Найти в Дзене
35 mm

10 лучших фильмов без "Оскара"

Оглавление

На ежегодной премии "Оскар" члены Киноакадемии выдвигают и награждают полнометражные фильмы в десятках категорий.

Если не углубляться в очевидные проблемы процедуры, то престиж "Оскара" создаёт иллюзию объективности. Кажется, будто лауреаты - это безоговорочно лучшие фильмы года. Но на самом деле это лишь результат голосования небольшой и, по понятным причинам, предвзятой группы голливудских профессионалов. Ведь и номинанты, и те, кто за них голосует являются частью одной и той же элитной тусовки.

Короче говоря: "Оскар" - это, безусловно, увлекательное шоу. Но рассчитывать на то, что оно отметит абсолютно все достойные фильмы, точно не стоит. Именно поэтому здесь попробовал собрать список из 10 лучших фильмов, которые не получили ни одного "Оскара".

Заводной апельсин

Год: 1971
Режиссёр:
Стэнли Кубрик
Рейтинг IMDb:
8.2
Оригинальное название:
A Clockwork Orange

Поставленный легендарным режиссёром Стэнли Кубриком, "Заводной апельсин" - один из самых тревожных и провокационных фильмов XX века. История психопата Алекса (в исполнении Малкольма Макдауэлла), которого пытаются "перевоспитать" при помощи экспериментальных психологических процедур, до сих пор вызывает ожесточённые споры: от восторга до резкого неприятия.

Фильм был номинирован в четырёх категориях на 44-й церемонии вручения премии "Оскар" в 1972 году. В тот год триумфаторами стали другие ленты: "Скрипач на крыше", "Последний киносеанс" и, в особенности, "Французский связной" Уильяма Фридкина. Именно последняя картина "переехала" "Заводной апельсин" почти по всем фронтам, отобрав у него шансы на победу в номинациях за лучший фильм, режиссуру, адаптированный сценарий и монтаж.

Что особенно обидно, актёр Малкольм Макдауэлл, исполнивший, возможно, главную роль в своей карьере, даже не попал в список номинантов. А ведь его работа в роли Алекса одна из самых сильных и запоминающихся в истории кино. И даже если бы он всё-таки оказался в списке, скорее всего, статуэтка всё равно досталась бы Джину Хэкмену за образ детектива Джимми Дойла во всё том же "Французском связном".

"Заводной апельсин" так и не получил ни одного "Оскара". Но это только подчёркивает: действительно великое кино не нуждается в золотых статуэтках, чтобы войти в историю.

Таксист

Год: 1976
Режиссёр:
Мартин Скорсезе
Рейтинг IMDb:
8.2
Оригинальное название:
Taxi Driver

К 1977 году стало ясно: Академия всё ещё с подозрением относится к фильмам с мрачными, психически неуравновешенными героями. За год до 49-й церемонии "Оскара" Мартин Скорсезе снял "Таксиста" - неонуарную трагедию о ветеране Вьетнама Трэвисе Бикле (Роберт Де Ниро), который медленно погружается в безумие на фоне отчуждения, одиночества и уродства современной Америки.

Фильм получил всего четыре номинации: столько же, сколько итальянская комедия "Семь красоток" и ремейк "Звезда родилась" 1976 года. В то время фаворитами премии были "Рокки" (10 номинаций) и "Телесеть".

Роберт Де Ниро и его 12-летняя партнёрша Джоди Фостер, сыгравшая подростка-проститутку Айрис, были номинированы на "Оскар" за лучшие мужскую роль и женскую роль второго плана соответственно. Но оба уступили актёрам из "Телесети": Питеру Финчу и Беатрис Стрейт.

"Таксист" также проиграл в номинации "Лучший фильм", где победу одержал "Рокки", а композитор Бернард Херрман не получил награду за лучший оригинальный саундтрек. Она досталась "Омену".

Особенно обидным остался тот факт, что Мартина Скорсезе вообще не включили в шорт-лист на звание "Лучшего режиссёра". Победил тогда Джон Г. Эвилдсен за всё тот же "Рокки".

"Таксист" давно стал культовой лентой, влияющей на режиссёров по всему миру. Но в год своего триумфа на Каннском фестивале он оказался проигнорирован Американской киноакадемией и это очередное доказательство того, что великие фильмы не всегда получают заслуженное признание вовремя.

Человек-слон

Год: 1980
Режиссёр:
Дэвид Линч
Рейтинг IMDb:
8.2
Оригинальное название:
The Elephant Man

Роберт Де Ниро в то время уже был любимцем Киноакадемии, особенно после "Крёстного отца 2", и его вторая статуэтка была вопросом времени. Она досталась ему за роль в "Бешеном быке". И как раз другой великий фильм - "Человек-слон" Дэвида Линча, остался без награды.

Пожалуй, одна из самых человечных и трогательных работ Линча, "Человек-слон" рассказывает душераздирающую историю Джозефа Меррика - уродливого снаружи, но невероятно доброго внутри человека, который страдал от крайней формы деформации. Лента поразительно точно передаёт одиночество, отверженность и поиск достоинства. Это было сделано именно в том стиле, который позже стал визитной карточкой Линча.

На 53-й церемонии "Оскар" в 1981 году фильм считался одним из главных претендентов, получив восемь номинаций - столько же, сколько "Бешеный бык" Мартина Скорсезе, где Де Ниро сыграл боксера Джейка ЛаМотту. Но в итоге именно Де Ниро унес домой статуэтку за лучшую мужскую роль, оставив Джона Хёрта ("Человек-слон") ни с чем. Также фильм уступил "Бешеному быку" в номинации "Лучший монтаж".

Главным победителем той ночи стала семейная драма Роберта Редфорда "Обыкновенные люди", которая забрала "Оскары" за лучший фильм, лучший режиссёр, и лучший адаптированный сценарий, обойдя сценаристов "Человека-слона" - Кристофера Де Вора, Эрика Бергена и самого Дэвида Линча.

Несмотря на всё это, "Человек-слон" остался в истории как эмоционально мощная драма, стоящая особняком среди остальных работ Линча. Это кино до сих пор трогает зрителей по всему миру и, возможно, именно благодаря своей искренности и уязвимости.

Нечто

Год: 1982
Режиссёр:
Джон Карпентер
Рейтинг IMDb:
8.2
Оригинальное название:
The Thing

Мало какие фильмы в жанрах хоррора и научной фантастики оказали такое влияние на поп-культуру, как "Нечто" Джона Карпентера. Вышедшая в 1982 году лента рассказывает о вертолетчике (его играет Курт Рассел), который вместе с другими исследователями оказывается отрезанным от мира на арктической станции. Их начинает преследовать инопланетная сущность, способная принимать любую форму. Паранойя, изоляция, недоверие - фильм умело играет на самых базовых человеческих страхах.

Сегодня "Нечто" считается эталоном в жанре, но в год выхода оно стало кассовым провалом. Одна из причин: прямая конкуренция с гораздо более "дружелюбным" пришельцем из "Инопланетянина" Стивена Спилберга. Образ милого пришельца, желающего вернуться домой, оказался куда ближе публике, чем жуткий, плотоядный паразит Карпентера. В результате фильм провалился в прокате и остался почти незамеченным.

На 55-ой церемонии премии "Оскар", которая состоялась в 1983 году, "Нечто" не получило ни одной номинации. Картина не была даже в технических категориях, где фильм особенно блистал: грим, спецэффекты, звук. При этом "Инопланетянин" был номинирован на девять "Оскаров", включая лучший фильм.

Фильм был замечен только премией Saturn Awards (всего две номинации), а также немецкой премией Jupiter. Иронично, но "Нечто" даже получило антинаграду "Золотая малина" за лучший саундтрек от... Эннио Морриконе. Сегодня эту номинацию можно воспринимать как откровенное недоразумение: музыка Морриконе идеально подчёркивает атмосферу ужаса и безысходности.

Со временем "Нечто" обрело культовый статус. Его спецэффекты до сих пор вызывают восхищение, а паранойя внутри замкнутого пространства служит вдохновением для десятков последующих фильмов и игр.

Сегодня можно сказать, что в 1983 году Академия проигнорировала один из самых новаторских фильмов десятилетия. Возможно, он просто появился слишком рано. Публика и критики оказались не готовы к такой мрачной и бескомпромиссной картине.

Несколько хороших парней

Год: 1992
Режиссёр:
Роб Райнер
Рейтинг IMDb:
7.7
Оригинальное название:
A Few Good Men

Когда молодой Аарон Соркин начал писать пьесу "Несколько хороших парней" на коктейльных салфетках во время смены в баре, он вряд ли представлял, что она станет основой для одного из лучших юридических триллеров в истории кино. Экранизация 1992 года с Томом Крузом и Джеком Николсоном в главных ролях превратилась в настоящий культурный феномен. Диалоги, персонажи и напряжение в зале суда: всё работало на пределе возможного.

Фильм рассказывает о судебном процессе над двумя морпехами, обвинёнными в убийстве сослуживца. Однако за фасадом: вопросы долга, власти и морали, особенно в столкновении молодого военного юриста (Круз) и бескомпромиссного полковника (Николсон). Последний произносит одну из самых культовых реплик в истории кино: "You can't handle the truth!" (Ты не можешь справиться с правдой!).

Но, несмотря на успех у критиков и зрителей, "Несколько хороших парней" не вызвал большого энтузиазма у Американской киноакадемии. На 65-й церемонии "Оскара", прошедшей в 1993 году, фильм был номинирован в четырёх категориях, включая: лучший фильм, лучшую мужскую роль второго плана (Николсон), лучший монтаж и лучший звук. Но не получил ни одной статуэтки.

Главным триумфатором вечера стал "Непрощённый" Клинта Иствуда - мощный вестерн о мести и старении. Он забрал четыре "Оскара", включая лучший фильм, лучшую мужскую роль второго плана (Генри Хэкман - как раз в номинации, где был Николсон), а также награды за режиссуру и монтаж.

Примечательно, что Соркин, Круз и режиссёр Роб Райнер не были номинированы вовсе, несмотря на то, что фильм стал отправной точкой для карьеры Соркина в Голливуде и открыл новую драматическую сторону актёрского таланта Круза. Фильм также проиграл в категории "Лучший звук" ленте "Последний из могикан" Майкла Манна.

Сегодня "Несколько хороших парней" считается одной из вершин жанра судебной драмы и важной вехой в карьерах всех участников проекта. А отсутствие наград воспринимается как очередной пример того, как "Оскар" способен обойти стороной по-настоящему стоящие фильмы.

День сурка

Год: 1993
Режиссёр:
Харольд Рэмис
Рейтинг IMDb:
8.0
Оригинальное название:
Groundhog Day

Нельзя отрицать, что "День сурка" - одна из величайших комедий всех времён и триумф творческого союза Билла Мюррея и режиссёра Гарольда Рамиса. Правда, сам фильм положил конец их многолетней дружбе. Помирились они лишь незадолго до смерти Рамиса в 2014 году.

История о зацикленном дне и внутреннем преображении циничного телеметеоролога Фила Коннорса была выстроена до мелочей. Билл Мюррей страдал на съёмках, повторяя одни и те же сцены снова и снова. Именно благодаря этому сцены выглядят живыми, свежими и по-настоящему смешными. Комедия здесь это не лёгкая форма, а инструмент, через который фильм говорит о повторении, раскаянии, любви и смысле жизни.

Однако, Академия проигнорировала фильм полностью. На 66-й церемонии "Оскара" в 1994 году у "Дня сурка" не было ни одной номинации. Да, в тот год вышел "Список Шиндлера" и забрал семь статуэток из двенадцати номинаций, включая лучший фильм. Но это не оправдание для того, чтобы пройти мимо гениального сценария и выдающейся актёрской работы Мюррея.

Его образ Фила - это не просто комедийный номер, а драматическое и психологическое путешествие, не менее значимое, чем роль Тома Хэнкса в "Филадельфии", за которую он получил "Оскар". Более того, сценарий Дэнни Рубина и Гарольда Рамиса считается одним из самых оригинальных и влиятельных в истории кино. Он вдохновил десятки, если не сотни, фильмов и сериалов: от "Грани будущего" до "Рика и Морти".

Пожалуй, "День сурка" - один из самых наглядных примеров того, как Академия систематически недооценивает комедии, воспринимая их как "неполноправное искусство" на фоне драм. И это вредит не фильмам, а самому престижу награды, которая призвана отмечать лучшие произведения кино вне зависимости от жанра.

Побег из Шоушенка

Год: 1994
Режиссёр:
Фрэнк Дарабонт
Рейтинг IMDb:
9.3
Оригинальное название:
The Shawshank Redemption

Когда "Побег из Шоушенка" только вышел в прокат, он с треском провалился в кассе. История о надежде, искуплении и силе человеческого духа не заинтересовала широкую аудиторию, и лишь спустя годы фильм стал тем, чем он является сегодня: одним из самых любимых и уважаемых фильмов в истории кино, а также лучшей экранизацией Стивена Кинга по мнению миллионов зрителей.

При этом нельзя сказать, что Киноакадемия не заметила его вовсе. На 67-й церемонии "Оскара" в 1995 годуфильм получил семь номинаций, включая лучший фильм, лучшую мужскую роль (Морган Фриман),лучший адаптированный сценарий, лучшую операторскую работу и лучшую оригинальную музыку.

Но весь тот год был переполнен сильными релизами. В том же 1994 году вышли "Форрест Гамп", "Криминальное чтиво", "Король Лев" и "Скорость". Каждый из них занял свою нишу в сердцах зрителей и жюри. В результате "Побег из Шоушенка" проиграл в ключевых категориях. А вот "Форрест Гамп" победил в номинациях за лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучшую мужскую роль (Том Хэнкс опередил Фримана) и лучший монтаж. Музыку Ханса Циммера из "Короля Льва" признали лучшей оригинальной партитурой, звук ушёл "Скорости", а операторскую работу отдали "Легендам осени".

Отдельно стоит упомянуть, что Фрэнк Дарабонт, снявший и написавший сценарий, не получил даже номинации за лучшую режиссуру. Это решение до сих пор вызывает недоумение.

Впрочем, настоящий триумф "Побега из Шоушенка" случился не на сцене "Оскара", а в сердцах зрителей. Годы спустя он регулярно занимает первое место в рейтинге IMDb, становится предметом киноведческих разборов и вдохновляет поколение за поколением.

Шестое чувство

Год: 1999
Режиссёр:
М. Найт Шьямалан
Рейтинг IMDb:
8.2
Оригинальное название:
The Sixth Sense

М. Найт Шьямалан нечасто упоминается среди режиссёров, обделённых признанием Академии, но его "Шестое чувство" стало исключением. Один из самых сильных хорроров 90-х, фильм получил шесть номинаций на "Оскар", включая лучший фильм, режиссуру и оригинальный сценарий, но не победил ни в одной.

Триумф вечера предсказуемо достался "Красоте по-американски" Сэма Мендеса. 11-летний Хэйли Джоэл Осмент, удивительно зрелый в роли мальчика, "видящего мёртвых", проиграл Майклу Кейну ("Правила виноделов"), а Тони Коллетт уступила Анджелине Джоли за "Прерванную жизнь". В номинации за монтаж лента уступила "Матрице".

Возможно, "Шестое чувство" - это пример того, как хорроры, даже технически и драматически совершенные, редко находят признание у Академии, особенно если они появляются в год громких драм.

Реквием по мечте

Год: 2000
Режиссёр:
Даррен Аронофски
Рейтинг IMDb:
8.3
Оригинальное название:
Requiem for a Dream

Фильм Даррена Аронофски "Реквием по мечте" оказался настолько тяжёлым, что сам режиссёр с трудом находил актёров. Лента стала эмоциональным шоком для зрителей и, как оказалось, слишком мрачной для киноакадемии.

Джаред Лето за роль падшего наркомана не получил ни одной номинации, а в борьбе за "Лучшего актёра" всё равно бы уступил Расселу Кроу ("Гладиатор"). Единственное признание досталось Эллен Бёрстин - номинация за "Лучшую женскую роль", но и она проиграла Джулии Робертс за "Эрин Брокович".

"Реквием по мечте" остался почти без наград, но приобрёл культовый статус. Его визуальный стиль, тревожный саундтрек и безжалостный реализм до сих пор вызывают сильнейшее впечатление. Это фильм, к которому трудно вернуться, но невозможно забыть.

Район №9

Год: 2009
Режиссёр:
Нил Бломкамп
Рейтинг IMDb:
7.9
Оригинальное название:
District 9

Фантастический боевик Нила Бломкампа "Район №9" стал редким гостем на "Оскаре", получив четыре номинации в 2010 году, включая "Лучший фильм". Для псевдодокументалки про инопланетян это почти невероятный успех.

Тем не менее, в год "Аватара" и "Повелителя бури" у картины не было реальных шансов на победу. Эффекты уступили "Аватару", монтаж и главный приз достались фильму Кэтрин Бигелоу, а "Лучший адаптированный сценарий" - драме "Сокровище".

Несмотря на это, "Район №9" остался одной из самых ярких и смелых sci-fi работ 2010-х, поднимая вопросы расизма, ксенофобии и гуманизма через инопланетную метафору. Это кино, которое обходит клише и заставляет думать.

__________________

Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.

__________________

Подборки с лучшими фильмами разных годов: