Найти в Дзене

Как помочь детям с СДВГ?

Оглавление

Предлагаю эффективные техники коррекции, которые приведут к улучшению саморегуляции и стабилизации поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Ранее я уже писала про СДВГ и мифы, связанные с этим состоянием. Теперь расскажу про помощь – что мы, как родители, можем сделать, чтобы ребенок научился управлять собой, жил, учился и развивался полноценно.

Прежде всего, напомню, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушенная деятельность мозга, отвечающая за самоконтроль и исполнительные функции. Причем трудности саморегуляции проявляются на разных уровнях деятельности: планирования, программирования и усвоения алгоритмов, удержания внимания, запоминания, контроля над эмоциями, движениями. То есть, человек с СДВГ может что-то начать делать, не дождавшись разрешения или ответа, не завершает начатое, быстро раздражается или проявляет агрессию даже на мелочь, ерзает сидя на месте или совершает хаотичные движения, забывает вещи или то, что делал ранее. Ему сложно остановиться вовремя, удерживать в голове информацию и применять ее по назначению, переключаться с одного вида деятельности на другой или наоборот долгое время быть сосредоточенным на одной задаче.

Да, справиться с таким ребенком непросто. Но родители могут научить его контролировать поведение, внимание, эмоции и планировать свою деятельность с помощью некоторых техник и приемов, о которых сейчас расскажу.

1. Элементы АВА-терапии

Правильные поведенческие навыки – это не лекарства, эффект от которых проходит после прекращения приема. Они сводятся к предотвращению нежелательного поведения, замене нежелательного поведения функциональным, то есть правильным, и снижению частоты проявления нежелательного поведения. Для того, чтобы скорректировать сценарий нежелательного поведения, надо узнать, а что является причиной – привлечение внимания, получение желаемого, сенсорная стимуляция или избегание, и подсказать, как по-другому это получить. К примеру, ребенок все время перебивает взрослых. Ему не терпится получит ответ на свой вопрос или он привлекает к себе внимание и в конечном итоге получает его. Что мы делаем? Не запрещаем перебивать, а предлагаем альтернативу: если он хочет что-то сказать во время разговора, достаточно положить руку на ваше плечо, поднять ладонь как в школе или использовать специальную карточку «Хочу сказать». Хвалим сразу и только за правильное поведение, даем поощрение. Мотивацию можно придумать вместе.

2. Детская йога/ЛФК

Вообще любые тренировки хороши при СДВГ, когда детям постоянно хочется двигаться или они эмоционально неустойчивы и невнимательны. Физическая нагрузка на тело влияет на мозг и когнитивные функции, к которым относится концентрация, внимание, память, мышление. Упражнения стимулируют выработку особых белков BDNF, которые влияют на появление новый нейронов и нейронных связей, а значит мозгу будет легче адаптироваться под любые новые условия. Йога и спорт снимают тревожность и улучшают настроение. Кроме того, устав от тренировки, ребенок вероятнее сможет высидеть урок – у него просто не будет сил на лишние движения.

-2

3. Работа с тонусом

Некоторые дети с СДВГ очень суетливы, их движения хаотичны, навязчивы, непроизвольны. Они очень инициативны и деятельны и, как правило, не доводят дело до конца, бывают конфликтными. Это говорит об высоком уровне психического и физического тонуса. Здесь подойдут занятия на расслабление, разного рода растяжки, массажи на снятие тонуса мышц, плавание. Другие – наоборот – испытывают недостаток тонуса и могут быть вялыми, малоинициативными, скованными, стеснительными, пугливыми, а импульсивными становятся на фоне общей усталости. В этом случае помогут уже тонизирующие массажи, ритмичные слуховые и зрительные стимуляции, например, музыкальные занятия, ритмика и ритмичные виды спорта (лыжи), арт-терапия, иппотерапия, но без избыточных эмоциональных и сенсорных впечатлений.

4. Работа с сенсорикой, а конкретно с проприоцепцией

У детей с СДВГ часто бывает нарушена сенсорная модуляция, то есть кто-то слишком чувствителен к звукам или прикосновениям, а кто-то может не чувствовать свое тело и, к примеру, слишком сильно давит на карандаш, не может отрегулировать нажатие. В этом случае надо тренировать крупную моторику – это упражнения, которые включают крупные мышцы. Прекрасно подходят: перетягивание каната, ползание, прыжки на батуте, ношение любых утяжелителей, упражнения на сопротивление (толкания тележки в супермаркете, сжимание эспандера). Для сенсорной стимуляции можно добавить игры с текстурами (гречка, кинетический песок, слаймы и пластилин), упражнения на нестабильных поверхностях – батут, фитбол, скалолазание, обжимания – чуть сдавливающие объятия или специальные утягивающие жилеты, заворачивание в одеяло как в рулет.

-3

5. Визуальная поддержка: схемы, расписания, карточки

Детям с СДВГ сложно воспринимать инструкции, ориентироваться во времени, четко усваивать последовательность действий и начинать действия без подсказок со стороны. Помогут:

  • визуальное расписание, где будет показан четкий порядок действий, например «подъем – умывание – завтрак – одеться – пойти в садик/школу»;
  • списки, например, что нужно положить в портфель;
  • таймер, чтобы контролировать время, например, когда надо выходить в школу или сколько времени можно поиграть;
  • картинки, которые подкрепляют социально приемлемое поведение, например, в школе мы сидим за партой во время урока, поднимаем руку, чтобы ответить, пишем в тетради так, как говорит учитель;
  • сигнальные карточки, которые будут срабатывать системой контроля и обратной связью от взрослого, например, красный: «стоп!», желтый: «подумай», зеленый: «действуй».
  • визуальные поощрения за приемлемое поведение, к примеру, тетрадь с наклейками.
-4

6. Навыки тайм-менеджмента,

которым можно обучать детей с СДВГ постарше.

Это уже более детальное планирование деятельности, выбор стратегии, определение начала и конца, разбивка на шаги, определение времени на каждую задачу, выбор приоритетов. Чем понятнее и проще будет такой план, тем меньше напряжения и стресса будет у ребенка. Он будет понимать, что за чем идет, сколько времени занимает и какой результат нужно получить в конце, чтобы понять, что дело сделано. Можно использовать магнитные доски, планшет со специальными приложениями или обычный блокнот.

7. Дыхательные техники и медитации

помогают детям с СДВГ расслабиться, замедлиться и успокоиться в моменты перевозбуждения, тревоги, хаотичных мыслей. Такие упражнения должны быть простыми и короткими, чтобы он мог их выполнять сам. Например, дыхание «Свечка и цветок»: когда ребенок в одной руке держит воображаемый цветок, а в другой – свечку. Надо сначала понюхать цветок – сделать глубокий вдох, затем подуть на свечку – сделать медленный выдох через губы трубочкой. Или умеренно надавливать на солнечное сплетение у ребенка, лежащего ровно на спине на твердой поверхности, делать это в течение 3-15 минут. Стимуляция блуждающего нерва дает развитие центральной нервной системы и, как следствие, улучшает переключаемость с активации нервной системы на расслабление и покой.

8. Игры

Самый легкий, веселый, доступный способ полезного развлечения, и в то же время формируют исполнительные функции, самоконтроль, регулируют поведение, улучшают связь с телом, тренируют память и внимание. Для этого отлично подходят: прохождение лабиринтов, «Море волнуется раз» и «Телесный алфавит», «Воздушное письмо», «Резиночки» или «Классики», где надо запомнить последовательность движений. А еще это классная возможность провести время вместе и напитаться положительными эмоции, которые всегда лучше влияют на закрепление любых навыков.

-5

Еще больше инструментов планирования для детей с СДВГ или его симптомами вы найдете в посте. Конечно, детям с СДВГ прекрасно подходит и программа Нейротрамплин, где в комплексе и применяются все перечисленные техники. Перед тренировкой обязательно проводится массаж, причем подбирается он исходя из повышенного или сниженного тонуса мышц, упражнения выполняются на нестабильных поверхностях – батуте, скалодроме, веревочном лабиринте, балансирах, на АФК дается много последовательных действий, которые нужно запомнить и повторить, используются утяжелители для закрепления связи с телом. Работа с крупной моторикой и телом положительно влияет на нервную систему, стимулируя глубокие структуры мозга, которые отвечают за исполнительные функции и самоконтроль. Поэтому после курсов родители отмечают, что дети становятся более усидчивыми, спокойными, внимательными, лучше переключаются с одного вида деятельности на другой и могут успешнее усваивать школьный материал, становится меньше истерик и проявлений агрессии, налаживается питание и сон. Хотите попробовать? Заполняйте анкету по ссылке, и мы расскажем, подойдет ли программа именно вашему ребенку.