржа? Купить сегодня новый автомобиль в России — всё равно что вступить в негласный контракт с государством: ты платишь не за авто, а за право его иметь. Реальное «железо» — мотор, кузов, подвеска, безопасность — в среднем составляет лишь 35% от конечной стоимости. Всё остальное — пошлины, сборы, логистика и дилерская жадность. По данным РАД (ассоциация российских автодилеров), остальная цена распределяется так: То есть за два миллиона рублей вы получаете… машину на 700 тысяч. Остальное — «подушку» для бюджета и зарплаты посредников. Обычный покупатель теперь платит дважды. Первый раз — цена самого авто (включая налоги и сборы). Второй — в процессе эксплуатации: ОСАГО, транспортный налог, бензин, штрафы, технический осмотр, обслуживание. Грубо говоря, машина перестала
Оглавление

Вы думали, что платите за мотор, кузов и технологии? Ха! На деле вы оплачиваете казну. В России автомобиль — это не средство передвижения, а способ пополнить бюджет государства. Как и почему из «железа» осталась только маржа?

Автор: В. Панченко
Автор: В. Панченко

Когда машина — это не машина, а налоговая кормушка

Купить сегодня новый автомобиль в России — всё равно что вступить в негласный контракт с государством: ты платишь не за авто, а за право его иметь. Реальное «железо» — мотор, кузов, подвеска, безопасность — в среднем составляет лишь 35% от конечной стоимости. Всё остальное — пошлины, сборы, логистика и дилерская жадность.

По данным РАД (ассоциация российских автодилеров), остальная цена распределяется так:

  • 40% — прямые и косвенные налоги (ввозные пошлины, утилизационный сбор, НДС и т.д.);
  • 25% — логистика и маржа дилеров.

То есть за два миллиона рублей вы получаете… машину на 700 тысяч. Остальное — «подушку» для бюджета и зарплаты посредников.

Как налоги убивают спрос

Обычный покупатель теперь платит дважды. Первый раз — цена самого авто (включая налоги и сборы). Второй — в процессе эксплуатации: ОСАГО, транспортный налог, бензин, штрафы, технический осмотр, обслуживание. Грубо говоря, машина перестала быть капиталовложением и стала расходником с постоянным налоговым счётом.

И, похоже, правительству этого мало. Уже обсуждается:

  • Повышение утилизационного сбора.
  • Новые экологические налоги на ДВС.
  • Рост транспортного налога для автомобилей мощнее 100 л.с. (а это почти все машины, кроме «Оки» и мечты чиновника — велосипеда).

Что будет дальше: машины — для избранных?

Эксперты уже бьют тревогу: при сохранении нынешнего курса цены вырастут ещё на 20–50% в течение 12–18 месяцев. И это при том, что реальные доходы населения стагнируют, а кредиты — дорожают. Результат — всё более массовый уход в «серый рынок»: покупка машин через физлиц, параллельный импорт, подержанные авто с рисками, но дешевле.

Рынок сжимается, дилеры теряют клиентов, а покупатели теряют доверие.

автоор: В. Панченко
автоор: В. Панченко

Государство как автодилер: краткосрочная прибыль, долгосрочные потери

Когда-то в России старались поддерживать автопром: субсидии, льготные кредиты, локализация. Сейчас — наоборот. Система выстроена так, чтобы выжать максимум из потребителя. Быстро, эффективно и без остатка.

Но есть нюанс: нельзя доить корову, если она сдохла от голода. Уже сейчас многим россиянам просто не по карману новый автомобиль. Если так пойдёт и дальше — новые машины останутся в салонах, а спрос обнулится.

В сухом остатке:

  • За «новую тачку» вы получаете 1/3 автомобиля и 2/3 налоговой накладки.
  • Государство превращает рынок в доильный аппарат.
  • В ответ покупатели бегут в серые схемы.

В итоге через полтора года авто могут стать роскошью даже для среднего класса.

-3