Греческие судовладельцы усиливают защиту танкеров у российских портов после таинственных взрывов.
В ответ на серию необъяснимых подрывов, повредивших как минимум шесть нефтеналивных судов вблизи российских портов за последние месяцы, греческие судовладельцы, чей флот является крупнейшим в мире, предпринимают беспрецедентные меры по защите своих танкеров, осуществляющих перевозки российской нефти. Об этом сообщают шесть авторитетных источников в греческих судоходных и охранных кругах.
Усиленные меры безопасности включают:
1. Тщательный подводный досмотр: Команды водолазов проводят детальный осмотр подводной части корпусов судов на рейдовых стоянках у российских портов (особенно в Усть-Луге на Балтике и Новороссийске на Черном море) для выявления посторонних предметов или взрывных устройств.
2. Тактика "переменной позиции": Танкеры, ожидающие захода в порт или стоящие на якоре, периодически меняют свою дислокацию, чтобы затруднить прогнозирование их местоположения потенциальными злоумышленниками.
3. Повышенная бдительность экипажа: Моряки находятся в состоянии постоянной готовности, ведется круглосуточное визуальное наблюдение за акваторией вокруг судна на предмет подозрительной активности (малых плавсредств, пловцов).
4. Исследование новых технологий: Активно изучаются возможности дистанционного мониторинга подводной части корпуса с помощью специализированных аппаратов (ROV - телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов).
Санкции и "Теневой Флот": Западные санкции, включая введенный G7 "ценовой потолок" в $60 за баррель на российскую нефть, привели к росту так называемого "флота-невидимки" (shadow fleet) – судов со сомнительной регистрацией и страховкой, перевозящих российские углеводороды. Однако, как показывают данные судоходных трекеров, греческие суда, действующие в рамках санкционного режима (перевозящие нефть по цене ниже потолка), также остаются ключевыми игроками на этом маршруте.
Цепь инцидентов: Подрывы затронули суда различных типов (нефтяные танкеры, газовоз Eco Wizard с аммиаком), но объединяет их связь с российскими портами захода. Последние инциденты произошли 6 июля с газовозом Eco Wizard в Усть-Луге (официально названо "незначительной утечкой аммиака", но источники указывают на внешний взрыв) и на прошлой неделе с танкером Vilamoura у берегов Ливии (оператор TMS Tankers подтвердил версию внешнего взрывного устройства). Греческие и итальянские власти воздержались от публичных комментариев по расследованиям более ранних случаев (танкеры Seacharm, Seajewel и др.).
Сдвиги угрозы: Четыре из шести атакованных судов следовали из российских портов в Средиземное море. Это знаменует тревожную тенденцию – перенос тактики морских диверсий из зон активных боевых действий (Черное/Азовское моря) в относительно спокойный центральный Средиземноморский регион, что не наблюдалось десятилетиями.
Экспертная оценка источников угрозы:
Специалисты по морской безопасности, консультирующие отрасль, сходятся во мнении:
Метод: С большой долей вероятности использовались магнитные) мины – компактные взрывные устройства, крепящиеся к корпусу судна ниже ватерлинии с помощью магнитов. Их установка требует высокого профессионализма и обычно осуществляется боевыми пловцами.
Цель: Не потопление судна, а его иммобилизация путем затопления машинного отделения и нанесения серьезных повреждений. Это тактика устрашения и экономического давления.
Исполнители: Анализ паттернов и возможностей указывает на высокую вероятность причастности украинских государственных или связанных с государством структур (state or state-aligned actors). Это объясняется резкой позицией Киева против любого судоходства, поддерживающего российский нефтяной экспорт. Украинские спецслужбы официально от комментариев воздерживаются.
Уязвимость: Кори Рэнслем (CEO Dryad Global) подчеркивает: суда, заходящие в российские порты, сталкиваются с "растущим риском саботажа со стороны организованных государственных структур или прокси-групп". Элли Шафик (Vanguard Tech) добавляет: "Относительная стабильность Средиземноморья обманчива. Уязвимости сохраняются, особенно на транзите или на слабоохраняемых рейдовых стоянках, например, у ливийского побережья, где надзор минимален".
Вывод: Греческие судовладельцы оказались на передовой новой, скрытой морской войны. Их усиленные меры безопасности – вынужденная реакция на появление высокопрофессиональной тактики саботажа с использованием мин, направленной на подрыв логистики российского нефтяного экспорта. Ситуация создает значительные операционные и страховые риски для всего коммерческого судоходства в регионе, требуя пересмотра стандартов безопасности даже за пределами традиционных зон конфликта.