Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом Шевалдышевых. Еще один не освещенный москвоведами шедевр архитектуры

Не припомню ни одного раза, чтобы я ехал по Лубянскому проезду или гулял вдоль Ильинского сквера и не обратил в очередной, бесчисленный раз внимание на этот дом. Если на него смотреть вживую, то это единое здание, разделенное на две части центральным порталом с лоджиями и округлым аттиком с полуциркулярным окошком. Но если заглянуть в Яндекс-карты, то окажется, что адреса у него два: Лубянский проезд, 23, строение 1 и дом 21, строение 2. При этом второй адрес – единственное строение двадцать первого дома, не входящее в комплекс бывшей усадьбы Вельяминовых – Тургенева, в отличие от строений 1, 3, 4 и 5. Но самое удивительное, что о таком замечательном доме, истории которого довольно скоро исполнится целых двести лет, я не нашел ни одной статьи, ни одного упоминания на сайтах, посвященных москвоведению. И это... Кстати, если я не прав и просто не нашел что-то о нем, буду очень признателен, если меня просветят и направят мои дорогие читатели. Его построили в 1830 году для московского купц
Оглавление

Не припомню ни одного раза, чтобы я ехал по Лубянскому проезду или гулял вдоль Ильинского сквера и не обратил в очередной, бесчисленный раз внимание на этот дом.

Если на него смотреть вживую, то это единое здание, разделенное на две части центральным порталом с лоджиями и округлым аттиком с полуциркулярным окошком. Но если заглянуть в Яндекс-карты, то окажется, что адреса у него два: Лубянский проезд, 23, строение 1 и дом 21, строение 2.

При этом второй адрес – единственное строение двадцать первого дома, не входящее в комплекс бывшей усадьбы Вельяминовых – Тургенева, в отличие от строений 1, 3, 4 и 5.

Но самое удивительное, что о таком замечательном доме, истории которого довольно скоро исполнится целых двести лет, я не нашел ни одной статьи, ни одного упоминания на сайтах, посвященных москвоведению. И это...

...Явное и обидное упущение я постараюсь исправить

Кстати, если я не прав и просто не нашел что-то о нем, буду очень признателен, если меня просветят и направят мои дорогие читатели.

Его построили в 1830 году для московского купца Николая Николаевича Егорова. Был, правда, дом тогда всего лишь двухэтажный и совсем не такой, каким мы можем любоваться сегодня. До 1860-х он принадлежал сыну Егорова Михаилу Николаевичу, который в 1846 году затеял первую его перестройку. Кстати, именно эта дата называется как год постройки там, где дом хоть как-то упоминается.

-2

В 1875 году его перестроили еще раз по проекту архитектора Александра Петровича Панова.

А в 1880-е дом приобрела купчиха, потомственная почетная гражданка Августа Николаевна Шевалдышева...

...Превратив его в доходный

Видимо, владение приносило неплохую прибыль, поскольку в 1902 году она заказала новую реконструкцию, которую на сей раз выполнил Николай Иванович Якунин, мастер неоклассицизма и модерна, автор Женского дома трудолюбия в Большом Харитоньевском переулке.

К слову, если сравнить две эти постройки, то можно найти в них много общего. Так что вполне вероятно, именно тогда дом и начал приобретать сегодняшний облик. По меньшей мере – первые три этажа его правой части.

(9 фото)

Потому как два верхних этажа и вся левая половина (которая как раз и обозначена на карте как дом №21, стр.2) явно отличаются от этих трех этажей, но в то же время крайне похожи друг на друга.

-4

Дело в том, что в 1934 году имела место быть и четвертая реконструкция дома с окнами на Ильинский сквер. И ее автор – русский, а теперь уже советский архитектор, которого я упоминал буквально на днях, Павел Александрович Заруцкий. На тот момент талантливому зодчему было уже шестьдесят шесть лет.

Впрочем, на минутку стоит снова вернуться к домовладельцам Шевалдышевым. Одним из наследников Августы Николаевны был Алексей Алексеевич Шевалдышев, известный в ту пору врач, акушер-гинеколог, державший в этом доме частную клинику, которая, хоть и ненадолго, но пережила все три революции, просуществовав до 1920-х годов.

(5 фото)

Затем он перешел на работу в родильный дом имени Клары Цеткин, что открылся в бывшей Морозовской богадельне в Шелапутинском переулке.

А в тридцатые годы двадцатого века в доме этом...

...«Поселился замечательный сосед»

Это был саксофонист, изготовитель знаменитых, лучших во всем Советском Союзе мундштуков для саксофонов Леонид Илларионович Петерсон. Человек с непростой судьбой: пять лет просидел в тюрьме как член семьи врага народа (его отец, революционер-большевик был репрессирован в 1935-м и позднее расстрелян). Но когда началась война, сам попросился на фронт. И был реабилитирован по окончании Великой Отечественной.

Его сын Юрий Леонидович пошел по стопам отца, стал музыкантом, певцом и композитором. Его вспомнит каждый, кто рос когда-то на вокально-инструментальных ансамблях «Веселые ребята», «Самоцветы» и «Пламя». Шлягер 1980-х «Снег кружится» все слышали именно в его исполнении.

Впрочем, бывший доходный дом на Лубянском проезде – и сам словно песня для души… Песня, застывшая в камне.

-6
Доходный дом Шевалдышевых, достопримечательность, Лубянский пр., 23, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!