После конкурса приходит понимание, что я неплохой специалист, появляется уверенность в себе. Становится проще сопротивляться устаревшим взглядам некоторых педагогов, их убеждённости, что психологи вообще не нужны. Жили же мы раньше без них, и ничего!
Первые вопросы и мнения
Особенно запомнился момент, когда я завучу начального звена представила отчёт по диагностике 4-х классов. Прочитав его, она вызвала меня в свой кабинет на беседу.
— Ты знаешь вот этого ученика? — спрашивает она у меня.
— Нет, индивидуально с ним я не работала, — отвечаю ей, пытаясь понять, в чём суть.
— А я его знаю! У тебя по результатам он получается «среднего уровня», а в журнале у него одни пятёрки. У него должен быть высокий уровень! — авторитетно заявила завуч.
Пришлось отстаивать своё профессиональное мнение и объяснять, что результаты диагностики и школьные отметки — два несопоставимых параметра.
После этого разговора одна из коллег подсказала мне очень ёмкий ответ на такие замечания. Я записала его на листочек, и долгое время держала на видном месте.
Примерный текст был такой:
«Задача диагностики — дать объективную оценку, поэтому её проводит психолог, а не учитель. Я не буду подстраивать результаты под ожидания или особенности ребенка, потому что это противоречит сути диагностики. Вы сами решаете, как относиться к результатам: можете их не учитывать или, наоборот, принять и попытаться разобраться в причинах различий. Решение остается за вами».
Больше подобных вопросов не возникало. Мы с учителями обсуждали спорные результаты, находили причины и объяснения, а главное — взаимопонимание.
Да, я отстаивала свою профессию в школе
Были моменты, когда приходилось отстаивать принцип конфиденциальности или доказывать необходимость тех или иных изменений. Постепенно учителя и руководство научились меня слышать, воспринимать всерьёз, спрашивать советы даже личным вопросам. Это было особенно приятно.
Спустя какое-то время они перестали вталкивать ко мне детей со словами «Сделайте с ним что-нибудь». Да и сами дети привыкли к тому, что мой кабинет — территория безопасности — всегда открыт и в любое время можно прийти и просто молча посидеть в глубоком кресле. Чего уж там, сами учителя стали иногда приходить, чтобы просто посидеть.
С родителями работать сложнее, чем с детьми...
Были сложности в работе с родителями, не без этого.
Одних не устраивало, что я молодая, других — что психолог. Кто-то хотел, чтобы я переделала их ребёнка, кто-то — чтобы я переделала учителей под их ребёнка.
Были родители, которые категорически отказывались признать наличие проблемы у своего чада. Я научилась находить слова, убеждать, что так будет лучше для их ребёнка. А кого-то я так и не смогла переубедить — так бывает. Но многим терапия действительно помогла, изменила жизнь и отношения с ребёнком к лучшему.
Бывали абсурдные ситуации, когда родители обращались за помощью, но на каждую мою рекомендацию отвечали что-то вроде «это не поможет», «я так делать не буду, у меня нет времени/сил/желания этим заниматься», «это не для нас». Но настойчиво продолжали требовать им помочь.
Естественно, они уходили разочарованными. Так из-за отсутствия «волшебной таблетки» у меня появлялись негативные отзывы.
Главное, что я поняла — бесплатное не ценится
Работа в школе научила меня очень важной мысли: «Easy come, easy go» (в переводе с английского «легко пришло, легко ушло»).
Бесплатные консультации имеют очень низкий коэффициент полезного действия. Они как флаеры, которые вам вручили на улице. Выбросить не жалко, а ведь кто-то старался и разрабатывал его, деньги вкладывал.
Так же и со школьным психологом. Ты можешь выложиться и максимально отработать с клиентом, а он, выйдя из здания, вздохнёт и решит продолжить жить по-старому. Может, он и не скажет о тебе как о профессионале ничего плохого, но и хорошего тоже.
Психолог в школе — это не только про психологию
Самым тяжёлым для меня в работе педагогом-психологом было заполнение документации. Куча планов, отчётов, справок, характеристик и заключений, ответов на письма. На каждое направление деятельности, по каждому проведённому мероприятию должна быть документация. Я до сих пор не представляю, как можно при такой нагрузке успевать качественно работать и с людьми, и с бумагами.
А работы у педагога-психолога в школе — непочатый край. Столько направлений и вариантов, где можно набраться хорошего опыта:
- с детьми, родителями, учителями;
- индивидуально и в группе;
- лично и дистанционно (спасибо пандемии);
- консультации, просвещение, коррекция и развитие, профилактика;
- курсы, семинары, повышение квалификации, аттестация на категорию;
- конкурсы, мероприятия.
И это не единственный повод любить школу и педагогику всей душой. Да, хочется развития и просто убивает обилие бумажной волокиты, но работа с детьми перекрывает эти недостатки. И я отдавалась школе полностью!
А вы отдаетесь своему делу полностью? Или что-то вызывает у вас негатив?
P.S. Кстати, о конкурсах: я же хотела рассказать, выполнила ли я общение «вернуться». Об этом — в следующей статье.