Закрытие "Москвича" - вопрос времени: Скрыть крах проекта больше не получается.
За громкими заявлениями о возрождении легенды скрывается неприглядная реальность: «Москвич» стремительно теряет позиции и, похоже, движется к неминуемому краху.
Разгромное интервью Алексея Подщеколдина, главы РОАД, стало тревожным звоночком, прозвучавшим в унисон с общим ощущением обреченности этого проекта. А последние новости о возможной смене китайского партнера только подтверждают самые пессимистичные прогнозы.
Убытки, логистика и фиктивный спрос: «Москвич» — провал во всех отношениях
Подщеколдин озвучивает то, о чём уже давно говорят в кулуарах: «у них критические убытки и слабые перспективы». И это не просто слова.
Экономика производства «Москвича» — это абсурдная схема, в которой логистика превращается в фарс. Возить машинокомплекты из Китая через всю страну в Москву, а потом готовые автомобили обратно в регионы — неэффективно, дорого и попросту не имеет экономического смысла. Это напоминает анекдот про левую руку, которая не знает, что делает правая.
Цифры говорят сами за себя: если для рентабельности нужно продавать 40 000 автомобилей в год, а за первое полугодие было реализовано чуть больше 7000, то становится очевидно, что «Москвич» тонет. И даже кратковременный взлёт в топ-10 новых автомобилей в конце прошлого года не стоит переоценивать. Повышенный спрос на «Москвич 3» объясняется исключительно скидками, а не реальной заинтересованностью потребителей в продукте. Это искусственное поддержание жизни умирающего пациента.
Почему «Москвич» оказался неконкурентоспособным?
Причин провала несколько:
Неконкурентная цена.
«Москвич 3» — это, по сути, перелицованный JAC JS4. Но из-за логистических издержек, накруток и, вероятно, желания заработать «сверху» цена на «Москвич» получается выше, чем на аналогичные китайские автомобили, импортируемые напрямую. Зачем покупать «отечественный» аналог дороже, если можно взять оригинал дешевле?
Качество сборки.
Несмотря на бодрые заявления о контроле качества, нарекания на сборку «Москвичей» возникают регулярно. Владельцы жалуются на неровные зазоры, проблемы с электрикой и другие неприятные мелочи.
Отсутствие доверия к бренду.
Легендарное название «Москвич» вроде бы обязывает доверять. Но современный «Москвич» не имеет ничего общего с легендарными моделями прошлого. Это просто китайский автомобиль с российской шильдой. И потребители чувствуют подвох.
Сомнения в долгосрочной перспективе. Покупая автомобиль, люди думают о будущем: о запчастях, сервисе, перепродаже. Учитывая нестабильную ситуацию вокруг «Москвича», многие справедливо опасаются, что проект может закрыться, и они останутся один на один со своими проблемами.
SAIC вместо JAC: смена партнёра — это ещё не спасение, а, возможно, новый виток абсурда
Новость о возможном сотрудничестве с SAIC вместо JAC вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. С одной стороны, SAIC — крупный концерн с опытом производства автомобилей для Volkswagen и Skoda. С другой стороны, насколько это партнёрство будет выгодным для «Москвича»?
Напрашивается логичный вопрос: почему JAC отказывается предоставлять конструкторскую документацию? Может быть, они просто понимают, что проект «Москвич» обречён, и не хотят тратить время и ресурсы на бесперспективное сотрудничество?
Вполне вероятно, что смена партнёра — это не попытка спасти проект, а способ переложить ответственность за провал на другого. «Мол, JAC оказался некомпетентным, а вот SAIC — совсем другое дело, с ними-то у нас всё получится!» Но вряд ли это убедит потребителей.
Деньги в карман, «Москвич» на свалку истории?
Самая неприятная мысль, которая приходит в голову при анализе ситуации с «Москвичом», заключается в том, что цель проекта никогда не заключалась в создании конкурентоспособного отечественного автомобиля. Вполне возможно, что это просто схема для освоения бюджетных средств и перераспределения денег в «нужные» карманы.
В таком случае смена партнёра и повышение цен — это не ошибка, а часть плана. Сначала «осваиваем» деньги на сборке JAC, потом переходим на SAIC, ещё немного повышаем цены и в итоге тихо закрываем проект, списав убытки на «объективные обстоятельства». А деньги, как говорится, уже в надёжном месте.
Что ждет “Москвич”?
К сожалению, будущее «Москвича» выглядит туманным. Скрывать критические убытки и проблемы становится всё сложнее. Смена партнёра может ненадолго отсрочить неизбежное, но вряд ли спасёт проект.
К сожалению, рентабельность подобных проектов "никакущая", выпускать доступные и конкурентоспособные тем же китайским аналогам автомобили у нас никак не получится, объемы выпуска и продаж не те, а наши предприятия не могут, не тянут.
Наиболее вероятный сценарий — постепенное сворачивание производства и превращение «Москвича» в ещё один забытый бренд в истории российского автопрома. Грустно, но, похоже, закономерно. Вместо возрождения легенды мы получили дорогостоящий и неэффективный проект, ставший символом растраченных возможностей и упущенных шансов.
Остается только надеяться, что уроки этой истории будут усвоены и в будущем подобные ошибки не повторятся.
Видится ли вам светлое будущее "Москвича" или это проект "на время", до тех пор, пока завод не займут какие-нибудь иностранные бренды, способные работать без критических убытков - что думаете, пишите в комментариях.
Спасибо за внимание.