В Москве площадь Маяковского рядом с такой же станцией метро окрасилась багрянцем. В рамках проекта «Лето в Москве» здесь появились инсталляция в честь Маяковского, с кумачовыми силуэтами Владимира Владимировича, водоёмами с карпами кои и экранами, где крутятся архивные видео и мультфильмы по произведениям поэта революции. Мы привыкли именно так называть Маяковского ― никак иначе. А в новой постановке «Серебряный век. Эпоха в лицах» Московского театра «Мост» Владимир Владимирович суров, как частый посетитель бара «Бродячая собака» в Петербурге, читает стихи, вызывая неистовство своей, вроде бы, публики. Премьера спектакля состоялась под занавес юбилейного 25-го сезона.
Между вторым и третьим звонком зрителей ожидало образовательное погружение в эпоху от поэта, журналиста, участника команды творческого движения «Вдохновители» Дениса Лизина:
― Приятно, что вы решили провести субботний вечер в Серебряном веке, ― встретил нас лектор и неожиданно долго стал погружать нас в историю легендарного поэтического бара. ― Я, как живой эпиграф, сейчас провожу в эту эпоху, которую мы всегда представляем в лицах Вертинского, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Волошина, Хлебникова, Гумелёва и других.
В этом сезоне в театре рассказывали истории почти каждого из этих величин. Театрально-лекционный проект называется «Культпросвет. Эпоха в лицах». Коллекция проекта представлена мини-лекциями и постановками.
― Спектакль вроде один, а истории всегда разные, потому что героев много, ― продолжает Денис. ― А сегодня будем знакомиться, наверное, с самым необычным героем Серебряного века ― вот с этой собакой (лектор указывает на бродячего пса, который попал когда-то на вывеску культового заведения «Подвал бродячей собаки» в Петербурге, вместимостью человек на 80, закрывшийся через 3 года и 3 месяца). Это реальный пёс, а бар как место силы, первый в Российской империи литературно-артистическая кабаре, по-современному, ночной клуб. Дышать было нечем, кроме искусства и литературы. Сейчас будет история людей, которые увековечили «Бродячую собаку». Считается, что её закрыли из-за Маяковского. Вообще версии было три и во всех поучаствовал Владимир Владимирович.
Версия первая. Политическая. Зимой 1915 года, накануне закрытия, Маяковский именно тут прочитает своё известное стихотворение «Вам». Минута звука, которая изменит судьбу не только этого заведения, а в принципе всей литературной истории нашей страны, потому что после этой минуты будет антивоенное выступление на фоне Первой мировой войны. Потом визг, ор, крики, истерика. Дамы в полуобмороке, а Маяковский будет молча стоять на эстраде и курить свою огромную сигару. Это примерная цитата из воспоминаний Анны Ахматовой, которая описывала тот вечер.
Версия вторая попроще. После какого-то поэтического диспута Маяковский поучаствовал в драке, и «Бродячую собаку» закрыли.
Версия третья. Она смешная. «Бродячая собака» весной 1915 года будет закрыта за… распространение, продажу и употребление спиртных напитков. В то время в столице был объявлен сухой закон. Городовые ворвались в заведение и застали там в пьяном виде Владимира Маяковского, Николая Гумилёва и Алексея Толстого. Три звезды нашей литературы пили и играли в карты. Так или иначе, с этими именами связан финал истории «Бродячей собаки».
Вот теперь вы готовы к просмотру самого спектакля! Стихи, стихия, страсть, горе и принятие времени, которое выпало на их долю, ― всё это в новой постановке театра «Мост». «Серебряный век. Эпоха в лицах» с погружением, историями поэтов, чьи имена определяют это время, и их голоса, которые будут звучать в вашей восприимчивой голове до глубокой ночи.
Лично мне запомнился образ санитара в госпитале Первой мировой войны Александра Вертинского (в исполнении Леонида Семёнова). Они все просто жили, чувствовали, работали, исполняли долг и только потом писали, пели, выступали… Петь раненному в госпитале ― особая миссия. После этого любое слово со сцены, в публику произносится ответственно и осознанно.
Максимилиан Волошин (в исполнении Михаила Казакова) и его крымское пристанище разбудили воспоминания о его доме в Коктебеле, в котором мы когда-то тихонько сидели, вжавшись в скамеечку, пытаясь раствориться в интерьере, и наблюдали за туристами, заглядывающими на секунды в дом, где когда-то были все «серебряники», приезжали в гости, отдыхали, купались, загорали, ели арбузы и творили… простые люди, лица Серебряного века, лица эпохи, творческие величины.
В постановку Георгия Долмазяна вошли документальные материалы. Они помогают глубже понять причины необыкновенного культурного взрыва этой эпохи. В спектакле герои «от первого лица» рассказывают о своём ощущении времени и способах познания мира. Если для вас Серебряный век такое же время тайн и великих рождений, как для создателей этого спектакля, то в нём вы для себя найдёте много ответов буквально на расстоянии вытянутой руки. Прикоснуться можно уже в новом сезоне, 5 сентября.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора и театра
Точка на карте: Московский театр «Мост», Большая Садовая, д. 6, г. Москва