Каждый из нас наверняка оказывался в этой ситуации: смотришь трансляцию "Оскара", сжимаешь кулаки за любимый фильм... и вдруг - полнейшее недоумение. Побеждает явно не тот. Бывает, что Академия киноискусств промахивается так мощно, что даже спустя годы сложно это оправдать. Иногда премию забирает фильм, в котором на уровне только актёрская работа, но всё остальное разваливается на глазах. Иногда общество движется вперёд, а "награждённые" ленты оказываются смущающе устаревшими или и вовсе откровенно слабыми.
В списке сомнительных триумфаторов зачастую фильмы, играющие на расовых или гендерных стереотипах. Например,"Прислуга", в которой белые героини оказываются в центре истории о чёрных домработницах. Или "Тутси", где шутки на тему гендера сегодня уже не кажутся безобидными. Даже "Невидимая сторона" с оскароносной Сандрой Буллок вызывает вопросы, в том числе по части достоверности и риторики "белого спасителя".
Давайте вспомним оскароносные фильмы, о победе которых хочется забыть по ряду причин.
Влюблённый Шекспир
Награда: Лучший фильм
Год: 1998
Режиссёр: Джон Мэдден
Рейтинг IMDb: 7.1
Оригинальное название: Shakespeare in Love
В 1999 году Академия выдала "Оскар" за лучший фильм не "Спасению рядового Райана", а романтической комедии "Влюблённый Шекспир". Этот выбор до сих пор вызывает бурю эмоций у киноманов, и не без причины. На фоне суровой реалистичной военной драмы Стивена Спилберга победа легкомысленного, хоть и остроумного фильма Джона Мэддена смотрелась как минимум странно.
На первый взгляд, "Влюблённый Шекспир" - это изящное признание в любви театру и творчеству. Но если присмотреться, возникает множество вопросов: от фальшивого феминизма до нарочито романтизированной версии биографии Шекспира, не имеющей ничего общего с реальностью.
Можно долго спорить о прелестях фильма, но одно остаётся фактом: "Влюблённый Шекспир" стал символом того, как часто премии зависят не от качества кино, а от закулисных интриг и грамотного продюсерского лобби.
Английский пациент
Награда: Лучший фильм
Год: 1996
Режиссёр: Энтони Мингелла
Рейтинг IMDb: 7.4
Оригинальное название: The English Patient
Иногда создаётся ощущение, что для победы на "Оскаре" достаточно быть медленным, трагичным и ужасно "высокохудожественным". По-другому трудно объяснить, как "Английский пациент" - неспешная мелодрама в пустыне с претензией на эпос, сумел обойти более живые и интересные фильмы своего года.
Лента Энтони Мингеллы снята с размахом: красивая операторская работа, трагическая любовь, война, тайны прошлого. Всё на месте. Но при этом фильм умудряется быть настолько затянутым, унылым и тяжеловесным, что вызывает скорее чувство усталости, чем сопереживания. Главные герои - далекие, холодные и не особенно обаятельные, а сама история разворачивается в вязкой, вымученной манере.
"Английский пациент" - пример того, как иногда академики выбирают не сердцем, а рассудком, отдавая предпочтение "важному" и "великому" кино, которое большинство зрителей просто не досматривают до конца.
Столкновение
Награда: Лучший фильм, Лучший сценарий, Лучший монтаж
Год: 2004
Режиссёр: Пол Хаггис
Рейтинг IMDb: 7.7
Оригинальное название: Crash
Пожалуй, нет более спорного лауреата "Оскара" за "Лучший фильм", чем "Столкновение" Пола Хаггиса. В 2006 году картина вызвала шквал негодования у критиков, зрителей и даже некоторых членов Киноакадемии. Но главный удар пришёл позже, когда стало ясно: фильм не только проигрывает по художественным параметрам, но и невероятно неуклюже рассуждает на тему расизма.
Критики высказывали мнение, что в этом фильме нет ни одного живого человека. Только аргументы и пропагандистские лозунги, которые сталкиваются друг с другом, уверенные в собственной оригинальности. Академия снова не смогла отказаться от своей привычки: хвалить фильмы, снятые белыми людьми для белой аудитории, чтобы та могла почувствовать себя немного менее виноватой. И нет ни одного другого фильма в истории премии, который делал бы это так безвкусно и навязчиво.
"Столкновение" - это фильм, который пытается быть важным и социально острым, но тонет в собственных стереотипах и манипулятивной сентиментальности. Вместо глубокого разговора о расовых предрассудках, зрители наблюдают поверхностный калейдоскоп клише, которые скорее сглаживают проблему, чем вскрывают её суть.
Форма воды
Награда: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший саундтрек, Лучшая работа художника-постановщика
Год: 2017
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Рейтинг IMDb: 7.3
Оригинальное название: The Shape of Water
Гильермо дель Торо безусловно мастер визуального стиля и автор с узнаваемым почерком, но даже его фирменная мрачная сказочность не смогла спасти "Форму воды" от шквала критики, особенно после её победы в главной номинации на "Оскаре".
Да, фильм красив. Да, актёрская игра впечатляет. Но не всех зрителей вдохновляет история глухонемой уборщицы, которая влюбляется в человеко-амфибию, содержащегося в лаборатории. Кто-то считает это метафорой о принятии и инаковости. А кто-то просто странной фантазией, в которой героиня с искренностью Диснеевской принцессы заводит роман с существом, с которым даже не может полноценно общаться. И да, дело доходит до секса. И многим это показалось... мягко говоря, неловким.
Конечно, "Форма воды" - это не откровенно плохой фильм. Но то, что он обошёл более глубокие и новаторские ленты, оставило у многих ощущение, будто киноакадемики вновь влюбились в красивую обёртку и проигнорировали суть. Сказка сказкой, но "Лучший фильм года"? Тут многие могли бы поспорить.
Чтец
Награда: Лучшая женская роль
Год: 2008
Режиссёр: Стивен Долдри
Рейтинг IMDb: 7.6
Оригинальное название: The Reader
Кейт Уинслет - великая актриса, и её "Оскар" за "Чтеца" казался многим давно заслуженной наградой. Но стоит только вглядеться в суть фильма, как восторг быстро сменяется недоумением.
Сюжет завязан на отношениях взрослой женщины и 15-летнего подростка - уже проблемный старт. Но всё становится ещё мрачнее, когда выясняется, что героиня Уинслет в прошлом - надзирательница концлагеря, причастная к убийству сотен еврейских женщин. И всё это подано через романтизированную призму воспоминаний, с нотками сочувствия к её трагической судьбе. Ведь, видите ли, она не умела читать.
"Чтец" умудряется преподнести нацистскую преступницу как жертву обстоятельств. Как будто массовые убийства можно объяснить неграмотностью и душевными муками. И всё это под элегантным слоем "качественного фестивального кино".
Получился ли сильный фильм? Возможно. Но стала ли это роль "оскароносной"? Вопрос спорный. Как минимум, из-за крайне сомнительного морального подтекста самой истории.
Невидимая сторона
Награда: Лучшая женская роль
Год: 2009
Режиссёр: Джон Ли Хэнкок
Рейтинг IMDb: 7.6
Оригинальное название: The Blind Side
Сандра Буллок получила "Оскар" за роль заботливой южной дамы, приютившей чернокожего подростка из бедной семьи и фактически сделавшей из него звезду американского футбола. На момент выхода фильм получил хорошие отзывы от зрителей, хотя критики были сдержаннее. Тогда "Невидимая сторона" казалась трогательной историей о доброте, семье и втором шансе. Но сегодня она читается совсем иначе.
Фильм - учебник по белому спасительству. Он романтизирует ситуацию, в которой богатая белая женщина якобы "спасает" бедного чернокожего мальчика, подчёркивая при этом, что он сам будто бы не имел шансов без её вмешательства. Это снижает ценность самого Майкла Оэра, человека, чья реальная история легла в основу сценария.
Именно Оэр в 2023 году заявил, что семья, которая, по версии фильма, его приютила, на самом деле заключила с ним опекунский договор и нажилась на его футбольной карьере. Его слова перечёркивают то "чудесное спасение", которое показано в фильме, и выставляют всё происходящее в куда более неоднозначном свете.
Да, Сандра Буллок сыграла эмоционально, и её "Оскар" был признанием за актёрское мастерство. Но сама картина сегодня кажется наивной, неловкой и даже неуместной. Особенно в контексте того, как она использует расовые и социальные стереотипы в угоду слезовыжимательному сюжету.
Крамер против Крамера
Награда: Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль второго плана, Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий
Год: 1979
Режиссёр: Роберт Бентон
Рейтинг IMDb: 7.8
Оригинальное название: Kramer Vs. Kramer
На первый взгляд, "Крамер против Крамера" - трогательная история отцовской любви и борьбы за право быть рядом с ребёнком. Фильм получил пять премий "Оскар", включая "Лучший фильм" и "Лучшую мужскую роль" для Дастина Хоффмана. Но, пересматривая его сегодня, сложно не заметить, насколько однобокой и даже откровенно сексистской получилась эта драма.
Мэрил Стрип сыграла Джоанну Крамер: женщину, решившую оставить мужа и ребёнка, чтобы разобраться в себе. Однако в фильме её практически превращают в злодейку, а настоящую глубину её поступка мы так и не узнаем: лента целиком сосредоточена на переживаниях мужа. Камера следует за героем Хоффмана, заставляя зрителя сочувствовать только ему, в то время как позиция Джоанны почти игнорируется.
Вопреки названию, обещающему равное противостояние, фильм лишь формально касается стороны матери, тем самым лишая себя глубины и эмоционального веса.
Да, это отражение своего времени. Но даже для 1979 года "Крамер против Крамера" казался устаревшим, особенно в эпоху, когда разговоры о равноправии полов набирали обороты, кино продолжало романтизировать мужскую перспективу и демонизировать женщин, осмелившихся выйти за рамки материнской роли.
Правила виноделов
Награда: Лучшая мужская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий
Год: 1999
Режиссёр: Лассе Халльстрём
Рейтинг IMDb: 7.4
Оригинальное название: The Cider House Rules
Фильм, взявший "Оскар" за "Лучший адаптированный сценарий", служит отличным примером того, как не стоит обращаться с тяжёлыми темами. "Правила виноделов" пытается рассказать одновременно о многом: сиротстве, абортах, любви, взрослении, но в итоге распадается на отдельные, слабо связанные эпизоды.
Особое недоумение вызывает то, как в фильме показаны такие серьёзные темы, как инцест и сексуальное насилие. Вместо глубокого анализа - приглушённая мелодраматическая подача, которая на фоне "сахарного" настроения фильма выглядит, мягко говоря, неуместно. Словно тяжёлые темы лишь декорация, а не основа для серьёзного разговора.
"Правила виноделов" словно старается быть значимым, но выходит поверхностным. Сентиментальность побеждает искренность, а дидактика - драму. Фильм, который должен был затронуть душу, в итоге оставляет лишь ощущение неудобства и затянутости.
Покидая Лас-Вегас
Награда: Лучшая мужская роль
Год: 1995
Режиссёр: Майк Фиггис
Рейтинг IMDb: 7.4
Оригинальное название: Leaving Las Vegas
Николас Кейдж получил "Оскар" за лучшую мужскую роль, и спорить с этим выбором сложно. Его игра действительно сильная. Но вот сам фильм вызывает всё больше вопросов с годами. "Покидая Лас-Вегас" - это не просто мрачная история любви, это откровенно тяжёлое кино, которое, к сожалению, выглядит как эксплуатация темы алкоголизма и психических расстройств.
Картина основана на автобиографичном романе Джона О'Брайена: писателя, который покончил с собой незадолго до начала съёмок. Его отец позже назвал книгу "предсмертной запиской" сына, что придаёт фильму тревожный, даже циничный оттенок. Зная это, многие считают, что сам факт адаптации этой истории в кино выглядит крайне неэтичным.
Несмотря на номинации и похвалы, с годами становится всё яснее: "Покидая Лас-Вегас" - фильм, который, возможно, не столько рассказывает историю, сколько романтизирует страдание. И это то, что уже не работает в современном контексте.
Железная леди
Награда: Лучшая женская роль, Лучший грим
Год: 2011
Режиссёр: Филлида Ллойд
Рейтинг IMDb: 6.4
Оригинальное название: The Iron Lady
Даже самые ярые критики фильма признают: Мерил Стрип была великолепна. Её перевоплощение в Маргарет Тэтчер - это мастер-класс актёрского искусства, и "Оскар" за лучшую женскую роль абсолютно заслужен. Однако сама "Железная леди" - это вовсе не выдающееся кино, а скорее пример того, как великое исполнение может оказаться пленником посредственного сценария.
Сюжет фильма рассыпается на части, страдает от неустойчивой структуры, рваных переходов и отсутствия чёткой драматургической линии. Вместо глубокого биографического портрета первой женщины - премьер-министра Великобритании, мы получаем фрагментарное повествование, полное недосказанности и хаоса.
"Железная леди" - это пример того, как выдающееся актёрское достижение не всегда способно спасти кино, если само повествование не выдерживает заявленной исторической и эмоциональной нагрузки.
__________________
Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.
__________________
Другие статьи на схожие темы: