Найти в Дзене

Два Ивана Васюка

Мне время от времени заявляют, что в СССР скрывали огромное количество информации. Ну, огромное ли, не огромное ли — то вопрос чисто оценочный. На самом деле — не больше, чем в других государствах. Однако да, секреты в СССР, безусловно, существовали, так как напомню, что СССР — всё-таки государство, а не безгосударственное общество, в котором, между прочим, тоже могут быть секреты, скажем, личные. Но интересно же всё-таки — что именно скрывали, правда? И для чего... правда? Например, нам в школе никто никогда не рассказывал о Волынской резне. Мало того, слово «бандеровец» вот лично я впервые услышал, — не поверите, — на Украине, в Ровно, когда там был в гостях с мамой у маминой подруги по эвакуации. Тогда я сначала вообще не понял, — а учился я тогда в четвёртом классе, — кто такие эти самые «бандеровцы». Кстати, в семье, в которой мы гостили, говорили главным образом по-украински, между прочим. Это никак мне не мешало, да и не могло мешать. Так вернёмся к секретам. Совсем недавно ЦОС

Мне время от времени заявляют, что в СССР скрывали огромное количество информации. Ну, огромное ли, не огромное ли — то вопрос чисто оценочный. На самом деле — не больше, чем в других государствах. Однако да, секреты в СССР, безусловно, существовали, так как напомню, что СССР — всё-таки государство, а не безгосударственное общество, в котором, между прочим, тоже могут быть секреты, скажем, личные. Но интересно же всё-таки — что именно скрывали, правда? И для чего... правда?

Например, нам в школе никто никогда не рассказывал о Волынской резне. Мало того, слово «бандеровец» вот лично я впервые услышал, — не поверите, — на Украине, в Ровно, когда там был в гостях с мамой у маминой подруги по эвакуации. Тогда я сначала вообще не понял, — а учился я тогда в четвёртом классе, — кто такие эти самые «бандеровцы». Кстати, в семье, в которой мы гостили, говорили главным образом по-украински, между прочим. Это никак мне не мешало, да и не могло мешать.

Так вернёмся к секретам. Совсем недавно ЦОС ФСБ рассекретил некоторые документы, касающиеся как раз Волынской резни... и, в частности, допрос Ивана Ивановича Васюка (отчего-то следователь, составлявший протокол, его фамилию решил не склонять, между тем, он — не женщина, и фамилия его как раз склоняется, да ладно!). Вот этот протокол:

Почитайте этот протокол, почитайте. Обратите при этом внимание, что инициатива геноцида польского населения Волыни исходила вовсе не от немцев.

Ну, то, что во время следствия это был секрет — понятно, однако после Войны почему это оставалось секретным? — сказать сможете? Я прекрасно понимаю, почему эти документы секретили. Вероятно в то время засекретил бы их и я. Догадываетесь, вероятно, и Вы... нет?

Напомню только, что в истории в тех же самых местах был ещё один Иван Васюк, только не Иванович, а Дмитриевич, примерно ровесник того, кого допрашивали, младше на два года. Вот он:

Иван Дмитриевич Васюк. Волынские леса
Иван Дмитриевич Васюк. Волынские леса

Этот Иван Васюк, стал свидетелем казни отца (перед смертью отец его, когда его спросили: «Коммунист?», ответил: «Беспартийный коммунист я, а ты — гад фашистский!» (обратите внимание: «беспартийный коммунист»! постоянно вспоминаю я свой разговор с одной болгаркой, из которого я узнал, что в болгарском чётко разделялись два понятия: «комунист» и «партиец»), а чтобы избежать отправки в Германию, он ушёл в леса и стал пулемётчиком партизанского отряда. Нет, он не погиб, дожил до мирного времени. Так вот, этот Иван Васюк не участвовал ни в каком геноциде... и да, он — тоже украинец, как и тот Иван Васюк, который участвовал.

Верно ли было то, что подобные протоколы секретили? — Не знаю, но, подчёркиваю, в определённое время их засекретил бы и я. Вопрос только в том, когда их следовало рассекретить и как. Надо ли в школах рассказывать о геноциде, например, на Волыни?.. А вот не знаю. Во всяком случае точно — не в начальной школе и не в капиталистическом обществе, которое и без того просто беременно национализмом.
Надо ли такого рода документы рассекречивать — безусловно. И непременно широко публиковать. Вот только подход тут должен быть не цивилизационный, в который попадают эти оба Ивана наравне, а формационный, классовый, вот тогда они точно рядом на одном поле не станут.

Преданья старины | По праву. Марк Болдырев | Дзен