Всем пламенный привет! Сегодня на повестке дня история одного голландца, который решил отправить своего сына не куда-нибудь, а в самую обычную российскую школу. И вот тут-то для нашего героя и началось самое интересное. Столкновение менталитетов, культурный шок и череда открытий. Одно другого удивительнее. А чтобы не пропустить самое сочное и поддержать выход новых разборов, обязательно подпишитесь, это лучший стимул двигаться дальше.
Первое сентября в России — это не просто начало учебного года, как мог бы подумать прагматичный европеец, привыкший к тому, что понедельник — это всего лишь понедельник, а начало учебы — рутинная процедура. Нет, у нас это целый ритуал, почти сакральное действо, именуемое Днем Знаний. Нарядные дети с букетами, которые больше их самих, взволнованные родители, торжественные речи директора, напутствие от местных авторитетов и даже, как в случае нашего голландца, присутствие батюшки.
Благословляющего первоклашек на ратные подвиги в стране невыученных уроков. Это кажется ему экзотикой, а для нас — дань уважения традициям, попытка придать началу долгого учебного пути особую значимость. И пока голландский папа удивлялся размаху праздника, который, кстати, из соображений безопасности перенесли в актовый зал, его сын уже знакомился с учительницей и, что важнее всего для семилетнего человека, получал бесплатное мороженое, маленький.
Но такой важный штрих заботы и внимания. А ведь в его родной Голландии, как он вспоминает, первый учебный день был серым и будничным, сразу с головой в гранит науки, без прелюдий и сантиментов. Может, именно в этом контрасте и кроется одна из особенностей русского подхода «мы любим начинать большое дело с душой», с ощущением праздника, чтобы задать правильный настрой на весь год. Но праздник праздником, а суровая проза жизни не заставила себя ждать.
Наш голландец, отдав сына в обычную государственную, подчёркиваю, школу, столкнулся с явлением, которое он деликатно назвал платными уроками. Оказалось, что большинство первых классов, 70%, если быть точным, предлагают углублённое изучение предметов за дополнительную плату. Хочешь гуманитарный уклон с каллиграфией и ранним английским, пожалуйста. Мечтаешь вырастить математического гения с робототехникой и проектированием, и такая опция имеется.
Даже программа 4 года за 3 для особо одарённых вундеркиндов, и та за родительский счёт. Для европейца, чьё детство прошло в системе, где все дополнительные занятия для способных детей были бесплатными, это стало откровением. Он даже с некоторой иронией отметил, что российская школа показалась ему более капиталистической, чем его альмаматёр в Голландии. Но так ли это на самом деле? Возможно, это не столько капитализм, сколько предоставление выбора.
Ведь бесплатные классы, куда берут всех подряд без учета уровня подготовки, эта основа — гарантированный минимум. А вот возможность дать ребенку нечто большее, развить его таланты в определенном направлении — это уже инвестиция, на которую сознательно идут родители, понимая, что в современном мире углубленные знания — это капитал. И если в Голландии всех стригут под одну гребенку до 12 лет, то у нас уже с первого класса можно выбрать траекторию, которая кажется наиболее перспективной.
Это ли не проявление гибкости системы, а не слепого следования догмам всеобщего бесплатного «дальше — больше»? Европейское сознание нашего героя подверглось новому испытанию, когда выяснилось, что помимо платных уроков существуют и другие, не менее удивительные для него траты. «Надо собрать пять тысяч рублей на уборщицу, которая уберет класс перед началом года», — сообщила ему супруга.
Изумлению голландца не было предела, как так, школа сама не убирает классы. Оказалось, школа моет полы, а вот окна, пыль на шкафах — это уже, так сказать, зона ответственности родительского коллектива. И это было только начало. Вскоре перед ним вырос целый список того, на что нужно либо скинуться деньгами, либо принести в натуральном виде — жидкое мыло, туалетная бумага, веник, да-да, обычный веник, настенные часы, бумажное полотенце, кулер для воды и даже расходники для принтера.
Для человека, привыкшего к тому, что в европейской школе все эти мелочи подразумеваются как само собой разумеющиеся, это выглядело дико. Но если посмотреть на это с другой стороны, возможно это та самая русская смекалка и знаменитая родительская солидарность, когда люди, не дожидаясь милости от вышестоящих инстанций, сами создают для своих детей максимально комфортные условия. Ведь учебники, как с удовлетворением отметил голландец, сын получил от школы, и книги оказались интересными.
Так что база предоставляется, а вот создание уюта и обеспечение всякими полезными мелочами — это уже добровольное, хоть и настойчиво рекомендуемое участие родителей. Может, в этом и есть некая сермяжная правда — совместная забота о школьном быте сближает и учит ценить тот, что создано общими усилиями. Еще одним пунктом, вызвавшим удивление у нашего европейского гостя, стала закрытость российских школ.
Охрана на входе, строгий пропускной режим и даже 1 сентября родителей пускали внутрь исключительно по паспортам. Для него, выросшего в Голландии, где школы и университеты, по его словам, традиционно открыты для всех желающих, это показалось излишней предосторожностью. Однако он сам же и признаёт, что понимает, это связано с безопасностью детей, которая безусловно является наивысшим приоритетом. И в этом нельзя с ним не согласиться.
В нашем, увы, не самом спокойном мире, где угрозы могут подстерегать на каждом шагу такая закрытость, не прихоть, а суровая необходимость. Дети — наше будущее, и их безопасность должна быть обеспечена всеми возможными способами. Возможно, та европейская открытость, о которой он говорит, уже становится архаизмом или даже непозволительной роскошью в свете современных вызовов. Так что пусть лучше будет строгий охранник и паспортный контроль, чем постоянное чувство тревоги за своего ребенка.
И если для этого нужно пожертвовать некоторой долей свободы доступа, то такая цена окажется вполне оправданной. Ведь спокойствие родителей и безопасность детей стоит гораздо дороже любых формальных открытостей, а вот организация школьного питания в России нашего голландца приятно порадовала. В его родной Голландии, как он поведал, в школах обычно не кормят. Завтрак — дело домашнее, а на обед дети либо берут с собой бутерброды, либо идут домой, если есть такая возможность.
Сам он, будучи школьником, обедал дома, так как мама не работало. Узнав же, что в российской школе его сына не только накормят обедом, но еще и предложат завтрак, да к тому же и полдник, он был искренне впечатлен. И ведь действительно такая система заслуживает уважения. Бесплатные завтраки для всех учеников начальной школы — это существенная поддержка для многих семей и гарантия того, что ни один ребенок не останется голодным в начале учебного дня.
Платные обеды и полдники стоимостью 150 и 100 рублей соответственно, тоже выглядят вполне доступно, особенно если учесть, что речь идёт о полноценном горячем питании, а не о сухомятке, которой так часто грешат европейские школьники. Возможность докупить что-то в столовой, если основного обеда не хватило, также говорит о гибком подходе. Так что здесь российская система, ориентированная на заботу о здоровье подрастающего поколения, явно выигрывает у голландской модели с её бутербродной культурой.
И пусть это стоит родителям дополнительных 250 рублей в день, но уверенность в том, что ребёнок сыт и получает все необходимые питательные вещества, дорогого стоит. Не осталось без внимания и такая полезная опция, как продлёнка. Возможность оставить ребёнка в школе после уроков, где он под присмотром педагога сделает домашнее задание.
Поиграет со сверстниками и погуляет на свежем воздухе — это настоящее спасение для многих работающих родителей. Стоимость этой услуги — 6000 рублей в месяц — может показаться кому-то значительной, но если задуматься о том, сколько проблем она решает, то цена уже не выглядит завышенной. Ребёнок не болтается без дела на улице, не сидит один дома, уткнувшись в гаджеты, а проводит время с пользой.
Социализируется и получает квалифицированную помощь в выполнении уроков. Сам голландец отметил, что домашние задания в первом классе пока немногочисленны и носят скорее рекомендательный характер. Но даже в этом случае помощь учителя на продлёнке весьма кстати, особенно если родители заняты или не чувствуют в себе достаточных педагогических талантов. Интересно, что в Голландии, по его словам, домашние задания начинают давать только с шестого класса, то есть примерно с 10-летнего возраста.
У нас же уже с молодых ногтей прививают навыки самостоятельной работы, пусть и под ненавязчивым контролем. И хорошо, что есть продлёнка, где этот процесс проходит максимально комфортно и для детей, и для их родителей, но, пожалуй, самое сильное впечатление на нашего голландского наблюдателя произвела фигура российского учителя. Он с нескрываемым изумлением описывает тот объем работы, который выполняет педагог его сына.
В его представлении, сформированном голландской системой образования, учитель — это специалист, чья функция сводится исключительно к преподаванию предмета. Российская же учительница оказалась настоящим многостаночником, почти что героиней нашего времени. Она не только учит, но и, по словам голландца, убирает классы, что, вероятно, является некоторым преувеличением скорее, следит за порядком и организует дежурство, приносит из дома необходимые для уроков материалы.
Если школьных ресурсов не хватает, например, распечатывает что-то на личном принтере, накрывает на стол в столовой для всего класса и, что самое поразительное, находится на связи с родителями практически круглосуточно, отвечая на их вопросы с 7 утра до 9 вечера. Это действительно титанический труд, требующий не только профессионализма, но и огромной самоотдачи, терпения и любви к детям. И пусть европейцу такой уровень вовлеченности кажется чем-то из ряда вон выходящим, для нас это зачастую норма.
Российский учитель — это не просто функция, это призвание, это человек, который болеет душой за каждого своего ученика. И когда иностранец это замечает и отдаёт должное, это дорогого стоит. И так, подбив дебет с кредитом, голландский папа насчитал, что первый месяц обучения сына в российской государственной школе обошёлся его семейному бюджету в дополнительные 23 тысячи, 250 рублей, не считая первоначальных трат на сборы.
Сумма, возможно, и не маленькая, особенно для тех, кто привык к мантре о «бесплатном образовании». Но если посмотреть на это не как на расходы, а как на инвестиции в будущее своего ребенка, в его развитие, комфорт и безопасность, то картина становится несколько иной. Ведь что такое эти деньги по сравнению с возможностью дать сыну качественные знания, обеспечить его полноценным питанием, присмотром на продленки и, самое главное, окружить заботой настоящего учителя с большой буквы, наш герой, несмотря на своё первоначальное удивление, кажется, начинает это понимать.
Главное, как он сам отмечает, сыну в школе очень нравится, и это, пожалуй, самый важный показатель. Ведь когда ребёнок идёт на учёбу с радостью, любые трудности преодолеваются легче. Вот такие они, первые впечатления иностранца от российской школы, где-то шокирующие, где-то вызывающие недоумение, а где-то и приятное удивление.
А как устроен учебный процесс в ваших школах, сталкивались ли вы с подобными сюрпризами? Если материал показался интересным и, конечно же, подписывайтесь. Впереди еще много увлекательных историй и неожиданных открытий.