У меня есть глубокое убеждение, что каждый сам должен пройти свой жизненный путь самостоятельно. Поддержать кого-то можно и нужно. Кто-то из великих сказал: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Золотые слова. На Ютубе, на Дзене, в Контакте куча материала от «папуас-экспертов», которые даже близко своими кривыми ручками не притрагивались к материалу, о котором пишут. Статья ради статьи. Главное, чтобы прочитали, плохой комментарий — это тоже хорошо, с точки зрения продвижения статьи. Я хочу защитить не людей, а два автомобиля, на колеса которых легло столько, сколько другим и в фильме ужасов не присниться.
ГАЗ-66
Про его прозвища, основанные от его номера, я ничего говорить не буду. Шишка, шишига или просто «шестьдесят шестой» уже давно стали нарицательными. Но есть еще группа товарищей, которая в своих статьях обзывает его уродцем, отвратительным в эксплуатации, с ужасной компоновкой, эргономикой, итд. Давайте заглянем в историю и поглядим, для чего создавалась эта машина. Самый главный пункт, заказчиком было МО СССР.
Прототип, который фактически не пошел в серию, но уже напоминал ГАЗ-66, имел техническое задание, со сложенной брезентовой кабиной, откинутым ветровым стеклом и сложенными дугами кузова, помещаться в военно-транспортном самолете АН-8.
Как это часто бывает, одно тянет за собой другое. С появлением АН-12 можно было сделать кабину и кунг из металла. Вот с этого момента можно говорить о дне рождения ГАЗ-66. Очень кратко о технических характеристиках. 8 цилиндровый мотор на 115 лошадок, мелколесные самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения, централизованная подкачка шин. Эталонное распределение массы по осям, на груженой «шишке», 50 на 50 процентов. Вообще машину готовили не только ездить, но и прыгать с парашютом.
Отсупление от темы
Был такой десантник, который в ВДВ причислен к «лику святых», это Василий Филиппович Маргелов. Фанат, своего рода войск, много чего изобрел, много чего ввел в свои войска. Для тех, кто, не знает, когда говорят Войска Дяди Васи, Маргелов это тот самый дядя Вася. В 1969 году появляется уникальная для своего времени машина БМД-1, которая имела две расшифровки: боевая машина десанта, а после Афганистана – братская могила десанта. В 1973 году было осуществлено первое десантирование экипажа внутри машины. Выброс техники из самолета, это не просто дать под жопу, со словами «лети голубок», как с парашютистом в первый прыжок. Техника выбрасывается на специальных платформах, они в свою очередь имеют определенную нагрузку, свои габариты, как, впрочем, и сам самолетик. Конечная скорость с высоты сброса 500 метров, около земли составляла 8-10 м\с. ,а если перевести в привычные единицы, то около 25-30 км.ч. Для тех, кто пропустил уроки физики в средней школе, я хочу напомнить, что у предмета есть масса и есть вес, который зависит от ускорения «в квадрате». Ускорение в момент приземления составляло 9g.
Возвращаемся к ГАЗ-66. Параллельно с железным верхом, был вариант для десантуры. Откидное ветровое стекло, брезентовый верх кабины и кунга, телескопическая рулевая колонка, спинки сидений по типу складного стула. Все это складывалось на уровне деревянных бортов. Колеса спускались до ободов. После появления платформ с реактивными двигателями мягкой посадки, на шасси монтировали заправщик, санитарный модуль и даже системы залпового огня.
Я не буду сейчас обсуждать, как его потом полюбили в войсках. О том, что он был рабочей лошадкой на каждой пограничной заставе. О том, что он ездит там, где из колесных едет только Урал. Я очень надеюсь, когда Вы увидите или услышите критику, этого «милого головастика», Вы вспомните для чего он был создан. Надеюсь теперь будет понятно, откуда на ГАЗ-66, такие дутые колеса, система подкачки, руль расположенный в горизонтальной плоскости, крепеж двигателя и коэффициент запаса прочности деталей на уровне танка.
P.S. Когда я первый раз сел за руль этой машины, не мог тронуться с места минут 10-15. Я просто не понимал, какое отношение имеет кочерга, которая находится чуть ли не за спиной к переключению передач, и где эти самые передачи.
УРАЛ-375
Недавно в подборке попалось видео, которое автор озаглавил «худшие грузовики советского союза». Там он много чего упомянул, в том числе и легендарный УРАЛ. Больше всего расстроило то, что под видео было несколько сотен лайков. Меня вообще всегда восхищают статьи людей, которые ни фига, не сомневаясь, могут написать статью: давайте разберемся, умеет ли Ритчи Блэкмор играть на гитаре? То бишь, есть Я, а Моцарт фигня.
Основным аргументом супротив Урала был пункт, а Вы знаете сколько он жрет? Скажу по секрету, как танковый инженер-механик, когда речь идет о военной технике, про это никто не спрашивает. Будучи практикантом, я подошел к водиле ракетовоза и спросил этот вопрос. Сначала увидел удивленный взгляд, а потом слово 200. А я юмора не понял, уточняю, на сотню? Нет, в час.
Историю создания Урала, мне рассказал директор танкового ВНИИ Трансмаш Старовойтов В.С. Об этом легендарном конструкторе и учителе, расскажу как-нибудь позже. Как известно из поговорки, генералы готовятся к прошлой войне. СВО, которая сейчас проходит, называется дроновой, а Великая Отечественная была танковой. После нее, была разработана стратегия, которая носила название «Поход до Ла-Манша». Смысл которой был очень прост, на танках прокатиться по Европе, туда и обратно. Но танк, это зверюга, которую надо кормить и лечить, причем во всех смыслах. Как снарядами, так и топливом. Значит должен быть «обоз», который это все везет. И мало того, что везет, он должен самостоятельно проехать там, где до него проехала танковая колонна. Кроме этого предполагалось, если дело будет совсем швах, то тяжелый танк, может тащить 2-3 Урала, прицепленные вагончиками по своей колее. Вот для этих целей и был изначально создан Урал-375. И с этой задачей он справлялся блестяще.
Еще вопрос от незнания, который всплывает, когда вспоминают про Урал. Это копия американского трехосного Студебеккера. Ответственно заявляю, ничего подобного. Копия американца была, и называлась она ЗИС-151. Верх был наш, но «похожий». А вот шасси автомобиля были просто копией. Чуть позже кое-что доработали и изменили передаточные числа. Но знаменитая, великая и ужасная 5 карданная схема «Студера» так и осталась. Копия получилась на одну тонну тяжелее оригинала)). На Урале средний мост проходной. К тому же ЗИС считался 2,5 тонным грузовиком, а этого после войны уже было слишком мало.
Любви к Уралу добавил, как это ни странно Афганистан. Тогда уже появились Камазы и как бы началась их конкуренция в армии. Но жизнь очень быстро все поставила по местам. При наезде на противотанковую 6,5 кг мину, в кабине Камаза живых не было. В Урале все могло обойтись контузией. Всю энергию взрыва и осколки принимал на себя движок и моторный отсек. И есть еще одна характеристика, по которой Камаз пока не догоняет. Это тяга «на крюке», то есть на фаркопе, если говорить языком легковушек.
УАЗ-буханка
Недавно стал свидетелем, как группа вроде бы взрослых мужиков, ржала, когда смотрела в салон старой буханки, над тем как там расположены педали. На какой они высоте от пола, и на каком расстоянии между собой. Не позорьтесь также. Если мне не изменяет память, то когда-то очень давно, в техническом задании был пункт, о том, чтобы солдатику было удобно работать педальками в валенках 44 или 45 размера, сейчас точно не вспомню. Не в кроссовочках адидас, и не в туфельках гуччи, а в валенках или кирзачах 45 размера. «Кто пил из этой чаши, тот знает, что почем. А кто не понимает, то я тут ни при чем. гр.Мифы).